Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:00, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Объект исследования: школьная адаптация первоклассников. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Содержание
Введение Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема 1.1 Возрастные особенности младших школьников 1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе Заключение Список литературы
Можно выделить факторы риска
развития дезадаптации, способные при
определенных условиях стать причинами
школьной неуспеваемости:
·Недостатки в подготовке ребенка
к школе, социально-педагогическая запущенность;
·Соматическая ослабленность
ребенка;
·Нарушения формирования школьных
навыков;
·Двигательные нарушения и
пр.
Ю.А. Александровский определяет
дезадаптацию как «поломки» в механизмах
психического приспособления при остром
или хроническом эмоциональном стрессе,
которые активизируют систему компенсаторных
защитных реакций.
По мнению С.Б. Семичева, в понятии
«дезадаптация», следует различать два
значения. В широком смысле под дезадаптацией
можно подразумевать расстройства адаптации,
в узком смысле дезадаптация предполагает
лишь предболезнь, то есть процессы, выходящие
за пределы психической нормы, но не достигающие
степени болезни.
Состояние дезадаптации В.В.
Ковалев характеризует как повышенную
готовность организма к возникновению
того или иного заболевания, формирующегося
под влиянием различных неблагоприятных
факторов.
А.В. Петровский определяет
процесс адаптации как вид взаимодействия
личности с окружающей средой, в ходе которого
согласовываются и ожидания его участников.
При этом автор подчеркивает, что важнейшим
компонентом адаптации является согласование
самооценок и притязаний субъекта с его
возможностями и реальностью социальной
среды, включающее в себя как реальный
уровень, так и потенциальные возможности
развития среды и субъекта, выделение
индивидуальности личности в процессе
его индивидуализации и интеграции в данной
конкретной социальной среде через обретение
социального статуса и способности индивида
приспособиться к данной среде [21].
Рассматривая дезадаптацию
личности на социально-психологическом
уровне, авторы выделяют три основные
разновидности дезадаптированности личности
(М.М. Безруких, В.Е. Каган):
а) устойчивая ситуативная дезадаптированность,
которая имеет место тогда, когда личность
не находит путей и средств адаптации
в определенных социальных ситуациях
(например, в составе тех или иных малых
групп), хотя предпринимает такие попытки
- это состояние можно соотнести с состоянием
неэффективной адаптации;
б) временная дезадаптированность,
которая устраняется с помощью адекватных
адаптивных мероприятий, социальных и
внутрипсихических действий, что соответствует
неустойчивой адаптации.
в) общая устойчивая дезадаптированность,
являющаяся состоянием фрустрированности,
наличие которого активизирует становление
патологических защитных механизмов.
Уровни адаптации к школе.
Дети далеко не с одинаковой
успешностью «вживаются» в новые условия
жизнедеятельности. В исследовании Г.М.
Чуткиной выявлено три уровня адаптации
детей к школе [15].
Высокий уровень адаптации
(легкий - 2 месяца). Ученик положительно
относится к школе, предъявляемые требования
воспринимает адекватно; учебный материал
усваивает легко; прилежен, внимательно
слушает указания, объяснения учителя;
выполняет поручения без внешнего контроля;
занимает в классе благоприятное статусное
положение.
Средний уровень адаптации
(средний - 3-6 месяцев). Ученик положительно
относится к школе, ее посещение не вызывает
отрицательных переживаний; понимает
учебный материал, если учитель излагает
его подробно и наглядно; сосредоточен
и внимателен при выполнении заданий,
поручений, указаний взрослого, но при
его контроле; бывает сосредоточен только
тогда, когда занят чем-то для него интересным;
поручения выполняет добросовестно, дружит
со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации (тяжелый
- 6 месяцев - 1 год). Ученик отрицательно
или индифферентно относится к школе;
нередки жалобы на нездоровье; доминирует
подавленное настроение; наблюдаются
нарушения дисциплины, объясняемый учителем
материал усваивает фрагментарно, самостоятельная
работа затруднена, ему необходим постоянный
контроль; сохраняет работоспособность
и внимание при удлиненных паузах для
отдыха; пассивен; близких друзей не имеет.
Поступление в школу связано
с возникновением важнейшего личностного
новообразования - внутренней позиции
школьника.
Внутренняя позиция представляет
собой мотивационный центр, который обеспечивает
направленность ребенка на учебу, его
эмоционально-положительное отношение
к школе, стремление соответствовать образцу
«хорошего ученика».
