Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:00, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Объект исследования: школьная адаптация первоклассников. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Содержание
Введение Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема 1.1 Возрастные особенности младших школьников 1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе Заключение Список литературы
Школа - это не только место,
в котором происходит обучением детей.
Она является важнейшим институтом социального
воспитания [5].
Как уже говорилось в предыдущем
параграфе, при поступлении ребенка в
школу происходит освоение им учебной
деятельности, правил и норм поведения
в школе. В этом ему помогают педагоги
и другие взрослые.
Школа, если ее рассматривать
с точки зрения социализации человека,
имеет свои особые функции, которые отличаются
от образовательных.
К социализирующим функциям
школы относятся:
§Функция эмансипации ребенка
от первичной зависимости от родителей
и других родственников; эта функция реализуется
благодаря тому, что ребенок попадает
в систему межличностных отношений, где
требуется высокий уровень самостоятельности,
а отношение взрослых к нему обусловлено
качеством его деятельности (в первую
очередь учебной);
§Функция усвоения общественных
ценностей и норм на уровне социальных
стандартов: нормы школьной жизни соответствуют
(а часто являются идентичными) нормам
жизни в обществе, а по тому способствуют
включению ребенка в систему общественных
отношений;
§Функция социальной дифференциации
детей в свете их достижений. Она направлена
на распределение детей применительно
к ролевой (в том числе профессиональной)
структуре взрослого общества в зависимости
от их индивидуальных особенностей, склонностей,
интересов, способностей и связана с тем,
что в школе ребенок имеет достаточно
широкий диапазон социальных отношений
с разными людьми, позволяющий апробировать
различные социальные роли и разные виды
деятельности [5].
Индивид становится человеком
благодаря человеческой общности и вне
этой общности его обучение и воспитание
невозможно [19].
На каждом этапе своего развития
человек находится в той или иной социальной
среде, в которой он общается, взаимодействует
со своим окружением. В младшем школьном
возрасте - это классный коллектив.
Хоть в младшем школьном возрасте
на первом месте и стоит учеба, общение
со сверстниками и учителем также является
очень важным. Для нормального развития
ребенка с самого его рождения общение
играет немаловажную роль: с его помощью
происходит освоение им окружающего мира.
Благоприятная коммуникативная
обстановка позволяет первокласснику
успешно адаптироваться, занять достойное
социальное положение в классном коллективе
и принять на себя новую социальную роль
- роль ученика.
Отношения младшего школьника
к учителю мало отличается от его отношения
к родителям. Дети готовы подчиниться
его требованиям, принимают его оценки
и мнения, выслушивают поучения, подражают
ему в поведении, манере рассуждать, интонациях.
И от учителя ждут почти «материнского»
отношения. Некоторые дети в начале обучения
пытаются поддерживать с учителем тактильный
контакт, расспрашивают его о нем самом,
делятся своими личными сообщениями, рассматривают
учителя как судью и арбитра в ссорах и
обидах. В ряде случаев, если отношения
в семье ребенка не отличаются благополучием,
роль учителя нарастает, и его мнения и
пожелания принимаются ребенком с большей
готовностью, чем родительские. Общественный
же статус и авторитет учителя в глазах
ребенка часто бывает выше родительского
[29].
Коллективные связи и отношения
между детьми в начальной школе уменьшаются
по сравнению с подготовительной группой
детского сада.
Взаимоотношения первоклассников
во многом определяются учителем через
организацию учебной деятельности, он
способствует формированию статусов и
межличностных отношений в классе. Поэтому
при проведении социометрических замеров
можно обнаружить, что среди предпочитаемых
часто оказываются дети, которые хорошо
учатся, которых хвалит и выделяет учитель.
Постепенно личность учителя
становится менее значимой, но связи с
одноклассниками становятся более тесными
и дифференцированными. Обычно дети начинают
объединяться по симпатиям и общности
каких-либо интересов. На первых этапах
межличностной ориентации у некоторых
детей заостренно проявляются не свойственные
им черты характера: либо чрезмерная застенчивость,
либо развязность. По мере установления
и стабилизации отношений с другими дети
обнаруживают подлинные индивидуальные
особенности.
Характерная черта взаимоотношений
младших школьников состоит в том, что
их дружба основана, как правило, на общности
внешних жизненных обстоятельств и случайных
интересов [29]:
§Сидят за одной партой;
§Живут рядом;
§Интересуются чтением, рисованием.
В младшем школьном возрасте
особой значимостью обладает стиль, который
выбирает учитель для общения с ребенком
и управления классом. Этот стиль легко
ассимилируется детьми, оказывая влияние
на их личность, активность, общение со
сверстниками.
