Специфика организации деятельности младшего школьника по исследованию окружающей действительности в условиях семьи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:21, курсовая работа
Краткое описание
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением»1 именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младшего школьника 1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности ……….…….. 5 1.2. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе ………………………………………………….………….. 8 1.3. Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС…………………… ………………………………………… 14
Глава 2. Особенности современной семьи и возможности исследования младшими школьниками окружающей действительности в условиях семьи.21
Поэтому с первого класса начинаю
вовлекать своих учащихся в мини-исследования,
включаю этот вид деятельности во все
образовательные области начальной школы.
В первом и втором классе почти все работы
носят коллективный характер, тематика
определяется учителем, но каждый ученик
вносит свой вклад в общую работу, это
приучает детей работать в коллективе,
ставить общие интересы выше своих. В третьем
и четвёртом классе многие ученики уже
знают, какой предмет им интересен, могут
сами выбрать тему исследования. Учитель
может и должен лишь “подтолкнуть” их
к правильному выбору, попросив ответить
на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься
в первую очередь?
Чем я чаще всего
занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы
узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок
может получить совет учителя, какую тему
исследования можно выбрать. Тема может
быть: фантастической (ребенок выдвигает
какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной; изобретательской;
теоретической.
Исследовательская деятельность
заставляет и приучает детей работать
с книгой, газетой, журналом, что в наше
время очень важно, потому что по собственному
опыту и, основываясь на мнении коллег,
я знаю, дети в лучшем случае читают только
учебники. Они не хотят читать не только
дополнительную литературу по предметам,
но и увлекательные произведения литературы
и периодической печати. Дети увлечены
компьютером, Интернет заменяет друзей,
улицу и даже реальный мир. Поэтому необходимо
направить деятельность учеников в нужное
и полезное для них русло. Ребята ведут
себя по-разному: одни с каким-то азартом
активно ищут информацию для своих исследований
по библиотекам, другие втягивают в свою
работу родителей, но есть и такие, которых
приходится брать в “помощники”, обращаясь
к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя
свою значимость, старается помочь учителю
и вовлекается в исследовательскую работу.
Найденный материал мы просматривается,
попутно выясняется, что нужно провести
анкетирование, опрос или эксперимент,
подобрать фотографии. Готовый материал
нужно вместе оформлять, и ребенок готовится
выступать на классном часе, или на одном
из уроков. Естественно, темы таких работ
должна быть заранее продуманы учителем,
а дети должны получить положительный
результат.
При организации исследования
предлагается учащимся следующий план
работы:
Тема исследовательской работы.
Как будет называться мое исследование?
Введение. Актуальность проблемы.
В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для
чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего
исследования.
Методика работы. Каким образом
я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты
исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что
задумал? Что оказалось трудным в моем
исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Приложение.
Наработана определённая методика
по организации и проведению научно-исследовательской
работы учащихся, которая рекомендуется
для широкого использования. Обычно в
исследовательской работе: 1/3 времени
занимает правильная формулировка темы
и цели исследования, а также выбор или
отработка его методики; 1/3 времени
затрачивается на сбор материала; не менее
1/3 времени уходит на его обработку, обобщение,
написание текста. Работа начинается с
обсуждения алгоритма проектирования.
Алгоритм проектирования:
выбор темы проекта;
актуальность проекта, постановка
цели, задач;
анализ исходной системы, выявление
проблем, противоречия;
формирование гипотезы;
планирование и разработка
исследовательских действий;
сбор данных (накопление фактов,
наблюдений, доказательств), их анализ
и синтез;
подготовка и написание работы;
оценка проекта экспертами
(практическая проверка);
последействие – устранение
недостатков в проекте, оформление;
выступление, защита проекта.