В тех случаях, когда важнейшие
потребности ребенка, отражающие позицию
школьника, не удовлетворены, он может
переживать устойчивое эмоциональное
неблагополучие, состояние дезадаптации.
Оно проявляется в ожидании постоянного
неуспеха в школе, плохого отношения к
себе со стороны педагогов и одноклассников,
в боязни школы, нежелании посещать ее.
Таким образом, школьная дезадаптация
- это образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе в форме
нарушений учебы и поведения, конфликтных
отношений, психогенных заболеваний и
реакций, пониженного уровня адаптации,
искажений в личностном развитии.
Большинство исследователей
(В.В. Давыдов, Э.М. Александровская, Е.Е.
Даниловская и другие) выделяют три фазы
адаптации [2, 9, 25]:
1.Генерализованную реакцию,
когда в ответ на новое воздействие
практически все системы организма
ребенка отвечают бурной реакцией
и значительным напряжением (2-3 недели);
2.Неустойчивое приспособление,
когда организм ищет и находит
какие-то оптимальные (или близкие
к оптимальным) варианты реакций на непривычное
воздействие;
.Относительно устойчивое
приспособление, когда организм
находит наиболее подходящие
адекватно новым нагрузкам варианты
реагирования, т.е. собственно адаптацию.
Признаки успешной адаптации
[33]:
§Удовлетворенность ребенка
процессом обучения.
§Насколько легко ребенок справляется
с программой.
§Степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого
лишь после попыток выполнить задание
самому.
Но самым важным, признаком
того, что ребенок полностью освоился
в школьной среде, является его удовлетворенность
межличностными отношениями - с одноклассниками
и учителем.
Таким образом, можно сказать,
что основным показателем благоприятной
адаптации ребенка являются: формирование
адекватного поведения, установление
контактов с учащимися, учителем, овладение
навыками учебной деятельности. Совместные
усилия учителей, педагогов, родителей,
врачей, психологов способны снизить риск
возникновения у ребенка школьной дезадаптации
и трудностей обучения.
школьный адаптация
первоклассник
1.2 Психолого-педагогические
особенности младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст -
это особый период в жизни ребёнка. Появление
этого возрастного этапа связано с введением
системы всеобщего и обязательного неполного
и полного среднего образования. Содержание
среднего образования и его задачи меняются
в соответствии с меняющимися условиями
социума, поэтому психолого-педагогические
особенности младшего школьного возраста
как начального звена школьного детства
также нельзя считать окончательными
и неизменными. Однако можно говорить
о наиболее характерных чертах этого возраста
[8, c. 113].
Деятельность ребёнка в каждом
возрасте сугубо специфична и присуща
конкретному периоду его жизни. Она определяется
психологическими и социальными изменениями,
которые впервые возникают в конкретном
возрасте и определяют сознание ребенка,
его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю
жизнь, весь ход его развития в данный
период. Эти впервые возникшие изменения
названы Л.С. Выготским новообразованиями.
С ними он связывал новый тип деятельности
ребенка, характеризующий его возраст,
новый тип его личности и те психические
изменения, которые впервые возникают
в данном возрасте [17].
В периодизации Л.С. Выготского
и Д.Б. Эльконина используются три основных
критерия [22]:
·Социальная ситуация развития
- это своеобразное сочетание того, что
сформировалось в психике ребенка и тех
отношений, которые устанавливаются у
ребенка с социальной средой.
·Понятие «ведущая деятельность»
(А.Н. Леонтьев): деятельность, которая
на данном этапе оказывает наибольшее
влияние на развитие психики.
·Новообразование - те качественные
особенности психики, которые впервые
появляются в данный возрастной период.
Возрастное развитие, в особенности
детское, - сложный процесс, который в силу
ряда своих особенностей приводит к изменению
всей личности ребенка на каждом возрастном
этапе. Для Л.С. Выготского развитие - это,
прежде всего возникновение нового. Стадии
развития характеризуются возрастными
новообразованиями, то есть качествами
или свойствами, которых не было раньше
в готовом виде. Источником развития является
социальная среда. Каждый шаг в развитии
ребенка меняет влияние на него среды:
среда становится совершенно иной, когда
ребенок переходит от одной возрастной
ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел
понятие «социальная ситуация развития»
- специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и социальной
средой. Взаимодействие ребенка со своим
социальным окружением, воспитывающим
и обучающим его, и определяет тот путь
развития, который приводит к возникновению
возрастных новообразований [28].
