Специфика организации деятельности младшего школьника по исследованию окружающей действительности в условиях семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением»1 именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности
младшего школьника
1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности ……….…….. 5
1.2. Организация исследовательской деятельности учащихся
в начальной школе ………………………………………………….………….. 8
1.3. Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС…………………… ………………………………………… 14

Глава 2. Особенности современной семьи и возможности исследования младшими школьниками окружающей действительности в условиях семьи.21

Заключение ………………………………………… …………………………..34

Список литературы ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Луговая Курсовая.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Литература

 

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. – М., 2005.
  2. Актуальные вопросы интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Гаврилова, Т.П. Учитель и семья школьника. – М., 2008.
  5. Гранкин, А.Ю. Е.А. Аркин о семейном воспитании.// Педагогика, №6, 2004. С. 80-84.
  6. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 2001.
  7. Дусовицкий, А.К. Воспитывая интерес. – М.: Знание, 2009.
  8. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" 3 июня 2011 года  N 121-ФЗ
  9. Колмогоров АН. Психология семейных отношений. – М.:Педагогика,2001. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2008.
  10. Кувалдина, Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. – С. 118-119.
  11. Кувалдина, М.М. Роль семьи в формировании познавательной мотивации.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. - С. 79-81.
  12. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. 2001.
  13. ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ,  учрежденных графом Л. Н. Толстым в сельце Ясной Поляны Крапивенского уезда Тульской губернии для приготовления народных учителей. Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 17, произведения 1863, 1870, 1872-1879, 1884, стр. 331-335.     
  14. Осипова, И. Семейное консультирование в школе.// Воспитание школьников, №1, 2004. – С. 30.
  15. http://www.zankov.ru/news/editors/article=2053
  16. Электронный архив произведений А. С. Макаренко.

 

 

 

 

Приложение 1.

Основные шаги написания проекта.

1. Выбор темы проекта.

В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности;

практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;

предметно-объектный принцип исследования;

практическую значимость результатов проекта.

2. Постановка цели и  задач.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:

– количественные задачи (отвечающие на вопрос “Сколько?”);

– количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”);

– качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”);

– функциональные задачи (отвечающие на вопросы “Для чего?” или “Зачем?”);

– задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”);

– задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”).

После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.

3. Анализ литературы.

Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.

4. Методика исследования.

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

– интервью,

 – опросы,

 – обработка статистических  и опытных данных.

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

– поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,

 – сбор информации,

 – решение промежуточных  задач,

 – анализ собранной  информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.

 – Всякое исследование, по возможности, документируется  не только записями, но и вещественными  образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

 – Результаты каждого  наблюдения, опыта или эксперимента  должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных  экспериментов должны получиться  сходные результаты.

 – Полученные результаты  должны быть однозначными и  не давать возможности различного  толкования.

5. Сбор материала и  принципы работы с ним.

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее, чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть. Если материал или площадь исследуемого объекта велики, пользуются методом проб или выборки материала. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

 

 

 

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ФАМИЛИЯ ИМЯ

1.   Перечислите увлечения и интересы каждого члена вашей семьи.

2.   Есть ли общие интересы и увлечения в семье? Какие?

3.   Проводите ли с детьми свободное время? Сколько? Как? В какой форме.

4.   Влияете ли на выбор профессии ребенка? Каким образом?

5.  Советуете ли вы им куда пойти учиться, в какие кружки записаться? Прислушиваются ли к вашему мнению?

 

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ФАМИЛИЯ ИМЯ

1.  Перечислите увлечения и интересы каждого члена вашей семьи.

2.  Проводите ли с родителями свободное время? Сколько? Как? В какой форме.

3.  Есть ли общие интересы и увлечения в семье? Какие?

4.  Перечислите свои интересы и увлечения.

5.  Помогают ли родители в развитии ваших интересов? Каким образом?

6.  Как влияют и влияют ли вообще родители на выбор профессии?

7.  Помогает ли вам кто-нибудь в подготовке к урокам?

8.  Советуете ли вы вам родители, старшие братья и сестры, в какие кружки записаться, какие книги или статьи прочитать и т. п.? Прислушиваетесь ли к их мнению?

 

 

 

1 Актуальные вопросы интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2004.

 

2 Бардин, К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 2007.

 

3 Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4 Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

5 Колмогоров АН. Психология семейных отношений. – М.:Педагогика,2001.

6 ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" 3 июня 2011 года  N 121-ФЗ

 

7 ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ,  учрежденных графом Л. Н. Толстым в сельце Ясной Поляны Крапивенского уезда Тульской губернии для приготовления народных учителей. Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 17, произведения 1863, 1870, 1872-1879, 1884, стр. 331-335.      OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com)

8 http://www.zankov.ru/news/editors/article=2053

9 Гребенников, И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение,2001.

 

10 Электронный архив произведений А. С. Макаренко


Информация о работе Специфика организации деятельности младшего школьника по исследованию окружающей действительности в условиях семьи