Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 18:21, курсовая работа
Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.
Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности дошкольного возраста
1.2 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях
Глава II. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано
2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста
2.2 Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано
2.2.1. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка
2.2.2. Основы нотной грамоты
Заключение
Список литературы
Основы звукоизвлечения. Штрихи. Упражнения:
1. Извлечение одного звука. Считайте на «четыре». Перед началом упражнения и на паузах руки спокойно лежат на коленях. На счёт «раз-два» извлекайте звук каждым пальцем по очереди сначала одной рукой, потом двумя – спокойно, без суеты, в медленном темпе, чтобы успеть дослушать до конца звучания струны. Постоянно следите за звуком – он должен быть сочным и одинаковым у всех пальцев.
Играйте на чёрных клавишах – для мускульного ощущения подъёма руки и удобного положения кисти.
2. Перенесение рук с одной опоры на другую, расположенную на одном уровне. Взятие звука сверху и снизу.
Чувствуйте поддержку нижних мышц руки, на которых она как бы покоится, и поясницы. Руки лёгкие, собранные. Исходное положение – руки на коленях. На счёт «раз» – положите руки сверху на пюпитр; на счёт «два» – возьмите звук; «три» – руки на коленях; «четыре» – снова возьмите звук.
Играть одной и двумя руками. Переносите руки так же просто и естественно, как мы кладём их на стол.
3. Проверка опоры и «проводимости звука». Неиграющей рукой «покачайтесь» сверху ни кисти, предплечье, плече играющей руки и почувствуйте, как вся рука пружинит и «пропускает звук» в клавишу.
4. Проверка цепкости кончика пальца. Повиснуть одной рукой на кончике пальца, а другой попытаться стащить её. Фаланги опорного пальца не скрючивайте, держитесь на «подушечке».
5. «Полётные» движения на одной чёрной клавише. Вариант аппликатуры: 1 – 2, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 5 и обратно – 5 – 4, 4 – 3, 3 – 2, 2 – 1.
6. «Полётные» движения на пяти белых ил пяти чёрных клавишах. Аппликатура: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 5 и обратно.
7. Легато на секундовых последованиях; короткие лиги по две ноты. Играйте вверх на пяти нотах и обратно. Можно играть это же упражнение вверх на октаву каждой парой пальцев.
Легато исполняйте без чрезмерных движений кисти. Ощущайте в ладони, как один палец передаёт звук другому, и слушайте, как один звук переходит в другой [42, С. 27-35].
Дуговые движения. Упражнения:
«Кратчайшее расстояние между двумя отдельными точками на клавиатуре есть кривая». Дуговые движения являются наиболее рациональными для скачков, бросков, «перелётов» и переносов рук на большое расстояние. Они обеспечивают большую точность попадания и лёгкость выполнения.
Широко применяются в исполнительской практике и круговые движения руки, при которых действует центробежная сила, также обеспечивающая неутомляемость и выносливость.
Предлагаемые упражнения воспитывают свободную ориентировку на клавиатуре, мускульное ощущение расстояний. Работая над ними, контролируйте свои ощущения: постоянно чувствуйте включённую, прогнутую спину и нижние мышцы, переносящую руку, которая при этом ощущается как крыло и в медленных переносах как бы «обнимает» расстояние; на опорных звуках отдыхайте и проверяйте упругость руки, «проводимость звука»; следите за тем, чтобы вместе с рукой не поднималось плечо и не болталась кисть; не взмахивайте ею, чувствуйте, что она продолжает предплечье; в лёгких подвижных скачках не теряйте нерасчленённую монолитную форму руки. Все движения – скупые и точные.
1. Большая дуга. Переносите каждую руку отдельно широким дуговым движением. Играйте каждым пальцем по очереди.
Звук берётся с хорошей опорой, певуче, без призвуков. Проверяйте положение кисти и первого пальца. Играйте спокойно, плавно, отдыхая на клавише.
2. Дуговые отрезки. Играть отдельно правой рукой вверх, левой – вниз каждым пальцем по очереди на белых и на чёрных клавишах. Упражнение выполняется легко, весело, подвижно. Ладонь широкая, как бы накладывающаяся сверху на клавиатуру. Возможен и более спокойный темп.
