Специфика организации деятельности младшего школьника по исследованию окружающей действительности в условиях семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением»1 именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности
младшего школьника
1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности ……….…….. 5
1.2. Организация исследовательской деятельности учащихся
в начальной школе ………………………………………………….………….. 8
1.3. Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС…………………… ………………………………………… 14

Глава 2. Особенности современной семьи и возможности исследования младшими школьниками окружающей действительности в условиях семьи.21

Заключение ………………………………………… …………………………..34

Список литературы ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Луговая Курсовая.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

 Чем я хочу заниматься  в первую очередь?

 Чем я чаще всего  занимаюсь в свободное время?

 О чём хотелось бы  узнать как можно больше?

 Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);  экспериментальной; изобретательской;  теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Поэтому необходимо направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал нужно вместе оформлять, и ребенок готовится выступать на классном часе, или на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

При организации исследования предлагается учащимся следующий план работы:

Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Использованная литература.

Приложение.

Наработана определённая методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая рекомендуется для широкого использования. Обычно в исследовательской работе: 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;  1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста. Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

выбор темы проекта;

актуальность проекта, постановка цели, задач;

анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

формирование гипотезы;

планирование и разработка исследовательских действий;

сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

подготовка и написание работы;

оценка проекта экспертами (практическая проверка);

последействие – устранение недостатков в проекте, оформление;

выступление, защита проекта.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

 

 

1.3. Возможности исследовательской деятельности школьников                      в условиях реализации ФГОС

 

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров5

 

В концепции Федеральных государственных стандартов6 нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?

 В любом исследовании  учащегося важна «ценностная  составляющая», которая будет привноситься  в содержание познавательной  деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать  внимание детей на нравственных  проблемах, связанных с открытиями  и изобретениями в той или  иной области познания. Например, со школьниками, интересующимися  биологией, можно затронуть проблему  генной инженерии и рассмотреть  этический аспект клонирования. Акцентировать внимание школьников  можно и на экологических последствиях  открытия дешевых способов изготовления  синтетических материалов, на гуманитарных  последствиях Великих географических  открытий для народов Нового  света и т.п. К чему ведут  новые научные открытия: к улучшению  условий жизни человека или  ко все новым жертвам?

Деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

 • «Как улучшить качество питьевой воды в школе?», «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье», «Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья», «Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей», «Отношение к старикам у жителей нашего микрорайона»…     Как Вы понимаете эту задачу, как она может быть реализована в Вашей практике?

 «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный  на основе естественного стремления  ребенка к самостоятельному изучению  окружающего. Главная цель исследовательского  обучения — формирование у  учащегося готовности и способности  самостоятельно, творчески осваивать  и перестраивать новые способы  деятельности в любой сфере  человеческой культуры.

 Но в данном случае  не достаточно исследования, если  это просто факт поиска в  условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского  поведения.

Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:

 • видеть проблему

 • уметь выдвигать  гипотезу

 • уметь наблюдать

 • уметь проводить  эксперимент

 • уметь объяснять  увиденное, делать выводы.

Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности. « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»7. (Л.Толстой).

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Выдвигаются следующие направления работы:

I направление – индивидуальная  работа, которая предусматривает  деятельность в 2-х аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;

II направление – групповая  работа, включающая в себя работу  над совместными исследовательскими  проектами, где нередко необходимо  использовать информацию из разных  предметных областей;

III направление – массовая  работа – встречи с интересными  людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных  гостиных, совместная подготовка  и проведение предметных недель, предметных олимпиад.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

 В концепции стандартов  образования нового поколения  отмечено, что прочное усвоение  знаний учащимися возможно при  условии готовности и способности  учащихся к саморазвитию и  реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной  деятельности, высокой социальной  профессиональной мобильности на  основе непрерывного образования  и компетенции "уметь учиться".

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

  • Критического мышления;
  • Информационной культуры;
  • Творческих и коммуникативных способностей;
  • Умения ставить цели и пути их реализации.
  • Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
  • Должен быть подготовлен к данной деятельности;
  • Видеть проблему;
  • Самостоятельно ставить задачи;
  • Планировать и оценивать свою работу;
  • Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Информация о работе Специфика организации деятельности младшего школьника по исследованию окружающей действительности в условиях семьи