Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:00, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Объект исследования: школьная адаптация первоклассников. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Содержание
Введение Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема 1.1 Возрастные особенности младших школьников 1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе Заключение Список литературы
5. Организация групповой
психокоррекционной работы со школьниками,
испытывающими трудности в обучении и
поведении.
6. Аналитическая работа,
направленная на осмысление результатов
проведённой в течение полугодия
и года в целом работы.
Более подробно рассмотрим
каждый из выше указанных этапов.
1. Поступление ребёнка
в школу.
Первая задача – выявить уровень
его готовности к школьному обучению и
те индивидуальные особенности, общения,
поведения, которые необходимо учесть
в процессе обучения и общения в школьной
среде.
Вторая задача – по возможности
скомпенсировать, устранить, восполнить
пробелы, то есть повысить уровень школьной
готовности к моменту прихода в первый
класс.
Третья – продумать стратегию
и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных
особенностей и возможностей. В соответствии
с этим можно выделить и основные направления
работы:
психолого-педагогическая диагностика;
консультирование и просвещение
родителей;
консультирование педагогов
по вопросам комплектования класса и обучения
отдельных учеников.
В настоящее время проблема
школьной готовности глубоко проработана
в отечественной педагогической и психологической
литературе. Готовность к школе – сложный
целостный феномен, характеризующий психофизиологическое
состояние будущего школьника в целом.
Среди её различных психологических
параметров наибольшее значение имеют
когнитивная готовность – сформированность
важнейших познавательных процессов и
навыков, позволяющих успешно осуществлять
необходимую первокласснику умственную
учебную деятельность, мотивационная
готовность – сформированность внутренней
позиции школьника, социальная готовность
– способность занять социально одобряемую
и продуктивную позицию в общении с педагогом
и одноклассниками.
2. Первичная адаптация
ребёнка в школе.
Как уже говорилось выше, термином
"первичная адаптация" обозначается
период, длящийся ориентировочно первое
полугодие обучения в школе. Именно на
этот период приходится основная работа
педагогического коллектива, психологов,
родителей школьников, направленная на
быстрейшее привыкание детей к школе,
приспособление к ней как среде своего
развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое
сопровождение в этот период руководствуется
следующими задачами:
создание условий для социально-психологической
адаптации детей в школе, их всестороннего
социально-нравственного развития (создание
сплочённого классного коллектива, предъявление
детям единых обоснованных последовательных
требований, установление норм взаимоотношений
со сверстниками и педагогами и др.);
повышение уровня психологической
готовности детей к успешному обучению,
усвоению знаний, познавательному развитию;
адаптация учебной программы,
нагрузки, образовательных технологий
к возрастным и индивидуально личностным
возможностям и потребностям учеников.
Соответственно выделяются
и основные направления работы:
1. Консультирование и
просвещение педагогов.
2. Консультирование и
просвещение родителей.
3. Педагогическая развивающая
работа по социально-психологической
адаптации.
4. Психологическая развивающая
работа по повышению уровня
школьной готовности.
5. Методическая педагогическая
работа по анализу и модификации
процесса обучения с учётом
данных о возможностях и перспективах
обучения конкретных учеников.
Остановимся на содержании
трёх последних направлениях деятельности
педагогов и психологов.
Педагогическая поддержка первоклассников
в период первичной адаптации.
Педагогическая поддержка –
помощь учащимся в преодалении того или
иного препятствия, трудности, ориентируясь
на имеющиеся у него реальные и потенциальные
возможности и способности, развивая потребность
в успешности самостоятельных действий.
Одним из условий адаптации
первоклассника в школе выступает отношение
социальной среды ребёнка к его успехам
и неудачам, где ведущая роль принадлежит
учителю. С помощью игровых методов развивающего
и психокоррекционного характера учитель
может помочь ребёнку в успешной адаптации.
