Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:00, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Объект исследования: школьная адаптация первоклассников. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Содержание
Введение Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема 1.1 Возрастные особенности младших школьников 1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе Заключение Список литературы
Формирование интереса к содержанию
учебной деятельности, приобретению знаний
связано с переживанием школьниками чувства
удовлетворения от своих достижений. А
стимулирует это чувство одобрение учителя,
взрослого, подчеркивание даже самого
небольшого успеха, продвижения вперед.
В целом за время обучения ребенка
в начальном звене школы у него должны
сформироваться следующие качества: произвольность,
рефлексия, мышление в понятиях; он должен
успешно освоить программу; у него должны
быть сформированы основные компоненты
деятельности; кроме этого должен появиться
качественно новый, более "взрослый"
тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
1.2 Сущность
школьной адаптации первоклассников
Начало обучения в школе – один
из наиболее сложных и ответственных моментов
в жизни детей, как в социально – педагогическом,
психологическом, так и физическом плане.
Поступив в школу, ребенок становится
школьником далеко не сразу. Это становление,
вхождение в школьную жизнь, происходит
на протяжении начальной школы, и сочетание
черт дошкольного детства с особенностями
школьника будет характеризовать весь
период младшего школьного возраста. Все
дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются
с теми или иными трудностями.
Адаптация - 1. Приспособление
строения и функций организма, его органов
и клеток к условиям среды, направленное
на сохранение гомеостаза.
2. Приспособление органов
чувств к особенностям воздействующих
стимулов для их оптимального
восприятия и предохранения рецепторов
от перегрузки. Адаптация может
быть психологическая, сенсорная, социальная.
Социальная адаптация является
одним из видов адаптации, под которой
понимается постоянный процесс интеграции
индивида в общество, процесс активного
приспособления индивида к условиям среды
социальной, а также результат этого процесса.
В рамках социальной адаптации
может быть выделена адаптация ребенка
к школе, потому что под школьной адаптацией
понимается сложный процесс приспособления
ребенка к школе и школы к ребенку.
Приступая к какой-то деятельности,
человек адаптируется к новым условиям,
постепенно привыкает к ним. В этом ему
помогает накопленный опыт, который с
возрастом расширяется и обогащается.
Адаптация к школе – перестройка
познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой
сфер ребенка при переходе к систематическому
организованному школьному обучению.
При поступлении в школу коренным
образом изменяются условия жизни и деятельности
ребенка; ведущей становится учебная деятельность.
В элементарных формах учебная деятельность
осуществлялась и
дошкольником, но для него она
носила второстепенный характер, т.к ведущей
выступала игра; мотивы учебной деятельности
дошкольника также были преимущественно
игровыми.
Режим школьных занятий требует
гораздо более высокого, чем в дошкольном
детстве, уровня произвольности поведения.
Необходимость налаживать и поддерживать
взаимоотношения с педагогами и сверстниками
в ходе совместной деятельности требует
развитых навыков общения. В этой связи
особую важность приобретает готовность
к школьному обучению, которая должна
быть сформирована у старших дошкольников.
Дети, имеющие достаточный опыт общения,
с развитой речью, сформированными познавательными
мотивами и умением произвольно-волевой
регуляции поведения, легко адаптируются
к школьным условиям.
Часто в более выигрышных условиях
оказываются дети, посещавшие детский
сад, поскольку там элементы готовности
к школьному обучению целенаправленно
формируются педагогическим воздействием.
Дети, не посещавшие дошкольные учреждения,
пользовались более пристальным и индивидуализированным
вниманием родителей. Они, как правило,
обладают определенными преимуществами
в познавательной сфере, но часто не имеют
достаточного опыта взаимоотношений и
вообще стоят на эгоцентрической личностной
позиции. Затруднения, возникающие вследствие
недостаточной готовности к школе, могут
быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность
к адекватному поведению и неудачи в учебной
деятельности, закрепляясь, способствуют
возникновению так называемых школьных
неврозов.
В первые учебные недели может
закладываться основа для развития в будущем
слабой успеваемости, поэтому многие исследователи
большое значение придают вопросам школьной
готовности, а также адаптации первоклассника
к новым условиям систематического обучения
в коллективе сверстников (М.М. Безруких,
Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В.
Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников,
Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).
В большинстве работ констатируется,
что слабоуспевающих учащихся характеризуют
следующие личностные свойства:
неспособность к обобщению,
слабая осознанность мыслительной деятельности;
инертность, косность, пассивность,
подражательность ума, явное несоответствие
между уровнем интуитивно-практического
и словесно-логического мышления.
Готовность ребенка к школе
определяется уровнем развития личности
в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном
и физическом отношениях.
Современная наука выработала
критерии готовности к школе, исходя из
уровня интеллектуальной подготовки(А.В.
Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова,
В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического
развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого
воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова,
В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности
к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А.
Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др.).
Кроме того, изучаются взаимоотношения
различных компонентов готовности (Н.И.
Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается
соотношение понятий "школьная зрелость"
и "готовность к школе", а также вопросы
преемственности дошкольного и школьного
воспитания и образования (Н.Ф. Алиева,
С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).
Известны многочисленные публикации,
посвященные изучению трудностей школьной
адаптации, ее критериев, уровней, этапов.
Особо отметим понятие "дезадаптация",
которое занимает важное место в педагогической
литературе и практике. Это понятие тесно
связано со слабой успеваемостью, а причины
их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация
сама во многих случаях является причиной
слабой успеваемости (Э.М. Александровская,
Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.).
Дезадаптация – это нарушение
приспособления личности школьника к
условиям обучения в школе, которое выступает
как частное явление расстройства у ребенка
общей способности к психологической
адаптации в связи с какими – либо патологическими
факторами.
Поступление в школу вносит
большие перемены в жизнь ребенка. Период
адаптации к школе является очень сложным
для первоклассников. В этот период некоторые
дети могут быть очень шумными, крикливыми,
без удержу носятся по коридорам, отвлекаются
на уроках, даже могут вести себя развязно
с учителями: дерзить, капризничать. Другие
очень скованы, робки, стараются держаться
незаметно, слушают, когда к ним обращаются
с вопросом, при малейшей неудаче, замечании
плачут. У некоторых детей нарушается
сон, аппетит, они становятся очень капризны,
появляется интерес к игрушкам, играм,
книгам для очень маленьких детей. Увеличивается
количество заболеваний, которые называют
функциональными отклонениями, они вызваны
той нагрузкой, которую испытывает психика
ребенка, его организм в связи с резким
изменением образа жизни, в связи со значительным
увеличением тех требований, которым ребенок
должен отвечать.
Конечно, не у всех детей адаптация
к школе протекает с подобными отклонениями,
но есть первоклассники, у которых этот
процесс сильно затягивается. Такие дети
часто и подолгу болеют, причем болезни
носят психосоматический характер, эти
дети составляют группу риска с точки
зрения возникновения школьного невроза.
Некоторые дети к середине дня оказываются
уже переутомленными, т.к школа для них
является стрессогенным фактором, уже
дорога в школу для многих требует повышенного
внимания, напряжения. На протяжении дня
у них не бывает возможности полного расслабления,
как физического, так и умственного, эмоционального.
Некоторые дети невеселы уже по утрам,
выглядят переутомленными, у них появляются
головные боли и боли в области живота:
страх, тревога перед предстоящей работой
в классе, из-за расставания с домом, родителями
столь велик, что ребенок в некоторые дни
не может идти в школу.
Анализируя процесс адаптации
первоклассников к школе, целесообразно
выделить те его формы, знание которых
позволит реализовать идеи преемственности
в работе воспитателя дошкольного учреждения
и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация организма
к новым условиям жизни и
деятельности, к физическим и
интеллектуальным нагрузкам. В данном
случае уровень адаптации будет зависеть
от возраста ребенка, который пошел в школу;
от того, посещал ли он детский сад или
его подготовка к школе осуществлялась
в домашних условиях; от степени сформированности
морфофункциональных систем организма;
уровня развития произвольной регуляции
поведения и организованности ребенка;
от того, как изменялась ситуация в семье.
