Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 18:21, курсовая работа
Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.
Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности дошкольного возраста
1.2 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях
Глава II. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано
2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста
2.2 Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано
2.2.1. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка
2.2.2. Основы нотной грамоты
Заключение
Список литературы
Музыкальному развитию детей способствуют постепенно усложняющиеся задания для самостоятельной работы, степень трудности которых обусловлена изучаемым фортепианным репертуаром и объёмом теоретических знаний учащихся.
Обращает на себя внимание обилие в сборнике творческих заданий: подбор по слуху, транспонирование, элементарное сочинительство и другие элементы творчества.
Уже много лет большой популярностью среди педагогов пользуется сборник «Маленькому пианисту», составитель Милич [29], так же адресованный дошкольникам.
«Задача настоящего пособия, – пишет автор, – привлечь к музыке широкий круг детей дошкольного возраста путём постепенного знакомства их с музыкальным языком и средствами музыкальной выразительности, овладение начальными навыками игры на фортепиано в доступной, художественно увлекательной для них форме» [29, С. 3].
Большую часть материала сборника составляют хорошо знакомые малышам детские песни, а также яркие образцы народной музыки и оригинальные произведения отечественных и зарубежных композиторов.
Весь музыкальный материал разделен на 4 раздела, каждый из которых состоит из двух частей – для исполнения учеником соло и в ансамбле с педагогом. Первый раздел посвящён подбору по слуху одноголосных мелодий и организации аппарата учащегося. Каждый из последующий разделов закрепляя ранее усвоенные навыки, постепенно вводит ребёнка в мир новых музыкальных образов, воплощаемых новыми игровыми приёмами.
Поводя итог анализу некоторых учебных пособий, программ, методических рекомендаций, касающихся первоначального этапа обучения дошкольников игре на фортепиано, мы должны отметить:
Многообразие различных программ, методических пособий, репертуарных сборников в области фортепианной педагогики.
Официальные документы «Программа…» [18], «Методические указания» [24], по-прежнему, направлены на развитие исполнительских умений и навыков.
Наиболее соответствующими (на наш взгляд) позициями личностно ориентированного подхода являются: «Программа…» Т. И. Смирновой, пособие «Путь к музицированию» Л. А. Баренбойм, В. А. Шульгина.
Несмотря на большое количество программ, и методик, личностно ориентированный подход предполагает свободу педагога в выборе форм и методов преподавания, соответствующих индивидуальным способностям ребёнка, отсутствие в фортепианной педагогике догм и стереотипов. «У многих педагогов с течением времени возникает потребность в обобщении своего опыта работы с учениками, – пишет А. Д. Алексеев, – и в выработке определённых принципов в воспитании. Такая практика должна быть признана разумной, отвечающей современной тенденции к широкому использованию системного метода в различных областях человеческой деятельности. Надо, однако, опасаться превращения выработанных принципов в штамп. Поэтому для каждого ученика они должны применяться гибко, с учётом их индивидуальности» [1, С. 8].
Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперёд творческое развитие ребёнка, реализовать потенциальные возможности детей в музыкальной деятельности.
Методы развивающего обучения предполагают активное участие самого ученика в освоении знаний. Наиболее эффективно проводить развивающие занятия в игровой форме, что даёт возможность более естественно включать маленького ученика в процесс обучения. Методы развивающего обучения легко применять в различных играх, в которых могут принимать участие родители или старшие ученики.
«Начиная заниятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным и скучным, – пишет А. Артоболевская. Можно сделать девизом методов работы с детьми её слова: «Больше сказки, больше фантазии» [3].
Пособие Л. Старовойтовой так и называется – «Игра в иру на фортепиано» [37]. Весьма интересное пособие «доНОТЫши» [21] также построено по игровому принципу. Предназначенное для обучения дошкольников.
Ян Достал считает, что преподаватель – это старший и более опытный товарищ, «чья главная задача состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересное игре – играть на фортепиано» [15, С. 43]. Характеризуя преимущества игровых форм обучения, Т. Смирнова пишет: «Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С её помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально-образное содержание» [36, С. 6].
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).
Донотный период, самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. В этот период формируется в обучении: понятие ритмической пульсации, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения.
Первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка начинаются со знакомства с инструментом. Этот урок следует проводить в рояльном классе. Нужно объяснить ребёнку, что рояль не относится к какой-либо инструментальной группе. Рояль – это «король» всех инструментов.
На первых уроках следует уделять внимание и развитию слуха. Для этого следует познакомить ребенка с регистрами (в этом помогут картинки), поиграть в угадалки: ученик говорит, куда движется мелодия и какими шагами, а также заниматься подбором на инструменте.
Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм, эмоции, включенность.
Донотный период — это фундамент, на котором строится всё обучение игре на инструменте.
Весь материал, который осваивает ученик, должен быть доступным, ассоциированным привычными жизненными понятиями [26].
Игра на рояле, как и любой другой труд, требует определённых мышечных усилий. Совершенно раслабленными руками играть невозможно, как и выполнять какое-либо другое действие. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Общее состояние играющего должно быть бодрым, приподнятым – состонием спокойной уверенности и радости.
Организацию движений мы строим таким образом, чтобы воспитать у него правильное отнощение к клавиатуре – струнам, отношение к фортепиано как к «поющему» инструменту.
Прикасаться к клавише будем не ногтём, а мягкой подушечкой пальца – всей или частью её, в зависимости от того, какой звук нам нужно получить.
