Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:00, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Объект исследования: школьная адаптация первоклассников. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Содержание
Введение Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема 1.1 Возрастные особенности младших школьников 1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе Заключение Список литературы
2. Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится
к школе, ее посещение не вызывает
отрицательных переживаний; понимает
учебный материал, если учитель
излагает его подробно и наглядно;
усваивает основное содержание
учебных программ; самостоятельно
решает типовые задачи; бывает
сосредоточен только тогда, когда
занят чем-то для него интересным;
общественные поручения выполняет
добросовестно; дружит со многими
одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно
относится к школе, нередки жалобы на нездоровье;
доминирует подавленное настроение; наблюдаются
нарушения дисциплины; объясняемый учителем
материал усваивает фрагментарно, самостоятельная
работа с учебником затруднена; при выполнении
самостоятельных учебных заданий не проявляет
интереса; к урокам готовится нерегулярно,
ему необходим постоянный контроль, систематические
напоминания и побуждения со стороны учителя
и родителей; сохраняет работоспособность
и внимание при удлиненных паузах для
отдыха; близких друзей не имеет, знает
по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Какие же причины лежат в основе
школьной дезадаптации?
Одной из главных причин многие
исследователи называют несоответствие
функциональных возможностей детей требованиям,
предъявляемым существующей системой
обучения, иначе говоря, отсутствие "школьной
зрелости".
В числе других причин можно
назвать недостаточный уровень интеллектуального
развития ребенка, его социальную незрелость,
неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное
состояние здоровья.
Все это - комплекс внутренних
причин, так называемые "проблемы ребенка".
Однако существуют и внешние
причины школьной дезадаптации - "проблемы
учителя": несоответствующие возможностям
ребенка содержание обучения и методика
преподавания, сама личность учителя,
стиль его отношений с детьми и родителями
и т.п.
Чаще всего эти факторы существуют
взаимосвязано, вытекают один из другого,
а в целом приводят к вполне определенным
трудностям обучения.
Все многообразие школьных
трудностей можно условно разделить на
два типа (М.М. Безруких):
специфические, имеющие в основе
те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной
координации, зрительного и пространственного
восприятия, речевого развития и т.п.;
неспецифические, вызванные
общей ослабленностью организма, низкой
и неустойчивой работоспособностью, повышенной
утомляемостью, низким индивидуальным
темпом деятельности.
В результате социально-психологической
дезадаптации можно ожидать у ребенка
проявления всего комплекса неспецифических
трудностей, связанных прежде всего с
нарушениями в деятельности. На уроке
такой ученик отличается неорганизованностью,
повышенной отвлекаемостью, пассивностью,
замедленным темпом деятельности. Он не
способен понять задание, осмыслить его
целиком и работать сосредоточенно, без
отвлечений и дополнительных напоминаний,
он не умеет работать обдуманно, по плану.
Письмо такого ученика выделяется
неустойчивым почерком. Неровные штрихи,
различная высота и протяженность графических
элементов, большие, растянутые, разнонаклонные
буквы, тремор - вот его характерные черты.
Ошибки выражаются в недописывании букв,
слогов, случайных заменах и пропусках
букв, неиспользовании правил.
Вызваны они несоответствием
темпов деятельности ребенка и всего класса,
отсутствием концентрации внимания.
Эти же причины определяют и
характерные трудности чтения: пропуски
слов, букв (невнимательное чтение), угадывание,
возвратные движения глаз ("спотыкающийся"
ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие
прочитанного (механическое чтение), медленный
темп чтения.
При обучении математике трудности
выражаются в неустойчивом почерке (цифры
неровные, растянутые), фрагментарном
восприятии задания, трудностях переключения
с одной операции на другую, трудностях
переноса вербальной инструкции в конкретное
действие.
Главная роль в создании благоприятного
психологического климата в классе, несомненно,
принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно
работать над повышением уровня учебной
мотивации, создавая ребенку ситуации
успеха на уроке, во время перемены, во
внешкольной деятельности, в общении с
одноклассниками.
Совместные усилия учителей,
педагогов, родителей, врачей и школьного
психолога способны снизить риск возникновения
у ребенка школьной дезадаптации и трудностей
обучения.