Стиль общения с классом - одна
из наиболее важных характеристик профессиональной
деятельности учителя, характера его педагогического
руководства [18].
Для демократического стиля
характерен широкий контакт с детьми,
проявления доверия и уважения к ним, разъяснение
вводимых правил поведения, требований,
оценок. Личностный подход к ребенку у
таких учителей преобладает над деловым:
для них типично стремление давать исчерпывающие
ответы на любые детские вопросы, учет
индивидуальных особенностей, отсутствие
предпочтения одних детей другим, стереотипности
в оценке личности и поведении детей. При
этом дисциплина выступает не как самоцель,
а как средство, обеспечивающее успешную
работу и хороший контакт. Учитель разъясняет
детям значение нормативного поведения,
учит управлять своим поведением в условиях
доверительности и взаимопонимания.
Демократический стиль ставит
взрослого и детей в позицию дружеского
взаимопонимания. Он обеспечивает детям
положительные эмоции, уверенность в себе,
товарище, во взрослом, дает понимание
ценности сотрудничества в совместной
деятельности. Одновременно он объединяет
детей, формирует чувство «мы», ощущение
сопричастности к общему делу, давая опыт
самоуправления. Оставшись на какое-то
время без учителя, дети, воспитанные в
условиях демократического стиля общения,
стараются дисциплинировать себя сами
[18].
Учителя с авторитарным стилем
руководства проявляют ярко выраженные
субъективные установки, избирательность
по отношению к детям, стереотипность
и бедность оценок. Их руководство детьми
характеризуется жесткой регламентированностью.
Он чаще пользуется запретами и наказаниями,
ограничениями поведения детей. В работе
деловой подход преобладает над личностным.
Учитель требует безусловного, неукоснительного
подчинения и определяет ребенку пассивную
позицию, стремясь манипулировать классом,
ставя во главу угла задачу организации
дисциплины.
Такой стиль отчуждает учителя
от класса в целом и от отдельных детей.
Позиция отчуждения характеризуется эмоциональной
холодностью, отсутствием психологической
близости, доверия. Императивный стиль
быстро дисциплинирует класс, но вызывает
у детей переживание покинутости, незащищенности,
тревожности. Как правило, дети побаиваются
такого учителя. Применение авторитарного
стиля говорит о твердой воле учителя,
но в целом он антипедагогичен, так как
деформирует детскую личность.
Наконец, учитель может реализовывать
либерально-попустительский стиль в общении
с детьми. Он допускает неоправданную
терпимость, снисходительную слабость,
попустительство, вредящее школьникам.
Чаще всего такой стиль является следствием
недостаточного профессионализма и не
обеспечивает ни совместной деятельности
детей, ни выполнения ими нормативного
поведения. Даже дисциплинированные дети
при таком стиле могут перейти к нарушениям
этой самой дисциплины. Учебный процесс
здесь постоянно нарушается своевольными
поступками, шалостями, выходками детей.
Ребёнок не осознает своих обязанностей
[18, 29].
Итак, общение учеников с учителем
играет решающую роль в процессе адаптации
ребёнка к школьной жизни. Характер взаимоотношений
с одноклассниками во многом определяется
тем, как классный руководитель выстраивает
свою коммуникативную деятельность в
отношении того или иного ребенка. Успевающие
ученики, часто получающие похвалу, могут
быть предпочтительнее для сверстников
в отношении построения дружеского взаимодействия.
Так же выбранный учителем стиль
взаимодействия с классом во многом влияет
на формирование отношения первоклассников
к школе в целом и обучению в частности.
Если личность классного руководителя
является демократичной, то процесс усвоения
правил школьной жизни, налаживания отношений
со сверстниками и само обучение складываются
благоприятным образом.
Если же учитель придерживается
авторитарного стиля, то могут возникнуть
некоторые проблемы. Ученики могут начать
испытывать страх перед походом в школу,
что может помешать в процессе усвоения
правил учебной деятельности. Так же могут
возникнуть проблемы в отношениях с одноклассниками.
У более развитых детей так
же могут возникнуть проблемы. Они испытывают
потребность в большей активности по самореализации.
Если этого не происходит, то под действием
его адаптации в новых условиях, требующих
меньшей динамики, начинается перестройка
его организма [20].
Он теряет прежний динамизм
и усваивает новый. Новое состояние имеет
сдерживающий характер, ограничивающий
интенсивность его направленного развития,
что может иметь негативные последствия.
Хорошо подготовленные к школе
дети, приходя в класс, где ему предстоит
учиться осознают, что многие дети не знают
даже букв. Учитель, естественно, начинает
с азов, больше уделяя внимания тем, кто
меньше знает. Он старается их подтянуть,
а затем надеется активизировать деятельность
всего класса. У подготовленного ребенка
может возникнуть негативная установка
по отношению к школе, учителю и сверстникам
по следующим причинам:
·Его чаще всего не замечают
на занятии (отсутствие общения с учителем
на уроке негативно сказывается на процессе
усвоения учебной деятельности);
·Он знает ответ, но его не спрашивают,
лишая самопроявления и обрекая на пассивность;
·Нового для него практически
ничего нет или очень мало;
·Если бы он не знал, то его чаще
спрашивали, за правильные ответы чаще
хвалили;
·Ему становится совершенно
неинтересно учиться; то, что он знает,
ему кажется очень простым, и неясно, почему
другие не могут это понять или запомнить.
Подобные факты формируют у
ребенка негативное отношение к слабым
в учебе детям. Ученик «остывает» к учебе,
у него постепенно пропадает интерес к
занятиям. Как следствие, ребенок отказывается
идти в школу, очень мало уделяет внимания
учебе. С успехом начав обучение, он, исчерпав
потенциал, снижает результаты в учебе.
Впоследствии такой ребенок вообще может
с трудом справляться со школьной программой
[20]. Развивается школьная дезадаптация.
Если у ребенка не формируются
навыки учебной деятельности и приемы,
которыми он пользуется и которые, закрепляются
у него, оказываются недостаточно продуктивными,
не рассчитанными на работу с более сложным
материалом, он начинает отставать от
своих сверстников, испытывать реальные
трудности в учебе. Возникает один из симптомов
школьной дезадаптации - снижение успеваемости
Дезадаптация может заключаться
в неспособности младших школьников произвольно
управлять своим поведением, вниманием,
учебной работой. Умение работать по правилам
отражает развитие произвольной саморегуляции
поведения. Для успешного осуществления
учебной деятельности необходимо, чтобы
требования, первоначально выдвигаемые
учителем, в дальнейшем выступали как
требования, которые ученик сам предъявляет
к собственным действиям.
Так же проблемы в адаптации
первоклассников к школьной жизни могут
быть вызваны их неумением приспосабливаться
к ее темпу.
Выводы по первой
главе
Анализ психолого-педагогической
литературы показал что, переход ребенка
из дошкольного учебного заведения в школу
является для него очень сложным и, в некоторой
степени, травматичным моментом. Меняется
вся система отношений ребенка с окружающим
его миром. На место игре приходит учебная
деятельность, которая требует значительных
умственных, физических и психологических
нагрузок.
Социальная адаптация - это
процесс интеграции человека в общество,
в результате которого достигается формирование
самосознания и ролевого поведения, способности
к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных
связей с окружающими. Наиболее полную
характеристику социального аспекта адаптации
дала В.М. Сафронова.
Школьная адаптация является
одной из сфер социальной адаптации. Адаптация
первоклассника к школьной жизни - это
многоплановый процесс, который включает
в себя социализацию в группе сверстников,
усвоению правил и норм школьной жизни,
формированию внутренней позиции школьника.
Дети далеко не с одинаковой
успешностью «вживаются» в новые условия
жизнедеятельности. В исследовании Г.М.
Чуткиной выявлено три уровня адаптации
детей к школе: высокий, средний и низкий.
Наряду с термином «адаптация»
широко используется термин «дезадаптация»,
применительно к детям, испытывающим трудности
приспособления к школе. Термин «дезадаптация»
обозначает нарушение процессов взаимодействия
человека с окружающей средой.
Исследованием феномена дезадаптации
занимались такие авторы как М.М Безруких,
В.Е. Каган, Ю.А. Александровский и многие
другие.
Нарушение адаптивных процессов
могут быть вызваны следующими факторами:
§Психологической не готовностью
ребенка к обучению в школе;
§Недостаточной или чрезмерной
интеллектуальной подготовкой ученика;
§Кризисом семи лет (утрата
детской непосредственности, протест
и неприятие всего того, что говорят взрослые
и т.д.);
§Проблемами в сфере межличностных
отношений в классном коллективе (с учителем
и одноклассниками).
Если ребенок психологически
не готов принять на себя новую социальную
роль «школьника», он не сможет адаптироваться
к школьной жизни [16]. У ученика будет низкая
успеваемость, даже если он обладает высоким
уровнем интеллектуального развития,
будут проблемы в коммуникативной деятельности,
школьные правила не будут усвоены.
Недостаточный уровень интеллектуального
развития также может помешать благополучно
адаптироваться ученику к процессу обучения.
Отставание от других учеников может вызвать
у первоклассника негативную установку
по отношению к учителю (из-за постоянных
замечаний), к более успешным одноклассникам.
Но и чрезмерная интеллектуальная развитость
не может гарантировать прохождения успешной
адаптации.