Социальная ситуация развития
меняется в самом начале возрастного периода.
К концу периода появляются новообразования,
среди которых особое место занимает центральное
новообразование, имеющее наибольшее
значение для развития на следующей стадии.
Младший школьный возраст связан
с переходом ребенка к систематическому
школьному обучению. Начало обучения в
школе ведет к коренному изменению социальной
ситуации развития ребенка. Он становится
«общественным» субъектом и имеет теперь
социально значимые обязанности, выполнение
которых получает общественную оценку.
Вся система жизненных отношений ребенка
перестраивается и во многом определяется
тем, насколько успешно он справляется
с новыми требованиями.
Основной деятельностью школьного
детства является учебная, в ходе которой
ребенок не только осваивает навыки и
приемы получения знаний, но и обогащается
новыми смыслами, мотивами и потребностями,
овладевает навыками социальных взаимоотношений.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику
переходов от одного возраста к другому.
Выделяются стабильные и кризисные стадии
развития. Для стабильного периода характерно
плавное течение процесса развития, без
резких сдвигов и перемен в личности ребенка.
Они, как правило, составляют большую часть
детства [28].
Как уже говорилось выше, кроме
стабильных периодов в развитии, бывают
еще и кризисные. Л.С. Выготский придавал
кризисам большое значение и рассматривал
чередование стабильных и кризисных периодов
как закон детского развития.
Кризисы длятся недолго, несколько
месяцев, при неблагоприятном стечении
обстоятельств растягиваясь до года или
даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии и ребенок резко меняется
во многих своих чертах. Развитие может
принять в это время катастрофический
характер.
Кризис начинается и завершается
незаметно, его границы размыты, неотчетливы.
Обострение наступает в середине периода.
Для окружающих ребенка людей оно связано
с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости».
Ребенок выходит из-под контроля взрослых,
и те меры педагогического воздействия,
которые раньше имели успех, теперь перестают
действовать.
Переход ребенка от дошкольного
к младшему школьному возрасту сопровождается
развитием нормального возрастного кризиса
развития - кризиса 7 лет [31].
В жизни ребенка наступает переломный
момент. Возникает необходимость достаточно
резкой смены игровой деятельности на
учебную. Начинается довольно строгая
регламентация по времени всего распорядка
дня. На отдых как таковой времени почти
не остается, очень большая доля нагрузки
приходится на умственную работу. Открывается
значение новой социальной позиции - позиции
школьника. Формирование соответствующей
внутренней позиции коренным образом
меняет самосознание ребенка.
Основным симптомом кризиса
семи лет является потеря непосредственности.
Обычным явление для данного кризиса является
манерность, искусственная натянутость
поведения. Также может появиться замкнутость,
неуправляемость, раздражительность.
Нередкими становятся беспричинные вспышки
гнева.
Наряду с обострившейся агрессивностью
может проявиться диаметрально противоположное
ей явление - излишняя застенчивость, пассивность.
Д.Б. Эльконин развил представления
Л.С. Выготского о возрастном развитии.
Он рассматривает ребенка как целостную
личность, активно познающую окружающий
мир [28].
Среди видов ведущей деятельности,
оказывающей наиболее сильное влияние
на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет
две группы.
В первую группу входят деятельности,
которые ориентируют ребенка на нормы
отношений между людьми.
Вторую группу составляют ведущие
деятельности, благодаря которым усваиваются
общественно выработанные способы действий
с предметами.
В кризисные периоды обостряются
основные противоречия: с одной стороны,
между возросшими потребностями ребенка
и его все еще ограниченными возможностями,
с другой - между новыми потребностями
ребенка и сложившимися ранее отношениями
со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие
противоречия часто рассматриваются как
движущие силы психического развития.
Если до школы некоторые индивидуальные
особенности ребёнка могли не мешать его
естественному развитию, принимались
и учитывались взрослыми людьми, то в школе
происходит стандартизация условий жизни,
в результате чего эмоциональные и поведенческие
отклонения личностных свойств становятся
особенно заметными.
В первую очередь обнаруживает
себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность,
плохой самоконтроль, непонимание норм
и правил взрослых.