На основании изученной литературы
по теме исследования можно сделать следующий
вывод: для достижения эффективности в
обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать
положительное, эмоциональное отношение
к занятиям. Руководство деятельности
детей первого года обучения в школе следует
осуществлять широко используя (особенно
в первом полугодии) методы дошкольного
воспитания, с частичным применением школьных
методов. Необходимо соблюдать преемственность
дошкольных и школьных методов работы
при формировании коллектива детей первых
классов и организации их межличностного
общения, организовывать деятельность
младших школьников, т.к положительно
складывается на психологической адаптации
детей к новым условиям, формировать способность
к ролевому и личностному общению.
Необходимо учитывать индивидуальные
возрастные особенности, которые проявляются
в уровне обучаемости в темпе усвоения
знаний, отношений к интеллектуальной
деятельности и др., т.к они могут привести
к дезадаптации.
Глава
II. Социально – педагогическая деятельность
по адаптации первоклассников к школе
Цель социально - педагогической
деятельности – создание педагогических
и социально – психологических условий,
позволяющих ребёнку успешно функционировать
и развиваться в педагогической среде
(школьной системе отношений). Цель может
быть достигнута за счёт последовательного
решения педагогическим коллективом и
психологами школы задач:
1. Выявление особенностей
психолого-педагогического статуса
каждого школьника с целью
своевременной профилактики и
эффективного решения проблем, возникающих
у них в обучении, общении и
психическом состоянии.
2. Создание системы психолого-педагогической
поддержки всех первоклассников
в период их первичной школьной
адаптации, позволяющей им не
только приспособиться к школьным
требованиям, но и всесторонне
развиваться и совершенствоваться
в различных сферах общения
и деятельности.
3. Создание специальных
педагогических и социально-психологических
условий, позволяющих осуществлять
развивающую, коррекционно-формирующую
работу с детьми, испытывающими
различные психолого-педагогические
трудности.
Итак, для того чтобы помочь
ребёнку почувствовать себя в школе комфортно,
высвободить имеющиеся у него интеллектуальные,
личностные, физические ресурсы для успешного
обучения и полноценного развития, педагогам
и психологам необходимо:
Знать ребёнка.
Настраивать учебно-воспитательный
процесс на его индивидуальные особенности,
возможности и потребности.
Помогать ребёнку сформировать
навыки и внутренние психологические
механизмы, необходимые для успешного
обучения и общения в школьной среде.
Социально – педагогическая
деятельность по адаптации первоклассников
к школе осуществляется работой психолога,
социального педагога, классного руководителя,
а также ведется работа с семьей для выявления
уровня подготовки школьников, в рамках
этой работы осуществляются следующие
направления деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика,
направленная на выявление особенностей
статуса школьников. Такая диагностика
в течение первого года проводится два
раза – на этапе поступления (зачисления)
ребенка в школу и в середине первого класса.
Развивающая психологическая
и педагогическая работа. Она осуществляется
в течение всего года и наполняется конкретным
содержанием в зависимости от задач того
или иного этапа работы.
Консультативная работа с педагогами
и родителями. Она осуществляется психологом,
связана, в основном, с обсуждением результатов
проведенной диагностики, конкретным
запросом педагога или родителя в связи
с проблемами обучения, общения или психического
самочувствия.
Методическая работа, направленная
на совершенствование методики и модификацию
содержания обучения. Она осуществляется
педагогами, совместно с администрацией
школы по результатам анализа психолого-педагогического
статуса первоклассников.
Психокоррекционная работа,
ориентированная на оказание помощи детям,
испытывающим трудности в школьной адаптации.
Эти трудности могут проявляться
в поведении, обучении, самочувствии ребёнка.
Оказание помощи осуществляется в форме
групповой и индивидуальной психокоррекционной
работы.
Организационно-консультативная
работа со школьной администрацией, направленная
на совершенствование процесса управления
учебно-воспитательным процессом, создание
социальных и педагогических школьных
условий, способствующих успешной адаптации.
Все обозначенные выше направления
работы в рамках социально – педагогической
деятельности на этапе школьной адаптации
наполняются конкретным содержанием в
соответствии с тем или иным этапом работы.