2. Адаптация к новым
социальным отношениям и связям
относится в большей степени
к пространственно-временным отношениям
(режим дня, особое место для
хранения школьных принадлежностей,
школьной формы, подготовка уроков,
уравнивание ребенка в правах
со старшими братьями, сестрами,
признание его "взрослости", предоставление
самостоятельности и др.); личностно-смысловым
отношениям (отношение к ребенку
в классе, общение со сверстниками
и взрослыми, отношение к школе,
к самому себе как учащемуся);
к характеристике деятельности
и общения ребенка (отношение
к ребенку в семье, стиль поведения
родителей и учителей, особенности
семейного микроклимата, социальная
компетентность ребенка и др.).
3. Адаптация к новым
условиям познавательной деятельности
зависит от актуальности образовательного
уровня ребенка (знаний, умений, навыков),
полученного в дошкольном учреждении
или в домашних условиях; интеллектуального
развития; от обучаемости как способности
овладеть умениями и навыками учебной
деятельности, любознательности как основы
познавательной активности; от сформированности
творческого воображения; коммуникативных
способностей (умение общаться со взрослыми,
сверстниками).
Создание благоприятных условий
адаптации ребенка к школе с учетом особенностей
ее проявления является важнейшим фактором
обеспечения преемственности в его развитии.
От того, как протекает процесс адаптации,
во многом зависит психофизическое состояние
будущего ученика. Сроки адаптации первоклассников
могут быть различными. Обычно устойчивая
приспособляемость к школе отмечается
в первом полугодии обучения. Однако установлено,
что у 20 - 30% шестилетних детей этот процесс
не завершается в течение первого года
обучения.
Оптимальный адаптационный
период составляет один-полтора месяца.
В зависимости от различных факторов уровень
адаптации детей к новым условиям может
быть разным: высоким, нормальным и низким.
Психологами доказано, что наиболее напряженными
для всех детей являются первые четыре
недели обучения. Это период так называемой
"острой" адаптации. В это время не
следует повышать нагрузку, темп работы.
Активный период обучения должен
начинаться после "острого" периода
адаптации.
Если физиологическая адаптация
протекает как бы автоматически, то с социально-психологической
адаптацией дело обстоит иначе: она представляет
собой процесс активного приспособления.
Адаптация ребенка к школе процесс не
односторонний: не только новые условия
воздействуют на малыша, но и сам он пытается
изменить социально-психологическую ситуацию,
не только "встроиться в нее", но и
ее "пристроить к себе". Да ведь и
учителю необходимо адаптироваться к
ситуации взаимодействия с новыми для
него учениками.
Процесс "притирки" друг
к другу продолжается достаточно долго,
но учителю легче - и не только потому,
что он взрослее и мудрее, но и потому,
что он имеет существенное влияние на
процесс адаптации.
Именно в первом полугодии первого
года обучения процесс адаптации ребенка
проявляется в напряжении всех функциональных
систем его организма. В этот период наиболее
яркими признаками сложно протекающей
адаптации, которые легко заметить и учителю
и родителям, являются двигательное возбуждение
или заторможенность, жалобы на головные
боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные
признаки, а также снижение массы тела
свидетельствуют о неблагоприятных изменениях
в здоровье первоклассника, вызванных
неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.
По результатам наблюдений
Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой, уже к концу
первой четверти масса тела снижается
у 60% детей. Одновременно с этим ухудшаются
показатели работоспособности, появляются
жалобы на усталость, сонливость, головные
боли. Утомление приводит также к значительному
снижению артериального давления у первоклассников,
а переутомление может обернуться повышением
давления, появлением шумов в сердце, нарушениями
нервно-психического здоровья.
Ухудшение нервно-психического
состояния детей также наиболее выражено
в первом полугодии. Специальные исследования
показывают, что именно в этот период число
учащихся, имеющих нервно-психические
отклонения, возрастает примерно на 14–16%,
а к концу учебного года число таких детей
увеличивается примерно на 20%. Наиболее
тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания
в школе, характеризующиеся как время
"острой адаптации". Но и спустя два
месяца обучения многие дети продолжают
переживать серьезные трудности.
А.Л. Венгер описывает три уровня
адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится
к школе; требования воспринимает
адекватно; учебный материал усваивает
легко, глубоко и полно; решает
усложненные задачи; прилежен, внимательно
слушает указания и объяснения
учителя; выполняет поручения без
лишнего контроля; проявляет большой
интерес к самостоятельной работе;
готовится ко всем урокам; занимает
в классе благоприятное статусное
положение.