Специфика музыкального развития детей 5-6 лет в процессе обучения игре на фортепиано

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста

1.1 Возрастные особенности дошкольного возраста

1.2 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях

Глава II. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано

2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста

2.2 Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано

2.2.1. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка

2.2.2. Основы нотной грамоты

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике преподавания.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Большинство педагогов класса фортепиано ДМШ в своей работе ориентируются на «Программу для детских музыкальных школ, класса специального фортепиано» [19]. Цель фортепианного обучения авторы формулируют так: «Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки» [19, С. 6]. Основные задачи данной программы заключаются в следующем: «выявить и развить творческие задатки детей, обучить детей игре на музыкальных инструментах и привить им комплекс важнейших практических навыков (подбор по слуху), транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать. Одновременно с этим школа  призвана подготавливать наиболее одарённых учащихся для поступления в музыкальные училища и т.п. учебные заведения» [19, С. 12].

Учитывая современное состояние процесса воспитания музыкально-эстетической культуры школьников, авторы программы констатируют: «Форма индивидуальных занятий в специальном классе создаёт педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка. Объективная оценка его индивидуальных возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.) обуславливает конкретные дифференциальные педагогические задачи и методы работы» [19, С. 15].

Вместе с тем авторы программы считают, что учебно-воспитательная работа должна включать в себя:

- «тщательное изучение основной программы с целью публичного исполнения;

- ознакомление  под руководством педагога  с разнообразными музыкальными произведениями;

- развитие основных технических навыков на материале  упражнений и этюдов;

- повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний» [19, С. 22].

              Таким образом, мы видим, что названные задачи, в основном, содействуют развитию узкотехнических навыков учащихся.

              Таким же официальным документом, на который  опираются педагоги-практики, являются «Методические указания  по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ» [27], одним из авторов которого является профессор ГМПИ им. Гнесиных А. Д. Алексеев. Главной задачей современной музыкальной педагогики, автор считает «совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся» [27, С. 4]. Большое внимание создатели уделяют формированию у ученика положительной мотивации к обучению: «важнейшую роль в этом процессе должна сыграть перестройка преподавания на основе широкого использования методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил» [27, С. 15].  Основным  принципом в формировании  положительной мотивации авторы считают индивидуальный подход к каждому ученику: «педагог должен «формировать у ребёнка желание учиться в музыкальной школе. Если же  замечается падение интереса  ученика к занятиям, необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним» [27, С. 7].

              В «Методических указаниях» большое внимание уделяется учёту возрастных особенностей  учащихся: «Пренебрежение закономерностями, характерными для каждой отдельной возрастной группы учащихся, ведёт к неудаче» [27, С. 18].

              Раскрытие, коррекция, развитие индивидуальности ученика – одна  из основных задач педагога в процессе реализации личностно ориентированного подхода: «В инструментальном классе следует максимально  использовать возможности индивидуального обучения. С первых же уроков  и в дальнейшем, на протяжении всего периода общения с учащимися педагогу необходимо стремиться как можно лучше познать личность ученика в самых различных её проявлениях, в её развитии. Следуя этим путём, можно успешно найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим  способностям детей, помочь им, возможно, более полно проявить себя в сфере музыки и правильно ориентироваться в выборе будущей профессии» [27, С. 27].

              Таким образом, анализируемые «Методические указания» отвечают требованиям личностно-ориентированного образования, помогают педагогу лучше раскрыть индивидуальные способности, но, в то же время, они не  подкреплены системой практической методики, что значительно затрудняет её воплощение.

              Достаточно популярной и известной в последнее время стала программа Т. И. Смирновой [36] , также известная как «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано «Allegro».

              Целью этой программы является:

- воспитание хорошего музыкального вкуса,

- расширение кругозора учащихся,

- возрождение традиций «домашнего музицирования».

                            Главной задачей данной программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте, к запросам учащихся и их родителей. То есть, учебный процесс по данному предмету выстраивается таким образом, чтобы овладение им нашло своё практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.

              Исходя из этого, можно выделить основные положения программы:

- интенсивное обучение игре на фортепиано,

- развитие творческих, исполнительских и импровизационных способностей,

- формирование  у учащегося навыков самостоятельной работы.

              Данное содержание реализуется в течение всего срока обучения, которое условно можно разделить на 3 этапа  (в соответствии с приоритетными направлениями деятельности).

              1 этап – интенсивное обучение основам игры на фортепиано. Основная цель на этом этапе – научить ребёнка самостоятельно работать над несложными произведениями, свободно разбирать нотный текст, легко читать с листа, составлять в общих чертах исполнительский план.

              2  этап – развитие творческих способностей музыканта-исполнителя. Преподаватель консультирует ученика, помогает в осуществлении его замыслов.

              3 этап – самостоятельная работа учащихся над произведением. Проводятся беседы об исполнительском мастерстве, о творчестве разных композиторов. Педагог оказывает помощь в решении всех вопросов в процессе  самообучения ученика.

              Одновременное обучение различным составляющим искусства фортепианной игры потребовало значительного повышения  интенсивности труда преподавателя. Само слово «интенсив» (от латин. Intensio) означает напряжение, усилие. Учащимся же  обучение по данной системе даётся легко, и занятия вызывает большой, постоянно увеличивающийся интерес. «Именно в совместном интенсивном, творческом труде педагога и ученика – залог успеха обучения», –  считает автор программы.

              В основе этой методики, как и любой методике интенсивного обучения, лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу даётся большой объём информации, который осваивается им в практической деятельности. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, т.е. идёт как развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры. Т.е. методики интенсивного обучения предполагает активизацию всех возможностей обучаемого: он становится перед необходимостью сразу играть на инструменте, формировать и решать технические и художественные задачи.

