Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.

Содержание

Введение
Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема
1.1 Возрастные особенности младших школьников
1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников
Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 339.83 Кб (Скачать файл)

 

.3 Социально-педагогические  аспекты школьной адаптации

 

Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания [5].

Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают педагоги и другие взрослые.

Школа, если ее рассматривать с точки зрения социализации человека, имеет свои особые функции, которые отличаются от образовательных.

К социализирующим функциям школы относятся:

§Функция эмансипации ребенка от первичной зависимости от родителей и других родственников; эта функция реализуется благодаря тому, что ребенок попадает в систему межличностных отношений, где требуется высокий уровень самостоятельности, а отношение взрослых к нему обусловлено качеством его деятельности (в первую очередь учебной);

§Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов: нормы школьной жизни соответствуют (а часто являются идентичными) нормам жизни в обществе, а по тому способствуют включению ребенка в систему общественных отношений;

§Функция социальной дифференциации детей в свете их достижений. Она направлена на распределение детей применительно к ролевой (в том числе профессиональной) структуре взрослого общества в зависимости от их индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, способностей и связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли и разные виды деятельности [5].

Индивид становится человеком благодаря человеческой общности и вне этой общности его обучение и воспитание невозможно [19].

На каждом этапе своего развития человек находится в той или иной социальной среде, в которой он общается, взаимодействует со своим окружением. В младшем школьном возрасте - это классный коллектив.

Хоть в младшем школьном возрасте на первом месте и стоит учеба, общение со сверстниками и учителем также является очень важным. Для нормального развития ребенка с самого его рождения общение играет немаловажную роль: с его помощью происходит освоение им окружающего мира.

Благоприятная коммуникативная обстановка позволяет первокласснику успешно адаптироваться, занять достойное социальное положение в классном коллективе и принять на себя новую социальную роль - роль ученика.

Отношения младшего школьника к учителю мало отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интонациях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети в начале обучения пытаются поддерживать с учителем тактильный контакт, расспрашивают его о нем самом, делятся своими личными сообщениями, рассматривают учителя как судью и арбитра в ссорах и обидах. В ряде случаев, если отношения в семье ребенка не отличаются благополучием, роль учителя нарастает, и его мнения и пожелания принимаются ребенком с большей готовностью, чем родительские. Общественный же статус и авторитет учителя в глазах ребенка часто бывает выше родительского [29].

Коллективные связи и отношения между детьми в начальной школе уменьшаются по сравнению с подготовительной группой детского сада.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности, он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

Постепенно личность учителя становится менее значимой, но связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться по симпатиям и общности каких-либо интересов. На первых этапах межличностной ориентации у некоторых детей заостренно проявляются не свойственные им черты характера: либо чрезмерная застенчивость, либо развязность. По мере установления и стабилизации отношений с другими дети обнаруживают подлинные индивидуальные особенности.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов [29]:

§Сидят за одной партой;

§Живут рядом;

§Интересуются чтением, рисованием.

В младшем школьном возрасте особой значимостью обладает стиль, который выбирает учитель для общения с ребенком и управления классом. Этот стиль легко ассимилируется детьми, оказывая влияние на их личность, активность, общение со сверстниками.

Стиль общения с классом - одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности учителя, характера его педагогического руководства [18].

Для демократического стиля характерен широкий контакт с детьми, проявления доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к ребенку у таких учителей преобладает над деловым: для них типично стремление давать исчерпывающие ответы на любые детские вопросы, учет индивидуальных особенностей, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке личности и поведении детей. При этом дисциплина выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу и хороший контакт. Учитель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит управлять своим поведением в условиях доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит взрослого и детей в позицию дружеского взаимопонимания. Он обеспечивает детям положительные эмоции, уверенность в себе, товарище, во взрослом, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Одновременно он объединяет детей, формирует чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу, давая опыт самоуправления. Оставшись на какое-то время без учителя, дети, воспитанные в условиях демократического стиля общения, стараются дисциплинировать себя сами [18].

Учителя с авторитарным стилем руководства проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Он чаще пользуется запретами и наказаниями, ограничениями поведения детей. В работе деловой подход преобладает над личностным. Учитель требует безусловного, неукоснительного подчинения и определяет ребенку пассивную позицию, стремясь манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.

Такой стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Позиция отчуждения характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием психологической близости, доверия. Императивный стиль быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей переживание покинутости, незащищенности, тревожности. Как правило, дети побаиваются такого учителя. Применение авторитарного стиля говорит о твердой воле учителя, но в целом он антипедагогичен, так как деформирует детскую личность.

Наконец, учитель может реализовывать либерально-попустительский стиль в общении с детьми. Он допускает неоправданную терпимость, снисходительную слабость, попустительство, вредящее школьникам. Чаще всего такой стиль является следствием недостаточного профессионализма и не обеспечивает ни совместной деятельности детей, ни выполнения ими нормативного поведения. Даже дисциплинированные дети при таком стиле могут перейти к нарушениям этой самой дисциплины. Учебный процесс здесь постоянно нарушается своевольными поступками, шалостями, выходками детей. Ребёнок не осознает своих обязанностей [18, 29].

