Министерство образования Республики
Башкортостан
ГБОУ СПО «Благовещенский педагогический
колледж»
Курсовая работа
на тему: Специфика организации
деятельности младшего школьника
по исследованию окружающей
действительности в условиях семьи.
Выполнила Луговая Анна, студентка
4 курса
специальности 050711 Социальная педагогика
Научный руководитель Файзуллина
Р.Ш.
Благовещенск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение ………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы
исследовательской деятельности
младшего школьника
1.1. Сущность и содержание
исследовательской деятельности ……….……..
5
1.2. Организация исследовательской
деятельности учащихся
в начальной школе ………………………………………………….…………..
8
1.3. Возможности исследовательской
деятельности школьников в условиях
реализации ФГОС…………………… …………………………………………
14
Глава 2. Особенности современной
семьи и возможности исследования младшими
школьниками окружающей действительности
в условиях семьи.21
Заключение …………………………………………
…………………………..34
Список литературы ………………………………..…………………………….36
Приложение ………………………………………...……………………………37
Введение.
У каждого ребенка есть способности
и таланты. Дети от природы любознательны
и полны желания учиться и, как известно,
именно период жизни младших школьников
отличается огромным стремлением к творчеству,
познанию, активной деятельности. Но, чтобы
они могли проявить свои дарования, нужно
умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение
- один из важнейших источников получения
ребенком представлений о мире. В педагогике
и психологии - «исследовательским обучением»1 именуется подход к обучению,
построенный на основе естественного
стремления ребенка к самостоятельному
изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского
обучения - формирование способности самостоятельно,
творчески осваивать и перестраивать
новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры.
Однако в школе уже много лет
продолжается противодействие традиционного
и исследовательского обучения. И по-прежнему
традиционное обучение, в особенности
в нашей стране, строится не на методах
самостоятельного, творческого исследовательского
поиска, а на репродуктивной деятельности,
направленной на усвоение уже готовых,
кем-то добытых истин. Благодаря этому
обучению у ребенка в значительной мере
утрачивается главная черта исследовательского
поведения - поисковая активность. Итогом
становится потеря любознательности,
способности самостоятельно мыслить,
делая в итоге практически невозможными
процессы самообучения, самовоспитания,
а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка
ребенка к исследовательской деятельности,
обучение его умениям и навыкам исследовательского
поиска становится важнейшей задачей
образования и современного учителя. Все
это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической
литературы нами было выявлено противоречие
между необходимостью обучать детей младшего
школьного возраста специальным знаниям,
умениям и навыкам, необходимым в исследовательском
поиске и малым количеством разработок
по организации исследовательской деятельности
младших школьников. Выявленное противоречие
позволило обозначить проблему исследования:
выявление условий организации исследовательской
деятельности младших школьников.
Данная проблема позволила
сформулировать тему исследования: «Специфика
организации деятельности младшего школьника
по исследованию окружающей действительности
в условиях семьи».
Объект исследования: процесс
организации исследовательской деятельности
младших школьников.
Предмет исследования: педагогические
условия организации исследовательской
деятельности младших школьников.
Цель исследования: определить
педагогические условия организации исследовательской
деятельности младших школьников.
Изучение психолого-педагогической
литературы по теме исследования позволило
выдвинуть следующую гипотезу: предполагается,
что исследовательская деятельность младших
школьников будет успешной при соблюдении
следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших
школьников с содержанием и техникой выполнения
исследований.
2. Формирование у учащихся
умений самостоятельной работы,
самоконтроля.
3. Развитие творческих
способностей и инициативы учащихся.
4. Семья играет важную
роль в формировании познавательных
интересов у детей.
Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы,
включающего 33 наименования, приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследовательской
деятельности
младшего школьника.
1.1. Сущность и содержание исследовательской
деятельности
Деятельность — процесс (процессы)
активного взаимодействия субъекта с
миром, во время которого субъект удовлетворяет
какие-либо свои потребности. Деятельностью
можно назвать любую активность человека,
которой он сам придает некоторый смысл.2
Понятие деятельности. Деятельность
можно определить как специфический вид
активности человека, направленный на
познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого себя
и условия своего существования.
Исследование, в отличие от
стихийных форм познания окружающего
мира, основано на норме деятельности
– научном методе. Его осуществление предполагает
осознание и фиксацию цели исследования,
средств исследования (методологию, подходы,
методы, методики), ориентацию исследования
на воспроизводимость результата.