Игра – важнейшее средство включения
детей в учебную деятельность, способ
обеспечения эмоционального отклика на
воспитательные воздействия и нормальных
(без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Рекомендуется применять следующие
игровые методы и упражнения: психофизические
упражнения и игры, способствующие снятию
мышечных зажимов, эмоционального напряжения,
переключению внимания, повышению работоспособности;
подвижные игры и игры, развивающие
"комплекс произвольности", которые
пробуждают активность ребёнка, его сообразительность,
ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют,
сплачивают играющих;
игры – драматизации, психокоррекционные
упражнения для работы с детскими страхами,
отрицательными эмоциональными состояниями
и переживаниями, развивающие воображение,
фантазию, способность к эмпатии, выразительность
мимики и движений.
Все указанные выше игровые
методы и упражнения можно использовать
как во время уроков, на переменах, прогулках,
так и на специально организованных занятиях.
Перемены и прогулки целесообразно
заполнять подвижными играми.
Тематическое рисование хорошо
сочетается с мимическими и пантомимическими
упражнениями. При чередовании изобразительной
деятельности с играми, тренирующими выразительные
движения, происходит взаимоусиление
влияния на ребёнка и той и другой деятельности,
что в свою очередь ведёт к улучшению его
общения со сверстниками. Сам процесс
рисования способен влиять на поведение
детей: они делаются спокойнее и доступнее.
Психологическая развивающая
работа на этапе первичной адаптации первоклассников.
Цель развивающей деятельности
на данном этапе обучения в общем виде
– создание социально-психологических
условий для успешной адаптации первоклассников
к ситуации школьного обучения. Достижение
этой цели может быть достигнуто в процессе
реализации следующих задач:
1. Развитие у детей
когнитивных умений и способностей,
необходимых для успешного обучения
в начальной школе. Комплекс этих
умений и навыков входит в
понятие психологической готовности
к школе.
2. Развитие у детей
социальных и коммуникативных
умений, необходимых для установления
межличностных отношений со сверстниками
и соответствующих ролевых отношений
с педагогами.
3. Формирование устойчивой
учебной мотивации на фоне
позитивной Я – концепции детей,
устойчивой самооценки и низкого
уровня школьной тревожности.
Очевидно, что эти задачи должны
рассматриваться в совокупности, как единый
комплекс, так как только целостное воздействие
на личность ребёнка может привести к
устойчивому позитивному изменению или
формированию определённых психологических
феноменов. Кроме того, их реализация возможна
при тщательном продумывании содержания
и организации развивающей деятельности.
Возможны две формы организации
развивающей работы: индивидуальная и
групповая.
Начало развивающей работы
с первоклассниками на этапе адаптации
приходится ориентировочно на конец октября
– начало ноября.
Методическая работа педагогов
в первом классе строится на основе системы
психолого-педагогических требований
к содержанию статуса учащихся первого
класса и имеет два основных направления.
Первое - анализ и переработка
существующих учебных программ с точки
зрения содержания данных требований
и результатов психолого-педагогической
диагностики конкретных школьников.
Второе – оказание психолого-педагогической
помощи отдельным школьникам. Это направление
работы разворачивается по итогам диагностик
уровня адаптации первоклассников.
Школьные трудности периода
адаптации.
Во втором полугодии первого
класса разворачивается работа, направленная
прежде всего на выявление группы детей,
испытывающих различные трудности в обучении,
поведении или самочувствии в школьных
ситуациях, и оказание им необходимой
помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная
методическая работа педагогов по совершенствованию
процесса и
содержания преподавания с
учётом результатов психолого-педагогической
диагностики. Таким образом, основные
задачи данного этапа работы:
1. Определение уровня
школьной адаптации первоклассников.
2. Создание психолого-педагогических
условий для решения проблем
обучения, поведения и психологического
самочувствия школьников, испытывающих
трудности в процессе школьной
адаптации.
Деятельность педагогов и психологов
разворачивается в следующих направлениях:
1. Психолого-педагогическая
диагностика уровня и содержания
школьной адаптации первоклассников.
2. Проведение психолого-педагогического
консилиума по итогам диагностики
с разработкой стратегии и
тактики сопровождения каждого
ребёнка и в первую очередь
тех школьников, которые испытывают
трудности в адаптации.
3. Проведение просветительской
и консультативной работы с
родителями, индивидуальное консультирование
наиболее трудных случаев.
4. Организация педагогической
помощи школьника, испытывающим трудности
в адаптации.