Итак, общение учеников с учителем играет решающую роль в процессе адаптации ребёнка к школьной жизни. Характер взаимоотношений с одноклассниками во многом определяется тем, как классный руководитель выстраивает свою коммуникативную деятельность в отношении того или иного ребенка. Успевающие ученики, часто получающие похвалу, могут быть предпочтительнее для сверстников в отношении построения дружеского взаимодействия.

Так же выбранный учителем стиль взаимодействия с классом во многом влияет на формирование отношения первоклассников к школе в целом и обучению в частности. Если личность классного руководителя является демократичной, то процесс усвоения правил школьной жизни, налаживания отношений со сверстниками и само обучение складываются благоприятным образом.

Если же учитель придерживается авторитарного стиля, то могут возникнуть некоторые проблемы. Ученики могут начать испытывать страх перед походом в школу, что может помешать в процессе усвоения правил учебной деятельности. Так же могут возникнуть проблемы в отношениях с одноклассниками.

У более развитых детей так же могут возникнуть проблемы. Они испытывают потребность в большей активности по самореализации. Если этого не происходит, то под действием его адаптации в новых условиях, требующих меньшей динамики, начинается перестройка его организма [20].

Он теряет прежний динамизм и усваивает новый. Новое состояние имеет сдерживающий характер, ограничивающий интенсивность его направленного развития, что может иметь негативные последствия.

Хорошо подготовленные к школе дети, приходя в класс, где ему предстоит учиться осознают, что многие дети не знают даже букв. Учитель, естественно, начинает с азов, больше уделяя внимания тем, кто меньше знает. Он старается их подтянуть, а затем надеется активизировать деятельность всего класса. У подготовленного ребенка может возникнуть негативная установка по отношению к школе, учителю и сверстникам по следующим причинам:

·Его чаще всего не замечают на занятии (отсутствие общения с учителем на уроке негативно сказывается на процессе усвоения учебной деятельности);

·Он знает ответ, но его не спрашивают, лишая самопроявления и обрекая на пассивность;

·Нового для него практически ничего нет или очень мало;

·Если бы он не знал, то его чаще спрашивали, за правильные ответы чаще хвалили;

·Ему становится совершенно неинтересно учиться; то, что он знает, ему кажется очень простым, и неясно, почему другие не могут это понять или запомнить.

Подобные факты формируют у ребенка негативное отношение к слабым в учебе детям. Ученик «остывает» к учебе, у него постепенно пропадает интерес к занятиям. Как следствие, ребенок отказывается идти в школу, очень мало уделяет внимания учебе. С успехом начав обучение, он, исчерпав потенциал, снижает результаты в учебе. Впоследствии такой ребенок вообще может с трудом справляться со школьной программой [20]. Развивается школьная дезадаптация.

Если у ребенка не формируются навыки учебной деятельности и приемы, которыми он пользуется и которые, закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих сверстников, испытывать реальные трудности в учебе. Возникает один из симптомов школьной дезадаптации - снижение успеваемости

Дезадаптация может заключаться в неспособности младших школьников произвольно управлять своим поведением, вниманием, учебной работой. Умение работать по правилам отражает развитие произвольной саморегуляции поведения. Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо, чтобы требования, первоначально выдвигаемые учителем, в дальнейшем выступали как требования, которые ученик сам предъявляет к собственным действиям.

Так же проблемы в адаптации первоклассников к школьной жизни могут быть вызваны их неумением приспосабливаться к ее темпу.

 

Выводы по первой главе

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал что, переход ребенка из дошкольного учебного заведения в школу является для него очень сложным и, в некоторой степени, травматичным моментом. Меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром. На место игре приходит учебная деятельность, которая требует значительных умственных, физических и психологических нагрузок.

Социальная адаптация - это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Наиболее полную характеристику социального аспекта адаптации дала В.М. Сафронова.

Школьная адаптация является одной из сфер социальной адаптации. Адаптация первоклассника к школьной жизни - это многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоению правил и норм школьной жизни, формированию внутренней позиции школьника.

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.

Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе. Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.

Исследованием феномена дезадаптации занимались такие авторы как М.М Безруких, В.Е. Каган, Ю.А. Александровский и многие другие.

Нарушение адаптивных процессов могут быть вызваны следующими факторами:

§Психологической не готовностью ребенка к обучению в школе;

§Недостаточной или чрезмерной интеллектуальной подготовкой ученика;

§Кризисом семи лет (утрата детской непосредственности, протест и неприятие всего того, что говорят взрослые и т.д.);

§Проблемами в сфере межличностных отношений в классном коллективе (с учителем и одноклассниками).

Если ребенок психологически не готов принять на себя новую социальную роль «школьника», он не сможет адаптироваться к школьной жизни [16]. У ученика будет низкая успеваемость, даже если он обладает высоким уровнем интеллектуального развития, будут проблемы в коммуникативной деятельности, школьные правила не будут усвоены.

Недостаточный уровень интеллектуального развития также может помешать благополучно адаптироваться ученику к процессу обучения. Отставание от других учеников может вызвать у первоклассника негативную установку по отношению к учителю (из-за постоянных замечаний), к более успешным одноклассникам. Но и чрезмерная интеллектуальная развитость не может гарантировать прохождения успешной адаптации.

Информация о работе Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе