Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

 Особенности программы  аналогичны программе 1-го образования,  но имеет некоторые отличия:

- часть дисциплин перезачитывается  или переаттестовывается на основании  диплома о 1-м образовании;

- уменьшаются сроки освоения  программы.

3) К другим образовательным  программам и мероприятиям с  применением ДОТ, обеспечивающим  экономический эффект, относятся:

- реализация образовательных  программ по проведению курсов  дополнительного профессионального  обучения: повышения квалификации  и профессиональной переподготовке  специалистов по отдельным учебным  курсам или модулям для взрослого  населения. По завершении программы  обучающийся получает документ  об освоении соответствующей  дополнительной образовательной  программы.

Особенности программы:

- программа носит краткосрочный  характер (от 72 часов до 6 месяцев);

- тематика учебных дисциплин  не привязана жестко к государственным  образовательным стандартам;

- содержание программы  обучения ориентировано на потребности  конкретного работодателя (или группы  работодателей).

4) образовательные мероприятия,  обеспечивающие поддержку учебного  процесса в филиалах колледжа. Экономия достигается за счет  снижения расходов на командировки  преподавателей, на издание и  тиражирование, а также пересылку  учебников и учебно-методических  пособий, сокращения нормативов  на аудиторный фонд и т.д. 

Кроме того реализация дистанционного обучения позволяет существенно  снизить себестоимость оснащения  рабочего места обучающегося необходимым  оборудованием за счет организации  сетевого коллективного доступа  к одному автоматизированному макету. В таком случае для доступа  к ресурсам сетевых лабораторий  требуется только ПК с выходом  в Интернет, что при современном уровне развития информационно телекоммуникационных технологий не является проблематичным.

На отделении ДТ Омского  автотранспортного колледжа широко используются различные симуляторы, а также виртуальные лабораторно-практические работы разработки НИИ электронных образовательных ресурсов ФБОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Сравнительная оценка затрат на обучение по очной форме получения  образования и обучение с использованием дистанционной технологии проведена  на основании данных, приведенных  в таблицах 5 и 6.

Таблица 5 - Калькуляция расходов на обучение студентов колледжа по программе среднего профессионального образования по специальности

190631 «Техническое обслуживание  и ремонт автомобильного транспорта»

с использованием дистанционной  технологии в 2011-2012 учебном году

 

Наименование  статей затрат

Сумма, руб.

Оплата педагогической нагрузки ОАТК

1 775,50

Оплата профориентационных услуг

200,00

Услуги по информационно-техническому сопровождению образовательного процесса

Зарплата  АУП  ОАТК

3 700,00

 

3 500,00

Начисления на выплаты  по оплате труда

3 307,00

Командировочные расходы 

200,00

Методическое обеспечение

700,00

Оплата услуг связи 

530,00

Прочие расходы 

67,50

Увеличение стоимости  материальных ресурсов  ОАТК

1 900,00

Увеличение стоимости  материальных ресурсов  организации - партнера колледжа по дистанционному обучению

1 900,00

ИТОГО

17 780,00


 

Примечание - Статья 1 предусматривает средний договорной тариф почасовой оплаты педагогической нагрузки преподавателей и включает районный коэффициент.

 

 

Таблица 6 - Калькуляция расходов на обучение студентов колледжа по программе среднего профессионального образования по специальностям

190631 «Техническое обслуживание  и ремонт автомобильного транспорта»

по очной форме получения  образования в 2011-2012 учебном году

 

Наименование  статей затрат

Сумма, руб.

Оплата образовательных  услуг (педагогической нагрузки)

9 780,00

Зарплата  АУП  ОАТК

9 178,00

Оплата за профориентационные услуги

300,00

Начисления на выплаты по оплате труда 30,2%

5815,90

Реклама

700,00

Командировочные расходы 

600,00

Оплата услуг связи

400,00

Методическое обеспечение

1 200,00

Увеличение стоимости  материальных ресурсов  ОАТК

3 595,00

Организация лабораторной практики

500,00

Прочие расходы

160,76

ИТОГО

32 230,00


Примечание - Статья 1 предусматривает средний договорной тариф почасовой оплаты педагогической нагрузки преподавателей и включает районный коэффициент.

Как следует из данных, приведенных  в таблицах 5,6, затраты на обучение по очной форме получения образования  составляют 32230 руб., в то время как на обучение с использованием дистанционной технологии – 17780 руб. Из чего можно сделать вывод, что внедрение дистанционных технологий в учебный процесс колледжа способствует снижению затрат на обучение, является экономически более выгодным, чем очная форма обучения. Кроме того, обучение с использованием дистанционных технологий является более доступным в финансовом отношении по сравнению с другими формами получения образования.

 

 

 

4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа

Для исследования проблемы мониторинга качества дистанционного обучения, одним из аспектов которой  является взаимосвязь «преподаватель-студент», были составлены, проведены и обработаны анкеты для получения обратной связи  со студентами. Анкетирование проводилось  в электронном виде, что позволило  снизить затраты на его проведение по сравнению с бумажным анкетированием.