5. Организация социально-психологической
помощи детям, испытывающим трудности
в адаптации.
Цель диагностической работы
на данном этапе может быть определена
как получение необходимой информации
о психолого-педагогическом статусе первоклассников
для предупреждения и преодоления трудностей
периода адаптации к школьному обучению.
Для достижения этой цели необходимо решать
следующие задачи:
Определение уровня социально-психологической
адаптации учащихся первого класса.
Выявление группы школьников,
испытывающих трудности в адаптации и
определение характера и природы синдрома
дезадаптации в каждом случае.
Определение путей оказания
помощи детям, испытывающим трудности
в процессе адаптации.
Определение путей и способов
психолого-педагогической поддержки школьников,
успешно адаптировавшихся в школьной
среде.
Содержание диагностической
деятельности полностью определяется
поставленными задачами и целью психолого-педагогического
сопровождения.
Социально-педагогическая ситуация,
в которую попадает ребёнок с начала обучения
в 1-ом классе, предъявляет определённые
требования к уровню развития и содержанию
названных выше характеристик. Соответствие
психолого-педагогического статуса ребёнка
предъявляемым ему школьным требованиям
рассматривается нами как показатель
адаптации. Недостаточное развитие важнейших
характеристик психического состояния
и поведения ребёнка, их содержательное
несоответствие предъявляемым требованиям
будет служить индикатором социально-психологической
школьной дезадаптации ребёнка.
Таким образом, на содержательном
уровне проводимая диагностическая работа
направлена на выявление уровня развития
важнейших показателей психолого-педагогического
статуса ребенка и их соотнесение с системой
школьных требований, предъявляемых к
ученику первого класса.
Основными способами получения
информации о психолого-педагогическом
статусе ребёнка и его соответствии школьным
требованиям на рассматриваемом этапе
сопровождения являются:
экспертные опросы педагогов
и родителей;
психологическое обследование
самих детей;
анализ педагогической документации
и материалов предыдущих обследований.
Примерная батарея методик
диагностики школьной адаптации приведена
в приложении.
На основании изученной литературы
по теме исследования можно сделать вывод,
что в обеспечение комфортности обучения
большую роль играют взрослые участники
образовательного процесса – учителя,
родители, психологи, социальные педагоги.
Личностные качества педагогов, сохранение
тесных эмоциональных контактов малышей
со взрослыми, постоянное и дружелюбное,
конструктивное взаимодействие педагогов
и родителей – залог создания и развития
общего положительного эмоционального
фона отношений в новом социальном пространстве,
где сотрудничество учителя и родителей
обеспечивает снижение уровня тревожности
у всех действующих в нем субъектов. Это
позволяет сделать период адаптации первоклассников
недолгим, а результаты его – высокими.
Заключение
Начало обучения в школе – один
из наиболее сложных и ответственных моментов
в жизни детей, как в психологическом,
так и в физическом плане. Поступив в школу,
ребенок становится школьником далеко
не сразу.
Этот момент является новым
возрастным периодом в жизни ребенка,
ведущей деятельностью которого становится
учебная деятельность.
На основе этой деятельности
развиваются психологические новообразования:
в центр сознания выдвигается мышление,
происходит переход к стадии формальных
операций, развивается память. В этот период
восприятие становится более анализирующим,
принимает характер организованного обучения,
эмоциональное состояние начинает влиять
на отношения с товарищами. Младший школьник
становится импульсивным, появляется
склонность незамедлительно действовать,
общая недостаточность воли.
К окончанию начальной школы
у ребенка формируется трудолюбие, прилежание,
дисциплинированность, аккуратность,
изменяется отношение к учебной деятельности,
формируется интерес к результатам своего
труда, произвольность.
Приступая к какой – либо деятельности,
человек адаптируется к новым условиям,
постепенно привыкает к ним. В этом ему
помогает накопленный опыт, который с
возрастом расширяется и обогащается.
Адаптация к школе – перестройка
познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой
сфер ребенка при переходе к систематическому
организованному школьному обучению.
Для достижения эффективности в обучении
необходимо формировать положительное
эмоциональное отношение к занятиям.