3. «Весёлая дуга». Дуговые скачки на октаву вверх и вниз. Играйте каждым пальцем по очереди, каждой рукой отдельно. Рука лёгкая и упругая, как мяч; ощущение такое, как будто она сама играет.
4. Дуговые движения «из руки в руку» по всей клавиатуре. Играйте легко и подвижно всеми пальцами по очереди, чередуя руки, на белых и на чёрных клавишах, как бы вкладывая ладонь в клавиатуру. Руки работают, как весы.
5. Круговые движения октавами. Кисть и пальцы не фиксированные. С движением от себя пальцы и ладонь открываются и «охватывают» верхнюю октаву.
6. Круговые движения одним пальцем по тонам хроматической гаммы.
Репетиции. Упражнения:
Репетиционная техника строится на вибрационном движении, с помощью которого рука хорошо освобождается и приобретает наибольшую подвижность.
Репетиция с переменной аппликатурой гораздо удобнее играть, не забирая пальцы под ладонь, а сменяя их на одном движении руки, при котором они отходят в сторону и освобождаются, уступая место друг другу. Кисть не поднимается. Все пальцы вибрируют одновременно, их движения незаметны и почти неощутимы.
1. Беззвучная подмена пальцев на одной клавише. Переносите руку с одного пальца на другой, хорошо на них опираясь, движением в горизонтальной плоскости. Пальцы освобождайте.
2. Репетиция от первого пальца к пятому и обратно. Отдыхайте и погружайтесь в клавиатуру на последнем звуке [42, С. 43-46].
Терции, сексты, октавы.
Исполнений терций всегда помогает найти собранную позицию кисти, хорошую опору.
Исполнение секст, секстовых пассажей подготавливает учеников, ещё не берущих октавы, к октавной технике [42, С. 46-49].
Гаммы и арпеджио.
Цель этих упражнений – добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммообразных пассажей без толков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания первого пальца при смене позиций кисти и ровного текучего легато внутри позиции.
1. Упражнение на подкладывание первого пальца. Расходящиеся движения на октаву и обратно. Играйте всю гамму двумя пальцами: 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5. Играйте также гамму с перекладыванием через 3, 4, 5 пальцы следующей аппликатурой: 2 – 3 – 2 – 3 и т.д.; 3 – 4 – 3 – 4 и т.д.; 4 – 5 – 4 – 5 и т.д.
2. Гаммовые отрезки. Правая рука играет по позициям гаммы о конца клавиатуры и обратно, левая вниз до do1.
3. Постепенное увеличение гаммообразной линии в прямом и обратном движении. Играйте это упражнение также непрерывным движением с «выдохом» на опорном звуке [42, С. 49-55].
Методы практических действий.
Данная группа методов напправлена на активизацию практического мышления. В процессе активной музыкальной деятельности и практического освоения музыкальной информации учебный материал закрепляется в памяти более прочно, т.к. он чаще всего представлен в наглядной форме. Решение практических задач стимулирует наглядно-действенное мышление, «с которого начинается непосредственное взаимодействие с реальными объектами, определение их существенных свойств и отношений». Кроме того, задания такого типа активизируют воображени, наглядно-образное мышление и постепенно становится основой формирования теоретического мышления.
Содержанием учебной деятельности ребёнка становится практическая деятельность, каогда ученик должен производить различные действия с ритмическими, звуковыми или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки. В процессе активного слушаения музыки ученик подбирает подходящие картинки или рисует.
1. Развитие ритмических, звуковых и теоретических представлений в процессе работы с карточками
Как правило, сначала работа идёт по ритмическим карточкам, т.к. для чтения мелодических блоков учащийся должен знать ноты и иметь уже некоторый опыт оперирования звуковыми представлениями. Вместе с тем, введение мелодических карточек-блоков должно идти вместе с освоением нотной грамоты для закрепления полученных знаний. Воспитание ритмического чувства является отдельной задачей, т.к. «представление о длительностях и навыки их воспроизведения развиваются не быстрее, чем звуковысотные представления».
Ритмические карточки
Методы воспитания ритмического чувсттва на материале ритмических блоков получили в XX веке широкое распространение.