В целом теоретически, могут быть выделены
следующие основные
Адаптация первоклассников
этапы:
Первый этап – поступление
ребёнка в школу. Он начинается в марте
– апреле месяце одновременно с записью
(или отбором) детей в школу и заканчивается
в начале сентября месяца. В рамках этого
этапа предполагается
1. Проведение психолого-педагогической
диагностики, направленной на определение
школьной готовности ребёнка. Как
правило, диагностика состоит из
двух составных частей. Сначала
осуществляется общая экспресс-диагностика,
позволяющая судить об уровне психологической
готовности и сформированности некоторых
учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению
к детям, показавшим чрезвычайно низкие
результаты, организуется второй диагностический
тур. Он направлен на выявление причин
низких результатов. В ряде случаев, второй
диагностический срез осуществляется
в конце лета – начале июня. Такая уточняющая
диагностика более эффективна осенью,
перед началом обучения или в первые недели
занятий.
2. Проведение групповых
и индивидуальных консультаций
родителей будущих первоклассников.
Групповая консультация в форме
родительского собрания – это
способ сообщить родителям некоторую
полезную информацию по организации
последних месяцев жизни ребёнка
перед началом школьных занятий.
Индивидуальные консультации, прежде
всего, проводятся для родителей,
чьи дети показали низкие результаты
в процессе тестирования и
могут испытывать трудности в
приспособлении к школе.
3. Групповая консультация
педагогов будущих первоклассников,
носящая на данном этапе общий
ознакомительный характер.
4. Проведение психолого-педагогического
консилиума по результатам диагностики,
основной целью которого является
выработка и реализация определённого
подхода к комплектованию классов.
Второй этап – первичная адаптация
детей в школе. Без преувеличения его можно
назвать самым сложным для детей и самым
ответственным для взрослых. В рамках
данного этапа – с сентября по январь
- предполагается:
1. Проведение консультативной
и просветительской работы с
родителями первоклассников, направленной
на ознакомление взрослых с
основными задачами и трудностями
периода первичной адаптации, тактикой
общения и помощи детям.
2. Проведение групповых
и индивидуальных консультаций
педагогов по выработке единого
подхода к отдельным детям
и единой системы требований
к классу со стороны различных
педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической
работы педагогов, направленной
на построение учебного процесса
в соответствии с индивидуальными
особенностями и возможностями
школьников, выявленных в ходе диагностики
и наблюдения за детьми в первые недели
обучения.
4. Организация педагогической
поддержки школьников.
Такая работа проводится как
правило воспитателями, педагогами во
внеурочное время. Основной формой её
проведения являются различные игры. Подобранные
и проводимые в определённой логике они
помогают детям быстрее узнать друг друга,
настроиться на предъявляемую школой
систему требований, снять чрезмерное
психическое напряжение и др.
5. Организация групповой
развивающей работы с детьми,
направленная на повышение уровня
их школьной готовности, социально-психологическую
адаптацию в новой системе
взаимоотношений. Такая групповая
работа строится как продуманная
система занятий с фиксированной
мини-группой школьников (не более 10-ти
человек).
6. Аналитическая работа,
направленная на осмысление итогов
деятельности педагогов, психологов
и родителей в период первичной
адаптации первоклассников.
Третий этап – психолого-педагогическая
работа со школьниками, испытывающими
трудности в школьной адаптации. Работа
в этом направлении осуществляется в течение
второго полугодия первого класса и предполагает
следующее:
1. Проведение психолого-педагогической
диагностики, направленной на выявление
группы школьников, испытывающих
трудности в школьном обучении,
общении с педагогами и сверстниками,
самочувствии.
2. Индивидуальное и групповое
консультирование и просвещение
родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование
педагогов по вопросам обучения
и общения с отдельными школьниками
и детьми данного возраста
в целом.
4. Организация педагогической
помощи детям, испытывающим различные
трудности в обучении и поведении
с учётом данных психодиагностики.
Здесь же – методическая работа
педагогов, направленная на анализ содержания
и методики преподавания различных предметов.
Цель такого анализа – выявить и устранить
те моменты в учебном процессе, стиле общения
с детьми, которые могут провоцировать
различные школьные трудности.