При выборе положения пальцев необходимо учитывать индивидуальное строение рук ученика, а также конкретные особенности звучания и фактуры музыкального произведения.
Положение пальцев должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Слишом вытянутые пальцы трудно сокращать; согнутые, кручкообразные неспособны разгибаться во второй фаланге. Поэтому предпочтительнее естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать» и «закрывать» их.
Наиболее естественны движения «целых» пальцев, работающих «из ладони» – таким же образом, как мы берём предметы или инструмаенты. В этих движения активное участие принимают межкостные ладонные мышцы, сгибающие лсновную фалангу, а с ней – и весь палец, который при этом работает как длинный рычаг.
Кроме ладонных сгибателей, в работе пальца участвуют мышцы-чгибатели ногтевых и средних фаланг, расположенные на нижней стороне предплечья, и разгибатели, расположенные на тыльной его стороне.
В пясти кроме мышц-сгибателей основных фаланг находятся межкостые мышцы, усилиями которых осуществляется растяжение.
Всё, что говорилось веше о работе пальцев и строения кисти, мы должны учитывать при выборе положения рук на клавиатуре. Лучше всего, нам кажется, положение кисти с опорой не в так называемые «косточки», а дальше – в мягкость, в середину ладони, широкой, с пологим пружинящимся «сводом».
Наиболее естественное положение первого пальца – слегка в стороне от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с другими пальцами.
Большую роль в работе пианиста имеют крупные части руки, с помощью которых производится смена позиуий на клавиатуре. Практика показывает, что наиболее удобны и естественны движения, совершаемве «всей рукой» в плечевом суставе – так называемая «игра всей рукой от плеча». Наибольшая точность и управляемость движений достягается в том случае, когда рука, нерасчленённая от корпуса до кончиков пальца, находится в положении, при котором отсутствуют острые углы, вызывающие напряжение и придающие жёсткость звучанию.
Сутулая, сгорбленная осанка сильно затрудняет работу мышц плеча, спины, груди, плечевого пояса. Поэтому положение корпуса – это первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика.
Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение так называемого «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержками всего корпуса мышцами поясницы.
Поддержка нижних мышц регулирует вес руки, передаваемый в клавиши, придаёт руке упругость, лёгкость; от неё зависит рабочий тонус.
Упругость тонуса сочетается с таким состоянием рук, при котором по ним как бы «течёт звук» из корпуса через пальцы и клавиши в струны. У играющего при этом создаётся такое впечатление, будто клавиатура «сама играет», а он только слышит, чувствует, легко управляет ею, почти не ощущая рук. «Проводимость звука» – это, прежде всего, отсутствие зажатий, фиксаций, спазмов – состояние полной свободы, полного слияния пианиста с инструментом. Исполнитель и инструмента становятся как бы единым организмом: пальцы ощущаются «положением струн», ладонь – продолжением пальцев, предплечье и вся за ним рука продолжают ладонь. Корпус «подаёт» руку к клавиатуре-струнам.
Упражнения:
1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднимитененапряжённые руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперёд, тяжело уроните расслабленные руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставте рукам раскачаться до тех пор, пока они не остановятся.
2. Совобные повороты головы для освобождения мышц шеи. Следите за останкой.
3. Дыхательное упражнение. Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание, осбенно в кульминациях. Условие нормального дыхания – хорошая осанка.
Не поднимая плечи, сделайтн глубокий вдох так, чтобы лёгкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выхдох постепенный, бесшумный и полный.
4. Чувствуя прогнутую спину и не поднимая плечи, потрясите поднятыми вверх кулаками. Упражнение помогает почувствовать «включённость» рук и всего корпуса.
5. Рисуете в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно вторым, третьим, червёртым и пятым пальцами, ощущая палец как продолжение руки.
6. Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не поднимайте плечи. Руки сообразные, лёгкие.
7. Повороты вытянутых вперёд рук ладонями вверх – ребром – ладонями вниз.
8. Свободно, без усилий «открывайте» и «захлопывайте» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь как бы сгибается посередине, а пальцы «растут из ладони».
9. Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, подобно тому, как машут, прощаясь, маленькие дети.
10. Положив руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, как бы разглаживая плаьте. Пальцы не натягиваются, двигаются без усилий, как бы сами собой. Запястье при этом не поднимать. Ладонь полностью соприкасается с материей – трение о материю помогает ощетить её расширение и сужение [42, С. 15-27].
Данные упражнения связаны с музыкой и постепенно переходят в работу над произведениями.
Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание.
Упражнения приносят пользу лишь при условии точного их выполнения – приблизительность их недопустима. Работа над ними требует полной сосредоточенности.
Для проверки отсутствия напряжённости во всём теле полезно, не прерывая игры, время от времени поворачиваться, подниматься, садиться и т.п.
Главным критерием правильной работы является качество звучания. Малейшее неудобство, напряжение, утомление сразу же отражается на звуке. Естественный, свободно льющийся звук свидетельствует о ненапряжённом состоянии рук.
Все приёмы и упражнения нужно делать постепенно, от простого к сложному, умело дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого те упражнения, которые ему более не обходимы в данный момент. Последовательность изучения упражнений индивидуальна. После гимнастики лучше перейти к первому разделу, т.к. он является основой, ключом к упражнениям других разделов. Параллельно с ним можно проходить начальные приёмы второго раздела и несложные упражнения на другие виды техники.