Специфика организации деятельности младшего школьника по исследованию окружающей действительности в условиях семьи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:21, курсовая работа
Краткое описание
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением»1 именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младшего школьника 1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности ……….…….. 5 1.2. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе ………………………………………………….………….. 8 1.3. Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС…………………… ………………………………………… 14
Глава 2. Особенности современной семьи и возможности исследования младшими школьниками окружающей действительности в условиях семьи.21
Личность педагога. Для развития
творческих способностей, к которым относятся
и исследовательские, нужен творчески
работающий учитель, стремящийся к созданию
креативной рабочей обстановки, и обладающий
определёнными знаниями и подготовкой
для ведения занятий по исследовательской
деятельности.
Учет возрастных особенностей
младшего школьника. Вопрос об учете психологических
особенностей детей очень важен. Обучение
исследовательским умениям должно осуществляться
на доступном для восприятия учащихся
уровне, само исследование быть посильным,
интересным и полезным.
Умения, необходимые при организации
учебной исследовательской деятельности:
Умения организовать свою работу
(организация рабочего места, планирование
работы).
Умения и знания исследовательского
характера (выбор темы исследования, умение
выстроить структуру исследования, методы
исследования, поиск информации).
Умение работать с информацией
(виды информации, источники информации,
научный текст, термин, понятие, смысловые
части, умение выделять главное, краткое
изложение, цитата, ссылка, план, определения,
вывод, формулирование вывода, конспект,
условные знаки, доказательство: аргументы,
факты, выступление и заключение).
Умение представить результат
своей работы ( формы представления результатов,
формы научных собраний, требования к
докладу, речи докладчика.
УМК системы Занкова
Л.В.- прекрасная база для реализации исследовательской
деятельности. Проблемы нравственности
особенно остро поставлены и решаются
в ходе исследовательской деятельности
на уроках окружающего мира. Так во 2 классе
по теме «Охрана окружающей среды»8 можно построить работу, в ходе
которой будут искаться пути защиты окружающей
среды от мусора.
• Бываете ли вы
с родителями на природе? Как
вы поступаете с остатками
еды, банками, мусором, костром? Зачем
нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых
банок? Можно ли найти применение старым
газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем?
Предложи свои пути решения этих проблем.
В качестве помощи можно предложить
список методов исследования:
• Подумай самостоятельно,
что ты уже знаешь об этом
• Почитай литературу
на эту тему
• Спроси у взрослых
• Обратись к компьютеру
• Понаблюдай
• Проведи эксперимент
Успех в профессиональном
плане в современном мире во
многом определяется способностью
человека определять ближайшие
и дальние перспективы, уметь ставить
цели, намечать план действий, находить
и анализировать необходимую информацию
и ресурсы, верно оценивать достигаемые
результаты. Необходим творческий потенциал,
самостоятельность в принятии решений,
мобильность и инициативность. Задачи
по формированию этих качеств возлагаются
и на образование. Предполагается, что
именно в школе будут закладываться основы
развития мыслящей, самостоятельной, креативной
личности. Поэтому в образовании чрезвычайно
высок интерес к исследовательским методам
обучения.
Глава 2. Особенности современной
семьи и возможности исследования младшими
школьниками окружающей действительности
в условиях семьи.
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества.
Ф. Адлер9
Данная глава посвящена изложению
теоретических основ современной семьи
и семейного воспитания, возможности семьи
в формировании исследовательской
деятельности у детей. Для этого рассмотрим
следующие вопросы:
что такое семья (понятие);
какие функции выполняет семья
и их взаимосвязь;
типы семей;
специфика семейного воспитания;
психологический климат семьи.
Среди условий и факторов развития
и воспитания ребенка (подростка) ведущим
по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь
он рождается (желанный или нежеланный),
здесь получает зачатки физического и
духовного развития (позитивные либо негативные),
первые знания об окружающем мире, здесь
формирует первые элементарные навыки
и умения во всех видах деятельности,
изначальные критерии оценки – добра,
истины, красоты. Здесь протекает большая
часть его жизнедеятельности, закладываются
основы его отношений с миром, т.е. начинается
процесс воспитания.
В современной литературе на
основе семейно-брачного законодательства,
нравственных норм жизни, обычаев и традиций
общества семья определяется как «малая
социальная группа, основанная на любви,
брачном союзе и родственных отношениях;
объединенная общностью быта и ведением
хозяйства, правовыми и нравственными
отношениями, рождением и воспитанием
детей».
Семья – это и результат, и,
пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации.
Семья – важнейший источник социального
и экономического развития общества. Она
производит главное общественное богатство
– человека. Чтобы вырастить и воспитать
молодого человека до 18-20 лет, когда
он сможет стать полноценным тружеником,
семья затрачивает как духовные, так и
материальные средства. Это безвозмездный
вклад отцов и матерей в общественное
производство. Если сложить эти многолетние
родительские вклады, то нетрудно заметить
– они составляют весомую часть национального
богатства нашего общества. Возрастает
роль семьи как психологической, коммуникативной
ячейки, ячейки организации досуга и отдыха,
укрепления здоровья человека. Все сказанное
только одна из сторон значимости семьи.
Другая (не менее важная) – без семьи ни
один человек не чувствует себя в полной
мере счастливым.
Основное назначение семьи
– удовлетворение общественных, групповых
и индивидуальных потребностей человека.
Являясь социальной ячейкой общества,
семья удовлетворяет ряд его важнейших
потребностей, в т.ч. и в воспроизводстве
населения. В то же время она удовлетворяет
личностные потребности каждого своего
члена, а также общесемейные (групповые)
потребности.
На основе понимания семьи сложилось
представление о функциях семьи, основные
из них таковы:
функция продолжения рода –
рождения и воспитания детей;
функция создания гармонии
интимных отношений супругов; межличностных
отношений различных членов семьи, основанных
на чувстве материнства – отцовства, сестринско-братских
отношениях, любви бабушек, дедушек и т.д.;
функция организации быта и
ведения хозяйства;
функция поддержания физических
и духовных сил, создания условий для полноценного
развития каждого члена семьи;
функция создания условий для
профессиональной деятельности;
функция общения, возникающая
задолго до образования семьи;
функция организации досуга.
Диалектический подход к изучению
функций семьи выводит на понимание того,
что на различных этапах жизни семьи значимость
различных функций неоднозначна, носителем
их могут быть разные члены семьи. Это
обеспечивает преемственность развития
семьи.
Выше перечисленные функции
можно обобщить в 5 основных: репродуктивная,
экономическая, воспитательная, коммуникативная,
организации досуга и отдыха. Между ними
существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение,
взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи
состоит в воспроизводстве жизни, т. е.
в рождении детей, продолжении человеческого
рода. Эта функция включает в себя элементы
всех других функций, т. к. семья участвует
не только в количественном, но и в качественном
воспроизводстве населения. Это, прежде
всего, связано с приобщением нового поколения
к научным и культурным достижениям человечества,
с поддержанием его здоровья, а также предотвращением
«воспроизведения в новых поколениях
различного рода биологических аномалий».
В последние годы эта функция
привлекает всеобщее внимание. Сколько
современной семье иметь детей? Почему
этот вопрос стал таким актуальным? Причин
здесь много. Они непросты и взаимосвязаны.
Рассмотрим только некоторые из них. Раньше
в нашей стране был распространен тип
многодетной семьи, а в настоящее время
все по-другому. Более половины всех семей
имеют одного ребенка или вообще не имеют
детей, значительно уменьшилось количество
семей, имеющих двоих или троих детей.
Причины возникновения такой
ситуации:
распространение городского образа жизни;
производственная занятость
женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей;
изменились взаимоотношения
в семье: они стали более сложными и тонкими
психологически;
В итоге изменилось отношение
к детям. Многие родители ограничиваются
одним ребенком. Двумя и тем более тремя
детьми обзаводятся редко. Но зато своего
единственного ребенка стараются хорошо
одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее
образование.
Заложенный от природы инстинкт
продолжения рода преобразуется у человека
в потребность иметь детей, растить и воспитывать
их. Без удовлетворения этой потребности
человек не чувствует себя счастливым.
И это не случайно. Если супружество пробуждает
в людях новые силы и новые чувства, то
появление детей преображает супругов.
В них пробуждается родительская любовь
и развивается целая гамма чувств, которые
появляются с рождением детей: у женщины
– материнство, у мужчины – отцовство.
А в чем суть общесемейных интересов,
связанных с репродуктивной функцией?