              Проанализировав методику Т. И. Смирновой, необходимо отметить её развивающий характер, т.к. знания не преподносятся в готовом виде, а добываются учеником из практической работы над заданиями, из ответов преподавателя на поставленные вопросы. А теоретические сведения даются в минимальном объёме. В начале – как помощь в решении насущных проблем обучаемого. По мере приобретения и развития практических навыков и умений круг теоретических знаний расширяется, выстраиваясь в целостную систему.

                            Особенность применения этой методики для детей 5-6 лет состоит в широком применении игровых форм обучения, что соответствует положению возрастной психологии.

              Методика предполагает демократический стиль общения учителя и ученика.

              «На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребёнка психологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях. В тех случаях, когда ребёнок ошибается, нужно избегать назидательных замечаний, стремиться найти неординарное решение, использовать возможности игры, где нет учителя и ученика, а есть равные партнёры» [36, С. 9].

                   Таким образом, эта программа соответствует содержанию личностно ориентированной педагогики и предоставляет возможности для осуществления  личностного ориентированного подхода.

              Проанализировав учебные программы и методические рекомендации, перейдём к разбору некоторых учебных пособий, посвящённых первоначальному этапу обучения игры на фортепиано.

              Рассмотрим пособие А. Д. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» [3]. Данное пособие состоит из двух разделов. В первом автор раскрывает содержание собственной методики по обучению детей 4-6 летнего возраста, а второй  раздел – нотная хрестоматия, содержащая наиболее часто исполняемый, «проверенный» репертуар в данный период обучения.

              Не определяя направленность своей  методики в научном аспекте, А. Д. Артоболевская, тем не менее, постоянно подчёркивает важность внимания к индивидуальным особенностям ребёнка: ориентация и личность ученика является основой её работы.

              «Самое большое достоинство педагога – не давить на личность ученика, не диктовать свою волю, не навязывать свою индивидуальность, не делать её образцом для подражания ученика…» [3, С. 8].

              Основная задача, которую поставили перед собой авторы пособия  «Путь   к    музицированию»  [6] – Л. А. Баренбойм, Ф. Д. Брянская и Н. П. Перунова – пробудить в ребёнке музыканта-художника, развить способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней.

              В данном пособии предложена комплексная система музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано. Эта система основывается на опыте отечественной и прогрессивной зарубежной педагогики и  теоретически  обоснована в исследовании Л. А. Баренбойма «Путь к музицированию» [6].

              Характерная особенность данной работы  заключена в её построении – по сути, это поурочная разработка музыкальных занятий, состоящая  не только из разнообразного нотного учебного материала, но и из занимательных бесед с ребёнком «о музыке и фортепианной игре» [7, С. 43]. В пособии  также даны «советы для развития»:

- музыкального слуха и чувства ритма;

- умения читать нотную запись и, в частности, читать с листа;

- навыков музыкального сочинительства.

              Разработка уроков представлена также в пособии «40 уроков начального обучения детей 4-6 лет», автор С. Альтерман [2]. Цель пособия автор видит в возможности «пробудить в учителе творческую инициативу и помочь сохранить интерес и увлеченность ученика» [2, С. 3]. В силу того, что это пособие предназначено для детей 4-6 лет, все необходимые сведения и навыки преподносятся в игровой форме. Постепенность в изучении материала, повторение и закрепление пройденного, вспомогательная роль домашних заданий – вот основа данной методики. Особенностью этого пособия является попытка создания синтеза из уроков сольфеджио и фортепиано. Пособие включает в себя 40 уроков с начинающими. Авторы подчеркивают, что их может быть больше или меньше в зависимости от возраста и способностей учеников. Так же возможны любые перестановки и изменения внутри урока.

              Пособие «Школа игры на фортепиано» [23] Н. Н. Кувшинникова  и М. Г. Соколова отличается логичностью и постепенностью в подборе музыкального материала, отсутствием  отвлечённых теоретических положений, не вытекающих из практики.

              Интересный, близкий для детского восприятия музыкальный материал, отсутствие «сухих» упражнений создают у ребёнка ощущение радости непосредственного общения с искусством. Пособие предполагает комплексный метод преподавания. Педагог не только учит ребёнка игре на фортепиано, но и одновременно разъясняет  необходимые музыкально-теоретические вопросы, то есть является «разъяснителем», толкователем музыки вообще, что особенно важно именно не первых ступенях развития учащихся.

              Проанализируем ряд нотных сборников, предназначенных для начального периода обучения.

              Сборник «Юным пианистам» [44], составители  В. Шульгина, Н. Маркович, адресован учащимся подготовительных групп ДМШ, детям 3-6 лет. Он включает в себя фортепианные пьесы и самостоятельные задания, расположенные в порядке  постепенного усложнения, а также методические рекомендации по музыкально-творческому  развитию детей, адресованные преподавателям.

              При создании этого сборника авторы исходили из того, что необходимыми условиями успешного обучения  детей  являются увлечённость музыкой, интерес к занятиям. Яркая образность пьес, входящих в сборник, их жанровое  и стилевое разнообразие  помогут создать на уроках радостную атмосферу творческого музицирования. Способствует этому и то, что в сборник,  наряду  с сольными пьесами, включены разнообразные ансамбли – в 4 руки, для 2-х фортепиано, с сопровождением детских музыкальных инструментов. Большое удовольствие доставляет  детям пение под собственное сопровождение – поэтому авторы включили в сборник детские песни с элементарным аккомпанементом.

Информация о работе Специфика музыкального развития детей 5-6 лет в процессе обучения игре на фортепиано