 Кроме того, электронное  анкетирование позволяет опросить  большее количество людей за  меньшее время, так как нет  необходимости личного присутствия,  таким образом, данная форма  организации анкетирования дает  возможность получить более объективную  оценку учебного процесса с  использованием ДОТ. Благодаря  автоматизации и отсутствия необходимости  затрат на бумагу, стоимость такого  анкетирования значительно ниже  всех других видов исследования.

 

 

Обоснование затрат на организацию  анкетирования студентов отделения  дистанционных технологий Омского  автотранспортного колледжа:

1. Средняя заработная  плата методиста Отделения ДТ  – 15000 руб./мес.

2. Количество групп, участвующих  в анкетировании – 5.

3. Средняя наполняемость  1 группы Отделения ДТ – 30 чел.

4. Общее количество студентов,  участвующих в анкетировании  – 168 чел.

5. Трудоемкость составления  анкет – 6 дней (48 ч).

6. Трудоемкость организации  анкетирования в 1 гр. студентов  – 1 день (8 ч).

7. Трудоемкость обработки  результатов анкетирования для  1 гр. студентов – 0,5 дня (4 ч).

8. Число рабочих дней в месяце – 22 дня.

 

Таблица 7 - Расчет затрат на проведение электронного анкетирования для студентов Отделения ДТ в Омском АТК

 

Наименование  статьи затрат

Затраты на 1 гр.

Число групп

Сумма,

руб.

 

Заработная  плата методиста отделения ДТ:

 

- Затраты на составление  анкет (3 ед.)

4090,90

-

4090,90

 

-Затраты на организацию

 анкетирования 

681,81

5

3409,09

 

- Затраты на обработку

 результатов анкетирования

340,90

5

1704,50

Начисления на заработную плату (30,2%)

-

-

2779,76

Оплата услуг связи  и Internet

50,00

5

250,00

Всего затрат:

12234,25


 

Проведение электронного анкетирования при мониторинге  качества дистанционного обучения позволит получить обратную связь со студентами, получить информацию об их удовлетворенности  учебным процессом и своевременно принять меры по устранению недостатков  реализации ДО, что в свою очередь  позволит повысить качество обучения. Разработка, проведение и обработка  электронного анкетирования на базе колледжа позволяет не только исследовать  интересующие аспекты обучения, но и сократить затраты за счет экономии времени и снижения трудоемкости процесса анкетирования студентов  отделения ДТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При всем многообразии форм обучения нельзя утверждать, что все они используются максимально эффективно и являются доступными для каждого человека. Но возможность получить образование и реализовать себя в обучении должна быть предоставлена любому желающему. Этим требованиям в системе профессионального образования соответствует система дистанционного обучения. На сегодняшний день использование дистанционных технологий в обучении открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов, получения второго образования, делает обучение доступным.

Данная дипломная работа посвящена такой актуальной теме, как «Мониторинг качества обучения студентов колледжа с использованием дистанционных технологий».

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, раздела безопасности жизнедеятельности, экономического раздела, заключения, а также списка литературы и приложений. Во введении определена актуальность данной темы. В первой главе раскрыты основные понятия мониторинга качества дистанционного обучения, сущность ДО, его цели, задачи, принципы, изучены теоретические подходы к проблеме обеспечения качества учебного процесса с использованием ДОТ. Во второй главе на примере опыта работы технологии дистанционного обучения в Омском автотранспортном колледже разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний студентов, в том числе разработаны анкеты для получения обратной связи со студентами, проведено анкетирование, проанализированы его результаты. В третьей главе проанализированы условия труда в помещениях с ПК, предложены мероприятия по снижению воздействия негативных факторов и по обеспечению пожарной безопасности рабочих мест с ПК. В экономическом разделе проведен  сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологии, рассчитаны затраты на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа.

Проблема мониторинг качества учебного процесса с использованием дистанционных образовательных  технологий  рассмотрена в двух направлениях:

1. качество электронных образовательных ресурсов;

2. качество интерактивного  взаимодействия «преподаватель-студент».

Подтверждены выдвинутые гипотезы:

- эффективным и качественным может быть учебный процесс, основанный на четком индивидуальном планировании;

- для повышения эффективности учебного процесса необходима обратная связь с потребителями образовательных услуг, как средство мониторинга качества учебного процесса;

- оптимизация методов анализа результатов освоения студентами учебных дисциплин приведет к повышению эффективности управления качеством учебного процесса.

Применение описанной в данной дипломной работе модели дистанционного обучения  и своевременный мониторинг, включающий  четкое индивидуальное планирование, обратную связь со студентами, оптимизацию методов анализа результатов освоения студентами учебных дисциплин, позволяет существенно повысить качество знаний и своевременно принимать управленческие решения, и, как следствие, повысить качество образования.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абакумова, Н.Н. Анализ и экспертиза обучающих программ: к проблеме эффективности дистанционного образования  [Текст] / Н.Н. Абакумова // Открытое и дистанционное образование. – 2002. - №2 – С. 37  – 6.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи