Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:00, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Объект исследования: школьная адаптация первоклассников. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Содержание
Введение Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема 1.1 Возрастные особенности младших школьников 1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе Заключение Список литературы
Л.С. Выготский говорил, что
кризис семи лет, как правило, сопровождается
утратой детской непосредственности,
возрастает агрессивность ребенка, он
может выражать протест взрослым на каждую
их просьбу. Еще одним проявлением данного
кризиса может быть кривляние или манерничанье.
Все это не может не сказаться на процессе
вживания человека в новую социальную
среду.
Очень важной является сфера
межличностных отношений в группе сверстников.
И мы делаем акцент в работе именно на
этом аспекте. Для ребенка важно, чтобы
его приняли в новом коллективе - коллективе
класса. И оценка учителя играет здесь
не последнюю роль. Пожалуй, что проблемы
в данной сфере жизнедеятельности первоклассников
наиболее ощутимо сказываются на процессе
адаптации к школе. Отсутствие позитивного
контактного взаимодействия с учителем
может повлечь за собой негативную установку
к школе в целом, и к наиболее успешным
сверстникам в частности.
Наличие предпочитаемых детей
у учителя так же оказывает неблагоприятное
воздействие в процессе адаптации. Конечно,
некоторые дети, видя то, как хвалят их
одноклассников, захотят стать такими
же, как они и всячески будут пытаться
достичь этой цели, будут налаживать с
ними дружеские отношения, но кто-то может
отнестись к данному явлению и крайне
негативно. Поведение пренебрегаемого
ребенка может стать агрессивным по отношению
к «любимчикам», на каждое действие и задание
учителя может быть выдвинут протест.
Стиль взаимодействия, выбранный
учителем в качестве основного, в процессе
общения с классом может либо помочь, либо
же помешать процессу адаптации. Учитель-демократ
наиболее предпочтительный вариант в
начале обучения в школе. Если ребенок
почувствует, что ему рады, готовы выслушать,
оказать помощь, то он сможет пройти процесс
адаптации с наименьшими психологическими
и социальными последствиями для себя
и других.
Показателями благоприятной
адаптации первоклассника к школьной
жизни являются: адекватное поведение,
налаживание контактов со сверстниками,
учителем, овладение навыками учебной
деятельности и принятием правил школьной
жизни.
Все вышеизложенное доказывает
необходимость участия социального педагога
в решении проблемы адаптации первоклассников
к условиям школьного обучения. Именно
социальный педагог призван помочь ребенку
в процессе адаптации к школьной жизни:
принять на себя новую социальную роль,
усвоить правила и нормы обучения в школе,
наладить отношения с одноклассниками
и классным руководителем.
Глава 2. Исследование
социальной адаптации первоклассников
к школьной жизни
.1 Программа исследования
Исследование выполнено на
базе государственного образовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы № 152 Красногвардейского района.
Характеристика
базы исследования.
Общеобразовательная средняя
школа № 152 Красногвардейского района
имеет три ступени: начальная школа (1-4
классы), основная (5-9 классы), средняя (10-11
классы).
Педагогический коллектив школы
оптимально сочетает опыт зрелости и энтузиазм
молодости.
Сотрудничество с информационно-развлекательным
центром Транс-Форс позволяет проводить
интерактивные уроки по истории Санкт-Петербурга,
астрономии, естествознанию, и владение
новыми образовательными технологиями
позволяет всесторонне развить познавательную
активность учащихся. Так же происходит
развитие критического и творческого
мышления.
Отделение дополнительного
образования работает в школе по направлениям:
§Художественно-эстетическое
(кружки - плетение из лозы «Ивушка», «Расписные
узоры», «Весёлый пластилин», «Дары природы»,
«Фольклор»; духовой оркестр «Веселые
трубачи»; хор; ритмика; студия современного
танца «Чемпионы», «Барабанщицы»; театральная
студия «Его Величество Театр»);
§Социально-педагогическое
(развивающие кружки «Человек и закон»;
школа этикета «Вместе весело шагать»;
кулинарная школа «Готовим сами»);
§Туристско-краеведческое (туристический
клуб «Юный турист»).
Каждый ученик может выбрать
то направление дополнительного образования,
которое является наиболее интересным
и предпочтительным. Широкий спектр предлагаемых
секций и кружков обеспечивает свободу
действий, которая позволяет каждому учащемуся
школы проявлять самостоятельность в
выборе направления деятельности, нести
ответственность за свой выбор.
Каждое направление обеспечивает
развитие в своей, отдельно взятой сфере.
При условии участия ученика в нескольких
направлениях происходит его всестороннее
развитие: эстетическое, физическое, социальное.
В школе активно ведется спортивно-оздоровительная
работа, профилактика вредных привычек,
пропаганда здорового образа жизни.
Период обучения в школе разделен
на этапы, что позволяет выстроить процесс
обучения по актуальным для каждого возраста
направлениям:
·«Школа дошколят» для детей
5-6 лет (подготовка детей к обучению в школе);
·Обучение по программе «Гармония»
в 1 - 4 классах (обучение строится не только
на усвоении школьной программы, но и на
развитии личности. Посещение кружков
рисования и музыки является обязательным);
·Универсальные программы в
5-8 классах (преподавание базовых дисциплин);
·Предпрофильные программы
в 9-х классах (выявление направленности
учеников в отношении того или иного профиля);
·Профильные программы в 10-11
классах (преподавание дисциплин в соответствии
с выбранным профилем);
·Программы углубленного изучения
правоведения, филологии, математики,
физики, биологии, химии;
·Индивидуальные образовательные
программы;
·Индивидуально - групповые
программы обучения детей и подростков
из центров психолого-педагогической
реабилитации «Дом трудолюбия», «Жизнь»
(преодоление трудностей в общении, обучении
и других проблем, не позволяющих ученикам
полноценно взаимодействовать с социальной
средой школы);
·Программа взаимодействия
с ОППН (отделом по профилактике правонарушений
несовершеннолетних).
В штатном расписании школы
присутствует социальный педагог, но нет
психолога.
Из вышеизложенного видно, что
в данном образовательном учреждении
заботятся не только о том, чтобы была
усвоена школьная программа, но и о том,
чтобы личность учеников гармонично развивалась.
Предлагаемый спектр услуг дополнительного
образования, разделение периода обучения
на этапы и наличие психолого-педагогического
центра сопровождения обеспечивает полноценное
развитие каждого ученика.
Однако то, что начальные классы
расположены в одном здании с другими
классами усложняет условия адаптации
первоклассников. Процесс вхождения учеников
в школьный коллектив, адаптация в новых
условиях проходит достаточно интенсивно,
вызывает много проблем.
Ученикам в первом классе вначале
нужно научиться взаимодействовать друг
с другом, с классным руководителем, усвоить
правила школьной жизни, затем наладить
отношения с учениками из вторых и третьих
классов. Только потом, при переходе из
начальной школы в основную должно происходить
знакомство с учениками более старшего
возраста.
Образовательный процесс в
первом классе построен следующим образом:
·Учебный день начинается в
9:00 (начало первого урока);
·Основные занятия заканчиваются
в 11:40 (после третьего урока);
·Затем следует пауза длительностью
от двух с половиной до трёх часов примерно.
Начало группы продленного дня. В это время
ребята обедают, выходят на обязательную
прогулку, затем возвращаются в класс,
где занимаются с воспитателем (готовят
домашнее задание на следующий день, играют).
Если же времени не остается, то ученики
сразу отправляются на дополнительные
занятия (физкультура, музыка, труд);
·Во время основных занятий
для нормализации познавательной активности
активно применяются расслабляющие методы
взаимодействия (физические минутки, различного
рода гимнаст