Они имеют отношение, прежде всего, к числу
детей. Если семья имеет несколько детей,
то появляются естественные условия для
формирования полноценного семейного
коллектива. И это обогащает жизнь каждого
члена семьи и создает благоприятную обстановку
для успешного выполнения семьей воспитательной
функции. В семье, где один ребенок, все
сильно усложняется, а в семье, в которой
несколько детей, коллектив создается
самой жизнью; здесь есть с кого брать
пример, есть за кого отвечать, есть наставники
и подопечные. В такой семье идет активное
взаимовоспитание детей, в жизни каждого
ребенка естественным образом воспитываются
сопереживание, солидарность, чувство
долга, дружбы, любовь к брату или сестре,
передача интересов старших младшим братьям
и сестрам, формируется учебно-познавательный
интерес, стремление к достижению поставленных
целей…
Итак, семья единственный и
незаменимый производитель самого человека,
продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет
эту главную функцию со сбоями. Т. е. эта
функция выполняется не в полной мере
в неполных семьях, в семьях с приемными
детьми.
Семья выполняет и экономическую
функцию, т. е. участвует в общественном
производстве средств к жизни, восстанавливает
истраченные на производстве силы своих
взрослых членов, ведет свое хозяйство,
имеет свой бюджет, организует потребительскую
деятельность. Опыт семейного подряда,
участие семей в кооперативной деятельности,
индивидуальная трудовая деятельность,
развитие семейного садоводства и подсобных
хозяйств вносят заметный вклад в производство
материальных благ, в улучшение благосостояния
семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.
Влияние экономической функции
на взаимоотношения в самом семейном коллективе
может быть двояким: справедливое распределение
домашних обязанностей в семье, в соответствии
с возможностями и интересами, между супругами,
старшим и младшим поколениями, как правило,
благоприятствует укреплению супружеских
отношений, нравственному и трудовому
воспитанию детей. При несправедливом
распределении домашних обязанностей
в семье, когда они взваливаются в основном
на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха»,
а дети – лишь в роли потребителей, влияние,
безусловно, будет неблагоприятным.
С экономической функцией тесно
связана проблема управления семьей, т.
е. вопрос главенства в семье. Легко заметить,
что семье все меньше присущи черты единовластия.
Семьи, где мужу принадлежит безраздельная
власть, встречаются редко, зато появилось
много семей, где главой является жена.
Здесь в руках матери (в силу различных
причин) сосредоточен семейный бюджет,
она основной воспитатель детей, организатор
досуга. Такое положение тоже нельзя считать
нормальным: на плечи женщины взваливается
непомерная тяжесть, детям она не может
заменить отца, в семье нарушается психологическое
равновесие, появляются трудности в воспитании
детей. Для большинства семей характерно
примерно равное участие супругов в управлении
домашним очагом. И обязательно надо привлекать
детей к экономической стороне семьи,
с детства развивать у своего ребенка
интерес к ведению хозяйства, к экономной
трате денег, к расчету семейного бюджета.
Это самый прогрессивный принцип семейного
управления.
В семье воспитываются и взрослые,
и дети. Особенно важное значение имеет
ее влияние на подрастающее поколение.
Поэтому воспитательная функция семьи
имеет три аспекта. Первый – формирование
личности ребенка, развитие его способностей
и интересов, в том числе и развитие у детей
познавательных интересов, передача детям
взрослыми членами семьи накопленного
обществом социального опыта; выработка
у них научного мировоззрения, высоконравственного
отношения к труду; соблюдать нормы поведения;
постоянное обогащение их интеллекта,
эстетическое развитие, содействие их
физическому совершенствованию, укреплению
здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической
культуры. Второй аспект – систематическое
воспитательное воздействие семейного
коллектива на каждого его члена в течение
всей его жизни. Аспект третий – постоянное
влияние детей на родителей (и других взрослых
членов семьи), побуждающее их активно
заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции
зависит от воспитательного потенциала
семьи. Он представляет собой комплекс
условий и средств, определяющих педагогические
возможности семьи. Этот комплекс объединяет
материальные и бытовые условия, численность
и структуру семьи, развитость семейного
коллектива и характер отношений между
его членами. Он включает идейно-нравственную,
эмоционально-психологическую, познавательную
и трудовую атмосферу, жизненный опыт,
образование и профессиональные качества
родителей. Большое значение имеют личный
пример отца и матери, традиции семьи.
Следует учитывать характер общения в
семье и ее общение с окружающими, уровень
педагогической культуры взрослых, распределение
между ними воспитательных обязанностей,
взаимосвязь семьи со школой и общественностью.
Особый и весьма важный компонент – специфика
самого процесса семейного воспитания.