Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 18:21, курсовая работа
Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.
Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности дошкольного возраста
1.2 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях
Глава II. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано
2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста
2.2 Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано
2.2.1. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка
2.2.2. Основы нотной грамоты
Заключение
Список литературы
ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени Н. Г. Чернышевского»
Институт культуры и искусств
Кафедра ТИМиМИ
Курсовая работа по методике
преподавания музыки
Тема: «Специфика музыкального развития детей 5-6 лет в процессе обучения игре на фортепиано»
Проверила:
Чита, 2012 год
Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности дошкольного возраста
1.2 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях
Глава II. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано
2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста
2.2 Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано
2.2.1. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка
2.2.2. Основы нотной грамоты
Заключение
Список литературы
Введение
Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает музыкальное воспитание в контексте с нравственным и эстетическим развитием личности. Его совершенствование стало важным направлением проводимой в наши дни реформы школы.
Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребёнка. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нём определены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б. М. Теплова, "эмоциональным познанием" и даёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.
Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходимо организации в этой деятельности в общеобразовательной школе.
Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.
В соответствии с проблемой, целью, предметом, объектом исследования необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
2) Показать разработку проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе;
3) Раскрыть содержание начального этапа обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста;
4) Выявить и описать формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы;
- метод обобщения и систематизации;
- метод сравнения и классификации.
С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребёнка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребёнку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.
«В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся её разобрать и посмотреть что у неё внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы "почему?"» [12].
Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребёнок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут всё показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.
Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно "мирного соседства" с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения.
Активность ребёнка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер.
Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются всё более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим.
Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребёнок. Эти изменения проявляются в следующем:
1. Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов; в побуждениях всё больше обнаруживается определённая последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер.
2. Более отчётливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов.
«Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность - продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребёнка.
В развитии самостоятельности можно выделить три ступени:
1. Когда ребёнок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без побуждения и помощи взрослых.
2. Когда ребёнок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях.
3. Когда возможен уже более далёкий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребёнка своего поведения в любых условиях» [13].
В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления в результате продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребёнка ведёт к образованию у него межанализаторских связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактично-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания.
Именно по этой причине для сенсорного развития ребёнка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др.
Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:
1. Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя.
2. Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.
3. Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам, т.е. выполнить элементарные мыслительные операции.
4. Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребёнка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.
5. Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребёнок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д.
В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребёнка опознавательным признаком только тогда, когда форма - более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики). В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребёнку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Восприятие картинки ребёнком в дошкольном возрасте осуществляется ещё довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, её название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно. Ещё более сложным, чем восприятие пространства для ребёнка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора.
«Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
1. расширение объема внимания;
2. рост устойчивости внимания;
3. формирование произвольного внимания.
Эти изменения обусловлены тем, что объектом познания ребёнка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные, усиливается роль речи как объекта внимания и т.д.
В дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки и умения. Всё в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребёнка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.
У детей дошкольников значительную роль играет действенная форма мышления. На этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией мышления ("переходом во внутренний план") происходит перестройка практического действия» [32].
«Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна доаналитическая ступень мышления, т.к. ребёнок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями» [40].
Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании её понимания. 5-6 летний ребёнок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счёт, труд и игры.
«Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребёнку знакомы» [32].
В раннем дошкольном возрасте речь ребёнка ещё сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа.
Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.
На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные.
У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребёнок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять всё больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребёнку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли.
В этом возрасте (5-7 лет) ребёнок уже может предвосхищать события и стремится к воображаемой цели, а отодвигание цели требует большой выдержки. Следовательно, возрастает выносливость воли.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения практически во всех психических процессах.