Использование исследовательского
метода в практике преподавания и организации
процесса познания младшего школьника
имеет большое значение, т.к. позволяет
обеспечить поисковую ориентацию учащихся,
направленную на творческое развитие
личности, накопление у учащихся достоверных
конкретно-образных представлений об
окружающей действительности, фактических
знаний, которые являются основой для
последующего их осознания, обогащения,
раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем
детей мире. В ходе реализации исследовательского
метода на уроках младшие школьники овладевают
рядом практических умений и навыков,
выявляют характер и особенности объектов
окружающей среды по их признакам и свойствам.
В условиях правильной организации исследовательской
деятельности дети незаметно для себя
овладевают некоторыми нравственными
нормами, усваивают моральные требования,
у них развиваются нравственные чувства,
закрепляются определённые формы поведения,
т.е. формируются так называемые “нравственные
привычки”. Трудолюбие, ответственность,
самостоятельность, предприимчивость
– такими качествами личности овладевают
учащиеся в результате приобщения их к
исследовательской работе. Выполняя исследования
в группах, дети и сильные, и слабые имеют
возможность развить лидерские качества.
Участие в исследовательской деятельности
повышает уверенность в себе, что позволяет
успешнее учиться. Сколько радости испытывает
ученик, когда он находится в поиске вместе
с учителем. Что может быть интереснее
для учителя, чем следить за работой мысли
ребят, иногда направлять их по пути познания,
а иногда и просто не мешать суметь вовремя
отойти в сторону дать детям насладиться
радостью своего открытия.
1.3. Возможности исследовательской
деятельности школьников
в условиях реализации ФГОС
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской
работе.
А.Н. Колмогоров5
В концепции Федеральных государственных
стандартов6 нового поколения определено
понимание основного результата образования
как индивидуального прогресса в основных
сферах личностного развития, достигаемого
путем освоения универсальных и предметных
способов действий, ведущих идей и ключевых
понятий; достижения на этой основе способности
к развитию «компетентности к обновлению
компетенций». Сущность учебного предмета
и его специфики раскрывается на основе
системно-деятельностного подхода, согласно
которому учебный предмет строится как
система целенаправленно организованной
учебной деятельности, в ходе которой
учащиеся, совершая определенные специфичные
для данного учебного предмета действия,
осваивают универсальные и предметные
способы действий, ключевые утверждения,
понятия и теории, существенные свойства
изучаемых объектов и отношения между
ними.
Какое место при этом подходе
к образованию будет занимать исследовательская
деятельность как на занятии, так и вне
его?
В любом исследовании
учащегося важна «ценностная
составляющая», которая будет привноситься
в содержание познавательной
деятельности школьников тогда,
когда педагог будет акцентировать
внимание детей на нравственных
проблемах, связанных с открытиями
и изобретениями в той или
иной области познания. Например,
со школьниками, интересующимися
биологией, можно затронуть проблему
генной инженерии и рассмотреть
этический аспект клонирования.
Акцентировать внимание школьников
можно и на экологических последствиях
открытия дешевых способов изготовления
синтетических материалов, на гуманитарных
последствиях Великих географических
открытий для народов Нового
света и т.п. К чему ведут
новые научные открытия: к улучшению
условий жизни человека или
ко все новым жертвам?
Деятельность учащихся рекомендуется
ориентировать на исследование окружающего
их микросоциума, его злободневных проблем
и способов их решения.
• «Как улучшить качество
питьевой воды в школе?», «Способы решения
конфликтов и преодоления агрессии в школе
и семье», «Химический состав популярных
детских напитков и проблемы здоровья»,
«Способы энергосбережения в школе и формы
энергосберегающего поведения учеников
и учителей», «Отношение к старикам у жителей
нашего микрорайона»… Как
Вы понимаете эту задачу, как она может
быть реализована в Вашей практике?
«Исследовательское обучение»
- особый подход к обучению, построенный
на основе естественного стремления
ребенка к самостоятельному изучению
окружающего. Главная цель исследовательского
обучения — формирование у
учащегося готовности и способности
самостоятельно, творчески осваивать
и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере
человеческой культуры.