Набор карточек чаще всего определяется ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром. Для начального освоенияритмических закономерностей вполне достаточно набора карточек, состоящих из отдетных четвертей, сдвоенных восьмых, половинок и целых. Возможна карточка, включающаяя восьмую паузу и восьмушку с флажком. Наиболее простой и понятной системой ритмических карточек для первого ознакомления с ритмическими формулами являются карточки в размере 4/4, т.к. тогда ребёнок лучше понимает, почему длительности называются четвертями или восьмыми.
Другой вариант – ритмические блоки, в которых используются разнообразные варианты ритмических рисунков от простейших до самых сложных. Эти ритмические рисунки могут содержать любые ритмические формулы, нужные для работы.
Обучение с помощью ритмических карточек может проходить в различных формах. Желательно, чтобы работа по ритмическим карточкам шла параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет моторную природу.
Существенной частью работы по формированию чувства ритма является закрепление мышечных ощущений от движения разных длительностей. Нужно подкрелять все ритмические формулы движениями – прохлопывать, проговаривать, шагать, рисовать вертикальные палочки.
Работа с ритмическими карточками может преследовать самые разнообразные цели в зависимости от конкретных учебных задач с каждым канкретным учеником.
Карточки для освоения нотной грамоты
Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но учение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста без специального заучивания.
Последовательность освоения нотных карточек может быть различной. Элементарные нотные карточки могут содержать только одну или две ноты. Цель – освоение записи и расположения ноты на нотном стане.
Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с чётким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучение чтению нот с листа.
Одной из увлекательных форм освоения нотной грамоты может стать игра в мозаику. Мелодия известной ребёнку песенки делится на равные части и выписывается на карточки. Нужно собрать из разрезанных тактов знакомую пьесу.
Важно, что теоретические знания на самом начальном этапе обучения появляются только при необходимости, т.к. «теоретические знания. Не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются». Поэтому освоение различных знаков нотного текста при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным.
Решение задач, ребусов и загадок
Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе.
Дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому эта форма игры широко используется в начальном периоде обучения. Эти слова так и записываются – ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами. Например, По-ми-до-р, си-ре-нь, до-ми-но, фа-ми-ли-я, ре-ка, так-си.
Разгадываю кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления [11].
Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным.
Человеческая речь записывается при помощи букв, из букв складываются слова, а из слов – предложения. Также музыкальная речь записывается при помощи нот, которые живут на линейках и между ними. На руке пять пальцев и линеек тоже пять. Считают их снизу вверх, как этажи дома: МИ-СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА – на линеечках сидят. РЕ-ФА-ЛЯ-ДО-МИ – все в окошечко глядят. Для того чтобы знать ноты, надо найти ключ.
Не следует разрывать изучение скрипичных и басовых ключей. Для этого лучше использовать одиннадцатилинейную нотацию, где нота ДО – пограничник меж двух стран, вот какой почёт ей дан.
Важно, чтобы нотная запись была воспринята учеником, как средство для фиксации музыкальных звукосочетаний.
Затем необходимо дать понятие о размере. За основу нужно взять произведения с ярко выраженной ритмической организацией. Например, сыграть ученику на инструменте вальс и марш, где ярко выражены сильные и слабые доли, прохлопать, выделяя сильные доли. Теперь мелодию подобрали, записали, произносим и перед сильным слогом ставим палочки. Расстояние между палочками – это такты, а сами эти палочки называются тактовыми чёрточками.
Понятие длительности можно дать двумя способами. Первый – на примере разрезанного яблока, а второй при помощи картинки «Прогулка в зоопарке»: звери решили прогуляться. Вот слон (1 шаг), в это время медведь (2 шага), бежать приходится мышке (16 шажков).
Наряду с записью на бумаге, нужно тренироваться и в чтении нот. В первую очередь ученику нужно преодолеть боязнь клавиатуры, для навыка слепого чтения с листа. На первых порах спокойнее относитесь к промахам пальцев, при этом нужно учить ученика исправлять свои ошибки, самостоятельно не глядя на клавиатуру, тактильными ощущениями. А если ученик очень рвётся посмотреть на клавиатуру, подложите ему тетрадь под подбородок. Развивая навыки разбора, нужно добиться того, чтобы он воспринимался группами (по 2, 3, 4 ноты) в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты. Итак, чтения с листа бывает слепым, графическим (нужно следить за графической линией направления мелодии и воспроизводить её на клавиатуре) и группами [26].