Целью исследовательской деятельности
всегда является получение нового знания
о нашем мире - в этом ее принципиальное
отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной:
исследование всегда предполагает обнаружение
некой проблемы, некоего противоречия,
белого пятна, которые нуждаются в изучении
и объяснении, поэтому она начинается
с познавательной потребности, мотивации
поиска. Новое знание может иметь как частный,
так и обобщающий характер. Это либо закономерность,
либо знание о детали, о ее месте в той
или иной закономерности .
По определению И. А. Зимней
и Е. А. Шашенковой, исследовательская
деятельность - это «специфическая человеческая
деятельность, которая регулируется сознанием
и активностью личности, направлена на
удовлетворение познавательных, интеллектуальных
потребностей, продуктом которой является
новое знание, полученное в соответствии
с поставленной целью и в соответствии
с объективными законами и наличными обстоятельствами,
определяющими реальность и достижимость
цели. Определение конкретных способов
и средств действий, через постановку
проблемы, вычленение объекта исследования,
проведение эксперимента, описание и объяснение
фактов, полученных в эксперименте, создание
гипотезы (теории), предсказание и проверку
полученного знания, определяют специфику
и сущность этой деятельности»3.
В своей сущности исследовательская
деятельность предполагает активную познавательную
позицию, связанную с периодическим и
продолжительным внутренним поиском,
глубоко осмысленной и творческой переработкой
информации научного характера, работой
мыслительных процессов в особом режиме
аналитико-прогностического свойства,
действием путём «проб и ошибок», озарением,
личными и личностными открытиями! Этим
она отличается от эвристического и проблемного
обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи
и одной группе образовательных технологий.
В общем плане исследовательская
деятельность рассматривается как деятельность,
результатом которой является создание
новых материальных и духовных ценностей.
Взгляд на эту проблему с точки зрения
возрастной психологии и педагогики обнаруживает
необходимость уточнения такого толкования.
Прежде всего, это касается результативности
как главной характеристики исследовательской
деятельности. С этой точки зрения детская
игра, к примеру, не создает ценностей
в общеупотребительном смысле слова. И
все же мы говорим о творческой игре, о
способности детей уникальным образом
смотреть на окружающий мир, преобразовывать
его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский,
который писал о том, что творчество проявляется
везде, где человек воображает, изменяет,
отступает от стереотипа, создает хоть
крупицу нового для других и для себя.
По-видимому, применительно к ранним ступеням
развития детей нужно сделать акцент на
субъективной стороне исследовательской
деятельности, на том, что ребенок открывает
и преобразует в самом себе, в своем видении
мира независимо от степени осознанности
и внешней результативности этого процесса,
на том, что делает его, существом, обращенным
к будущему, созидающим и видоизменяющим
свое настоящее.4
Понятие исследовательской
инициативности связано с рядом близких
понятий: «интеллектуальная активность»;
«познавательная активность»; «креативность,
любознательность» и «исследовательское
поведение». В этом отношении исследовательская
инициативность находится в одном ряду
с такими фундаментальными понятиями
как поучение, интеллект, творчество, образуя
с ними неразрывную связь.
Исследование, исследовательское
поведение – это неотъемлемая часть поведения
любого живого существа, условие его выживания
в изменяющейся среде, условие развития
и даже здоровья.
Сущность исследовательской
деятельности состоит в активной познавательной
позиции, связанной с периодическим и
продолжительным внутренним поиском,
глубоко осмысленной и творческой переработкой
информации научного характера, работой
мыслительных процессов в особом режиме
аналитико-прогностического свойства.
- 2. Организация исследовательской деятельности учащихся
в начальной школе.
Современную школу философы
называют капканом, выставленным человеком
у себя на пути. Передавая детям “ничейные”
знания, отчужденные от их собственного
опыта, школа воспитывает потребителя,
в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста
и теряет при этом творца и деятеля. Это
приводит к ослаблению внутренней мотивации
учеников, не востребованности их творческих
способностей. Отсюда – нежелание детей
учиться. Если школа будет только транслировать
ученикам имеющиеся достижения человечества,
то кто же и как научиться создавать новые?
Как общество сможет подготовить людей
к решению своих проблем? Ведь реализовать
потенциал можно лишь в собственной деятельности,
в соответствии с его целями. Даёт ли такую
возможность своим ученикам и педагогам
современная школа? Государственные стандарты
общего образования нового поколения
предполагают внесение значительных изменений
в структуру и содержание, цели и задачи
образования, смещение акцентов с одной
задачи – вооружить учащегося знаниями
– на другую – формировать у него общеучебные
умения и навыки как основу учебной деятельности.
В настоящее время широко обсуждается
вопрос о создании условий для повышения
качества учебно-воспитательного процесса.
Выпускник современной школы должен обладать
практико-ориентированными знаниями,
необходимыми для успешной интеграции
в социум и адаптации в нём.
Для решения этой задачи необходимо
отойти от классического формирования
знаний, умений и навыков и перейти к идеологии
развития, на основе личностно-ориентированной
модели образования. Ведущую роль должны
играть творческие методы обучения. В
арсенале инновационных педагогических
средств и методов особое место занимает
исследовательская творческая деятельность.
Изучив материалы по данной теме, пришла
к выводу, что ориентирована методика
в большей степени на старшеклассников,
чьи предметные интересы уже сформировались.
А начальная школа всё-таки осталась немного
в стороне, но ведь именно в начальной
школе должен закладываться фундамент
умений, знаний и навыков активной, творческой,
самостоятельной деятельности учащихся,
приёмов анализа, синтеза и оценки результатов
своей деятельности и исследовательская
работа – один из важнейших путей в решении
данной проблемы. Специфика исследовательской
работы в начальной школе заключается
в систематической направляющей, стимулирующей
и корректирующей роли учителя. Главное
для учителя – увлечь и “заразить” детей,
показать им значимость их деятельности
и вселить уверенность в своих силах, а
так же привлечь родителей к участию в
школьных делах своего ребёнка. Эта работа
становится для многих родителей интересным
и захватывающим делом. Они, вместе с детьми
делают фотографии, выполняют несложные
исследования по наблюдению за выращиванием
растений, погодными явлениями, помогают
подбирать информацию для теоретического
обоснования проектов, помогают ребенку
готовить защиту своей работы. Работы
получаются очень интересными, ведь это
общий интерес и совместный труд ребенка
и родителей.
Роль родителей в исследовательской
деятельности ребёнка огромна уже с момента
рождения малыша. Самый естественный образ
действий грудного ребёнка (как и далее)
– это исследование (окружающей обстановки,
звуков, предметов, возможностей своего
тела, голоса, эмоциональных проявлений…).
Если родители сумели поддержать интерес
к этим исследованиям, откликнулись на
призыв ребёнка к совместной деятельности,
не оттолкнули его от себя, поделились,
при необходимости, своим опытом, знаниями,
оставляя приоритетными самостоятельные
исследования детей, то такой ребёнок
к школе разовьёт свой исследовательский
интерес и будет готов отправиться в “путешествие
за знаниями”. В предшкольный период почти
все здоровые дети проявляют интерес ко
всему, что видят и слышат (примером могут
служить их бесконечные “как?”, “зачем?”
и “почему?”). Умные родители не отталкивают
детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты
надоел со своими вопросами!”, “когда
ты только помолчишь!”), но и не дают прямых
ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка
на самостоятельные наблюдения, размышления,
на формулирование интересующего их понятия,
иногда показывая, как это нужно делать.
Это и есть начало формирования личности
исследователя. Приходя в школу, сталкиваясь
с определенной умственной нагрузкой,
непривычные к интеллектуальному труду
ученики (или ученики с повышенной утомляемостью),
быстро устают “думать” и начинают “экранировать”
“лишние” знания, оставляя только необходимый
минимум для себя (закон энергосбережения).
Так формируются здоровые “середнячки”,
которые не хотят знать больше того, о
чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально
тренированным учащимся тех знаний и заданий,
которые дают в школе, для полной нагрузки
не хватает, они либо находят себе эту
нагрузку дома (при помощи родителей),
либо в кружках, либо начинают “тосковать”,
постепенно теряют интерес к учёбе и переходят
в разряд “шалунов” (им скучно на уроке,
когда все задания выполнены), они отвлекают
учителя и учеников, получают записи в
дневник о плохом поведении и постепенно
могут перейти в разряд даже не “хорошистов”,
а “способных, но ленивых, троечников”.
Чтобы этого не произошло, необходимо
вовремя отследить такого недозагруженного
ребёнка и применить к нему индивидуальный
подход, давая дополнительные задания
повышенной сложности. Тогда интерес может
возникнуть снова, а может уже и не возникнуть,
если прошло много времени с начала “тоски”
по интеллектуальной загрузке.