Но в данном случае
не достаточно исследования, если
это просто факт поиска в
условиях неопределенной ситуации,
нужна мотивация исследовательского
поведения.
Задача учителя будет заключаться
в том, чтобы научить:
• видеть проблему
• уметь выдвигать
гипотезу
• уметь наблюдать
• уметь проводить
эксперимент
• уметь объяснять
увиденное, делать выводы.
Ориентировать ученика на решение
злободневных проблем, нужно давая им
нестандартные домашние задания, как по
предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.
« Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не
памятью»7. (Л.Толстой).
Заставить мысль школьника
работать – вот основная задача педагога.
Выдвигаются следующие направления работы:
I направление – индивидуальная
работа, которая предусматривает
деятельность в 2-х аспектах:
б) работа с учащимися по индивидуальному
учебному плану (оказание консультационной
помощи, изучение материала, лежащего
за рамками стандарта) возможна при высокой
внутренней мотивации ребенка к учебной
деятельности;
II направление – групповая
работа, включающая в себя работу
над совместными исследовательскими
проектами, где нередко необходимо
использовать информацию из разных
предметных областей;
III направление – массовая
работа – встречи с интересными
людьми, деятелями науки и культуры,
подготовка и проведение литературных
гостиных, совместная подготовка
и проведение предметных недель,
предметных олимпиад.
Умелое сочетание видов исследовательской
деятельности научит ребенка самостоятельно
мыслить, анализировать не только учебные,
но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит
к взрослой жизни.
В концепции стандартов
образования нового поколения
отмечено, что прочное усвоение
знаний учащимися возможно при
условии готовности и способности
учащихся к саморазвитию и
реализации творческого потенциала
в духовной и предметно-продуктивной
деятельности, высокой социальной
профессиональной мобильности на
основе непрерывного образования
и компетенции "уметь учиться".
Исследовательская деятельность
школьников способствует формированию
у учащихся готовности к самостоятельным
поступкам и действиям, принятию ответственности
за их результаты, целеустремленности
и настойчивости в достижении целей, развивает
способности управлять своей познавательной
деятельностью, овладевать методологией
познания, стратегиями и способами познания
и учения, формирует умение слушать, вести
диалог в соответствии с целями и задачами
общения, участвовать в коллективном обсуждении
проблем и принятия решений, строить продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Исследовательская работа подготавливает
учащихся к самостоятельности, вырабатывает
активную жизненную позицию.
Исследовательская деятельность
учащихся относится к технологии развивающего
обучения. Она способствует развитию:
Критического мышления;
Информационной культуры;
Творческих и коммуникативных
способностей;
Умения ставить цели и пути
их реализации.
Участвуя в исследовательской
деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
Должен быть подготовлен к данной
деятельности;
Видеть проблему;
Самостоятельно ставить задачи;
Планировать и оценивать свою
работу;
Быть коммуникабельным, выступать
перед публикой, связно излагать свои
мысли, уметь аргументировано говорить,
выслушивать других, с достоинством выходить
из острых ситуаций.
Условия формирования исследовательских
умений:
Целенаправленность и систематичность.
Работу по развитию исследовательских
умений желательно проводить постоянно
(как в урочной, так и во внеурочной деятельности).
Учитель может использовать материал
различных уроков с целью формирования
умений исследовательской деятельности,
постоянно использовать исследовательский
метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо
помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской
деятельности, рассматривать данное направление
приложения их сил как возможность реализации
собственных талантов и возможностей,
как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера. Педагогу
необходимо способствовать созданию творческой,
рабочей атмосферы, поддерживать интерес
учащихся к исследовательской работе.
Поощрять творческие проявления учащихся,
стремление к творческому поиску. Важно,
чтобы они не боялись допустить ошибку,
воздержаться от негативных оценок. Задача
учителя не подавлять желания, порывы,
творческие идеи учащихся, а поддерживать
и направлять их.