Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета «Подходит ли Вам дистанционное обучение?»
Результат 10 баллов и менее
Ваши ответы свидетельствуют
о том, что Вам будет достаточно
непросто учиться в дистанционном
режиме. Вы предпочитаете работать
под пристальным контролем
Результат от 10 до 20 баллов
Дистанционное обучение возможно, но у Вас есть некоторые сомнения в отношении работы без текущего контроля со стороны преподавателя. Особое внимание следует уделить развитию учебных навыков.
Результат от 20 до 30 баллов
Вы сможете эффективно работать в дистанционном режиме, но для этого необходимо установить для себя четкие цели и тщательно планировать работу.
Результат 30 и более баллов
Дистанционное обучение не представляет для Вас никакой сложности – совершенно очевидно, что у Вас развиты навыки самостоятельной работы, и Вы сумете рационально использовать свое время без внешнего контроля.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
АНКЕТА
Нам очень важно
Ваше мнение!
Будем признательны, если Вы ответите
на вопросы нашей анкеты!
Отметьте вариант ответа, который Вы считаете наиболее правильным. Анкета анонимна.
1. Оцените, пожалуйста, общий уровень удовлетворённости учебным процессом:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее
удовлетворяет, но имеет
3) не удовлетворяет;
2. Оцените, пожалуйста, уровень следующих элементов учебного процесса:
- Содержание учебных материалов:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Ясность формулировок заданий:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Качество практических заданий:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Сложность тестовых заданий:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Ясность критериев получения зачетов:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Доступ к информационным ресурсам:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Оснащённость и
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Доступность и взаимодействие с преподавателями:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Профессионализм
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Качество методических пособий:
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
- Информационно-техническая
обеспеченность учебного
1) полностью удовлетворяет;
2) скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
3) не удовлетворяет;
3. Совпали ли Ваши ожидания от учёбы с тем, что Вы получаете?
1) да;
2) нет
4. Замечания и предложения по улучшению обучения:
______________________________
Благодарим за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Анкета для выпускника
Нам очень важно
Ваше мнение!
Будем признательны, если Вы ответите
на вопросы нашей анкеты!
Отметьте вариант ответа, который Вы считаете наиболее правильным. Анкета анонимна.
1. Как бы Вы в целом оценили интернет-технологию, по которой учились?
1) очень высоко;
2) достаточно высоко;
3) не очень высоко;
4) низко.
2. Вы выбрали дистанционную технологию обучения, потому что можно:
1) самому планировать график обучения;
2) обучаться без отрыва от производственной деятельности;
3) пройти обучение, не покидая места жительства, экономя деньги на проезд и проживание.
3. Удовлетворены ли Вы качеством обучения?
А) полностью удовлетворен(а);
Б) частично удовлетворен(а);
В) не удовлетворен(а) совсем.
4. Каким компьютером Вы пользовались в период обучения?
1) домашним компьютером;
2) компьютером в информационно-образовательном центре колледжа;
3) другое; ______________________________
5. Как бы Вы оценили качество учебно-методических материалов по учебным дисциплинам?
1) очень высоко;
2) достаточно высоко;
3) не очень высоко;
4) низко.
6. Обеспечивает ли применяемая система оценивания знаний объективность оценок по учебным дисциплинам?
1) да, обеспечивает в полной мере;
2) обеспечивает лишь отчасти;
3) не обеспечивает.
7. Как бы Вы оценили организацию образовательного процесса?
1) очень высоко;
2) достаточно высоко;
3) не очень высоко;
4) низко.
8. Удовлетворены ли Вы возможностями взаимодействия с преподавателями, другими обучающимися и администрацией?
1) полностью удовлетворен(а);
2) частично удовлетворен(а);
3) не удовлетворен(а) совсем.
9. Оцените, пожалуйста, работу преподавателей по проведению электронных семинаров и проверки письменных работ?
1) очень высоко;
2) достаточно высоко;
3) не очень высоко;
4) низко.
10. Оцените, пожалуйста, профессионализм преподавателей консультантов?
1) очень высоко;
2) достаточно высоко;
3) не очень высоко;
4) низко.
11. С какими проблемами Вы столкнулись в процессе обучения? (можно отметить несколько вариантов)
1) отсутствие реальной помощи в освоении материала со стороны преподавателей;
2) сложный для усвоения материал учебных дисциплин;
3) недостаточная обеспеченность учебно-методическими материалами дисциплин;
4) быстрый темп обучения, нехватка времени на усвоение материала;
5) трудности изучения учебного материала по Интернету;
6) необъективность оценки выполненных работ;
7) нарушение графика (календарного плана) учебного процесса;
8) сложность контрольно-измерительных материалов для проверки знаний;
9) ясность формулировок заданий или критериев для оценивания;
12. Насколько оправдались Ваши ожидания от выбора дистанционной технологии обучения?
1) полностью оправдались;
2) частично оправдались;
3) совсем не оправдались.
13. Удовлетворены ли Вы объемом и качеством полученных знаний по специальности, которой обучались?
1) полностью удовлетворен(а);
2) частично удовлетворен(а);
3) не удовлетворен(а) совсем;
14. Порекомендовали бы Вы своим коллегам по работе и знакомым обучаться по дистанционной технологии?
1) да;
2) нет.
Если
нет, почему?__________________
______________________________
15. Если бы пришлось выбрать специальность снова, как бы Вы поступили?
1) выбрал бы эту же специальность в этом же образовательном учреждении;
2) другая специальность, другое образовательное учреждение;
3) эта же специальность, другое образовательное учреждение.
Благодарим за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ДО – дистанционное обучение
СДО – система дистанционного обучения
ЦДО – центр дистанционного обучения
ЦМК – цикловая методическая комиссия
ДОТ – дистанционная обучающая технология
УМК – учебно-методический комплекс
ИОЦ – информационно-
КАТР – комплексная аттестационная работа
ИКТ – информационно-
ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс
ЦИТО – центр интенсивных технологий образования
ПК – персональный компьютер
ЭМИ – электромагнитное излучение
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Глоссарий
Вебинар – разновидность Web-конференции, в ходе которой ведущий и аудитория общаются в текстовых, аудио и видеочатах в режиме реального времени.
Виртуальная лаборатория – аппаратно-программный комплекс с дистанционным доступом, имитирующий реальное учебно-исследовательское оборудование средствами математического и имитационного моделирования.
Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
Дистанционные образовательные
технологии – это образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением
информационно-
Дистанционное обучение – форма обучения на расстоянии, когда учебный материал и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технологических электронных средств.
Качество дистанционного обучения – совокупность свойств образовательной системы, обеспечивающих получение студентами знаний, навыков и умений, соответствующих заранее согласованным требованиям, в том числе зафиксированные в государственных стандартах профессионального образования.
Кейсовый метод – метод обучения, при котором студенты должны изучить ситуацию, понять суть ставящихся перед ними проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.
Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.
Сетевая технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
Телеконференция – совещание, участники которого пространственно удалены друг от друга и которое осуществляется с использованием возможностей современных информационных технологий. Телеконференции подразделяются на аудио- и видеоконференции.
Тьютор – наставник, куратор обучающегося, помогающий ему в организации своего образования.
Чат – функциональность информационных систем, обеспечивающая возможность общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.
Электронная библиотека – информационная система, обеспечивающая хранение и эффективное использование электронных документов (текст, графика, аудио, видео и т.д.).
Электронная оболочка – информационная система, служащая для пользователей единой точкой входа в единую систему управления обучением и знаниями.