Специфика организации деятельности младшего школьника по исследованию окружающей действительности в условиях семьи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:21, курсовая работа
Краткое описание
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением»1 именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младшего школьника 1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности ……….…….. 5 1.2. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе ………………………………………………….………….. 8 1.3. Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС…………………… ………………………………………… 14
Глава 2. Особенности современной семьи и возможности исследования младшими школьниками окружающей действительности в условиях семьи.21
Человек испытывает воздействие
семьи со дня рождения до конца своей жизни.
Значит, семейному воспитанию свойственны
непрерывность и продолжительность. И
в этом с семьей не может сравниться ни
один воспитательный общественный институт.
Т. к. семейное воспитание немыслимо без
родительской любви к детям и ответного
чувства детей к родителям, оно более эмоционально
по своему характеру, чем любое другое
воспитание. Семья объединяет людей разного
возраста, пола, нередко с разными профессиональными
интересами. Например, во время ужина,
когда собираются все члены семьи, родители
чаще всего рассказывают про свою работу,
делятся своими успехами, обсуждают какие-либо
телепередачи, прочитанные ими газеты
и т.п. Взрослые должны это преподнести
так, чтобы ребенок начал выбирать и задумываться,
что ему интереснее и ближе. В результате
чего зарождается познавательный интерес.
Это позволяет ребенку наиболее полно
проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные
возможности.
Характерная особенность воспитательного
влияния семьи на детей – его устойчивость.
Обычно правильное отношение родителей
к воспитанию детей раннего и дошкольного
возраста положительно отражается потом
на их учебной, трудовой и общественной
активности. И наоборот, недостаточное
внимание родителей к воспитанию детей
преддошкольного и дошкольного возраста
отрицательно отражается на их общественной
активности даже тогда, когда они уже обучаются
в школе.
Активнейшее воздействие семья
оказывает на развитие духовной культуры,
на социальную направленность личности,
познавательного интереса, мотивы поведения.
Являясь для ребенка микромоделью общества,
семья оказывается важнейшим фактором
в выработке системы социальных установок
и формирования жизненных планов. Общественные
правила, культурные ценности впервые
осознаются в семье, познание других людей
начинается с семьи.
Если семья имеет несколько
детей, то появляются естественные условия
для формирования полноценного семейного
коллектива. И это обогащает жизнь каждого
члена семьи и создает благоприятную обстановку
для успешного выполнения семьей воспитательной
функции. В семье, где один ребенок, все
это сильно усложняется. А. С. Макаренко
писал: «Можно, например, решительно утверждать,
что воспитание единственного ребенка
более трудное дело, чем воспитание нескольких
детей. Даже в том случае, если семья
испытывает материальные затруднения,
нельзя ограничиваться одним ребенком»10.
Выходит, воспитательная функция
органически сливается с репродуктивной.
Тесная взаимосвязь существует и между
другими функциями.
Большое значение принадлежит
коммуникативной функции семьи. Можно
назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих
членов со СМИ, литературой и искусством;
читая книги, знакомясь с новыми произведениями
искусства, новостями, родители должны
обязательно обсудить это с ребенком так,
чтобы у него появился интерес и развивался
далее; влияние семьи на многообразные
связи своих членов с окружающей природной
средой и на характер воспитания; организация
внутрисемейного общения.
Рассмотрев вопрос о роли книги
в семейном воспитании, можно сделать
следующие выводы, данный вопрос очень
актуальный, т.к. возрождение духовности,
воспитание культуры, образование детей
невозможны без книги и чтения. Совместное
занятие сплачивает семью, развивает ум
и душу ребенка, воспитывает и готовит
его к жизни. Родители же, приобщаясь к
чтению, начинают по-настоящему заниматься
духовным развитием своего ребенка, формированием
его нравственности, развитием познавательного
интереса. Эффект увеличивается, когда
прочитанную книгу обсуждают всей семьей,
когда о ней разгорается спор, сталкиваются
мнения, вырабатывается отношение к прочитанному,
т.е. предоставляется возможность творческого
самовыражения каждому члену семьи, ребенок
учится выслушивать мнения других, доказывать
свои точки зрения. Такого рода дискуссии
сплачивают семью воедино.
Если семья уделяет выполнению
этой функции достаточное внимание, то
это заметно усиливает ее воспитательный
потенциал. Нередко с коммуникативной
функцией связывают деятельность по созданию
психологического климата семьи. С этим
нельзя не согласиться: в нашу динамическую
эпоху сильно возрастает значение семьи
как психологической ячейки.
В настоящее время возрастает
функция семьи по организации досуга и
отдыха. Под досугом понимается внерабочее
(свободное) время, которым человек распоряжается
всецело по своему выбору и усмотрению.
Свободное время – одна из важнейших социальных
ценностей, незаменимое средство восстановления
физических и духовных сил человека, всестороннего
развития личности. Повышению роли досуга
способствуют правильный ритм и режим
жизни семьи, разумное распределение обязанностей
между ее членами, планирование труда
и отдыха. В целом досуг является как бы
зеркалом зрелости человека как личности:
по характеру его досуга о человеке можно
сказать очень многое.
Семейный досуг включает в себя:
чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр
фильмов, встречи с родственниками, друзьями
и знакомыми, совместный отдых, посещение
театров, музеев, кинотеатров и концертов;
проведение ежегодного отпуска; посещение
парков, туристские походы, экскурсии,
прогулки на природу; занятия спортом,
участие в соревнованиях, в проведении
праздников. Это все влечет за собой познание
окружающего мира. Дети узнают много нового
и полезного. Появляется интерес к тому,
чтобы узнать что-то еще, не останавливаться
на достигнутом. Таким образом, расширяется
кругозор ребенка. И родители должны сделать
так, чтобы интерес был устойчивым и потом
не пропал.
Но в организации семейного
досуга обнаруживается немало ошибок:
слишком много времени дети находятся
у телевизора или компьютера, мало бывают
на свежем воздухе, родители зачастую
недостаточно уделяют времени своим детям,
ссылаясь на занятость, усталость и т.
п. Преодолеть эти ошибки – задача современной
семьи.
Жизнь семьи многогранна. Мы
кратко рассмотрели только ее основные
функции и предназначение. Но даже отсюда
видно, что она удовлетворяет и многообразные
индивидуальные потребности личности,
и групповые (общесемейные) потребности,
и важнейшие потребности общества. Как
общество влияет на семью, создавая определенный
ее тип, так и семья оказывает немалое
влияние на развитие и образ жизни общества.
Семье принадлежит важная роль в ускорении
экономического и социального развития
общества, в воспитании подрастающего
поколения, в достижении счастья каждым
человеком.
Каждая семья должна выполнять
данные функции, но, к сожалению, далеко
не во всех семьях существуют условия
для их выполнения. Т.к. наш мир не идеален,
поэтому и идеальных семей в нем немного.
Сегодня, в начале XXI века, появилось
достаточно большое количество моделей
современной семьи. И единого подхода
к определению типологии семьи нет. Однако
чаще всего семьи принято классифицировать
так:
в зависимости от количества
детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребенка) и многодетные (более 3 детей);
в зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети);
в зависимости от структуры
семьи: полные (мать, отец, дети), неполные
(мать или отец и дети), внебрачные (вариант
неполной семьи, когда ребенок рождается
при незарегистрированном браке);
в зависимости от характера
взаимоотношений в семье: благополучные
и неблагополучные – традиционное деление;
гармоничные, распадающиеся, распавшиеся.
Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные,
педагогически несостоятельные, асоциальные.
Рассмотрим какие же модели
семьи имеют место в современном обществе.
Модели:
традиционная семья – 67%;
«гражданский брак» - 12%;
«неполная семья» - 8%;
ограниченная временем семья
(брак заключается на время) – 4%;
встречающаяся семья (люди зарегистрированы,
но живут отдельно) – 3%;
прерывающийся брак (супруги
живут вместе, но допустимы временные
разъезды на любой срок) – 3%;
мусульманская семья (муж обладает
правом иметь несколько жен) – 1,5%;
шведская семья (совместное
проживание нескольких мужчин и женщин)
– 1,5%.
Понятно, что тип семьи влияет
прямо или косвенно на воспитание детей,
на формирование познавательного интереса,
на физическое, эмоциональное, нравственное
развитие.
Именно поэтому существует
определенная специфика семейного воспитания,
отличающая его от воспитания общественного,
т.к. в семье есть большие возможности
воспитания через осуществление принципа
индивидуального подхода к ребенку в процессе
его развития и формирования личности.
Стоит отметить, что по природе своей семейное
воспитание основано на чувстве. Изначально
семья, как правило, зарождается на чувстве
любви, определяющем нравственную атмосферу
этой социальной группы, стиль, тон взаимоотношений
ее членов: проявления нежности, ласки,
заботы, терпимости, великодушия, умения
прощать, чувства долга.
Чувство любви со всей гармонией
различных нюансов его проявления сопровождает
в семье ребенка, начиная с внутриутробного
его существования до взрослости. Эта
гамма чувств благотворно влияет на развитие
и воспитание ребенка: дает ему непреходящее
ощущение счастья, надежности существования,
чувство защищенности от внешних невзгод,
а в лице родителей – авторитарных советчиков,
помощников, защитников, старших друзей.
Однако парадокс заключается
в том, что эта изначально позитивная для
ребенка гамма чувств может стать как
позитивным, так и негативным фактором
воспитания. Здесь важна мера проявления
чувств. Если в семье нет гармонии чувств,
если ребенок подвержен влиянию безнравственной
атмосферы, эмоционально отрицательных
проявлений в отношении к нему, то нередко
в таких семьях развитие ребенка осложняется.
В данном случае нельзя говорить о благополучной
семье. А традиционно, хорошая семья –
это такая семья, в которой всем ее членам
хорошо. В основе чего лежит психологический
климат семьи.
Мы рассмотрели основные функции
семьи, какими должны быть отношения в
семье и как это все влияет на формирование
исследовательской деятельности. Отсюда
можно сделать вывод о том, какие условия
нужны для правильного воспитания ребенка,
что нужно делать, чтобы у ребенка сформировался
исследовательский интерес к чему-либо.
Ведь сплошь и рядом приходится наблюдать,
что как родители в семье, так и воспитатели
в школе воздействуют на ребенка, совершенно
не отдавая себе отчета, почему именно
следует применять к нему те или другие
воспитательные меры, а ведь подобное
бессознательное руководство личностью
ребенка никогда не проходит без серьезных
последствий и отзывается иногда на всей
его последующей жизни.
Заключение
Исследование проблемы специфики
организации деятельности младшего школьника
по исследованию окружающей действительности
в условиях семьи показывает, что изучение
этих проблем является актуальным и сегодня.
Как было уже отмечено, современное образование
должно ориентироваться на развитие личности
учащихся, их познавательных и созидательных
способностей; на формирование у школьников
глубокого личностного мотива, стимула
к получению образования. Поэтому главными
задачами являются: научить школьников
учиться и хотеть учиться, развивать у
них исследовательскую деятельность и
повысить его уровень. Для чего необходима
не только работа школы, но и сотрудничество
школы и семьи.
В ходе работы мы определили,
что – исследовательская деятельность
это особое отношение человека к тому,
что его окружает, в котором выражено его
стремление к всестороннему, глубокому
изучению существенных свойств окружающей
действительности. Познавательный интерес
и исследовательская деятельность с точки
зрения психологии и физиологии представляет
собой также сложное взаимодействие интеллектуальных,
волевых и эмоциональных процессов. Он
несомненно влияет на развитие памяти,
творческого воображения, внимания, мышления,
а также является мощным стимулом в развитии
ценных качеств личности – настойчивости
в достижении цели, целеустремленности,
стремление к достижению намеченного
результата. Сформировать навыки исследовательской
деятельности у детей в семье можно
через эмоциональное отношение к делу,
через воспитание сознательности, ответственного
отношения, понимание общественной важности,
нужности выполняемого дела.
Наличие навыков исследовательской
деятельности у школьника делает процесс
самоопределения более осознанным, придавая
ему, характер привлекательной, продуктивной
деятельности, делает ребенка субъектом
собственной жизни и счастья. Семейное
воспитание имеет свою специфику, которая
положительно влияет на развитие исследовательской
деятельности ребенка. Специфика формирования
навыков исследовательской деятельности
в семье заключается в том, что по природе
своей семейное воспитание, прежде всего,
основано на чувстве. Важно когда вся гамма
чувств, возникающих в семье, благотворно
влияет на развитие и воспитание ребенка:
дает ему ощущение счастья, надежности
существования, чувства защищенности
от внешних невзгод, и в лице родителей
– авторитетных советчиков, помощников,
защитников, старших друзей.
Во-вторых, семья представляет
собой разновозрастную социальную группу,
в которой есть представители разных поколений.
Следовательно, вместе существуют различные
ценностные ориентации, жизненные позиции,
точки зрения, убеждения, потребности,
интересы. У ребенка есть возможность
сопоставлять, сравнивать, выбирать то,
что его больше привлекает, участвовать
в совместной деятельности, получать поддержку
в реализации своих интересов и помогать
другим членам семьи реализовать их интересы.
Чтобы развить навыки исследовательской
деятельности детей родителям необходимо
все время изучать изменения, происходящие
с личностью ребенка, обращать внимание
на то, какие виды деятельности, события,
люди интересуют ребенка. Что привлекает
ребенка в разных областях жизни, в области
литературы, искусства, техники, науки,
спорта и т.п. Какие интересы являются
наиболее устойчивыми, длительными и обширными.
Родителям так же необходимо обратить
внимание на то, чем ребенок занимается
в свободное время, какие кружки и детские
объединения посещает, помочь ему подобрать
те виды занятий, которые эффективно развивают
его интересы. Чтобы повысить уровень
познавательного интереса у детей, необходимо
не только работа школы, но и сотрудничество
школы и семьи.