Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93
2. Агапонов С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Текст] / С.В. Агапонов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 336 с.
3. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Э. А. Арустамов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
4. Бабина, Н.Г. Современное российское дистанционное обучение: проблемы качества [Электрон. ресурс] / Н.Г. Бабина // Информационно-коммуникационные технологии в образовании – URL: http://www.ict.edu.ru/ (дата обращения: 10.04.2013 г.)
5. Бакалов, В.П. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление [Текст] / В.П. Бакалов, Б.И. Крук, О.Б. Журавлева. – М: Горячая линия – Телеком, 2008. – 107 с.
6. Бебешко, В.Н. Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения [Текст] / В.Н. Бебешко, М.И.Нежуриня. - М.: Изд. ЦДО МИЭМ; Европейский центр по качеству, 2004. – 178 с.
7. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильинская и др. Под общей редакцией С.В. Белова. 8-е издание, стереотипное. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с.
8. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Спб: Изд. «Питер», 2000.- 304 с.
9. ГН 2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны [Текст]. – Взамен ГН 2.2.5.686-98, введ. 2003-04-27. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 268 с.
10. ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности [Текст]. – Взамен ГОСТ 12.1.003-76; введ. 1984-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 28 с.
11. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Текст]. – Взамен ГОСТ 12.0.004-79, введ. 1991-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2010. – 14 с.
12. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования [Текст]. – Взамен ГОСТ 12.1.004–85; введ. 1992.01.07. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 23 с.
13. ГОСТ 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны [Текст]. – Взамен ГОСТ 12.1.005-76, введ. 1989-01-01. – М.: ГУП ЦППС, 2000. – 49 с.
14. ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление и зануление [Текст]. – Введ. 1982-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 1988. – 10 с.
15. ГОСТ 12.1.038-82*. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов [Текст]. – Взамен , введ. 1983-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 7с.
16. ГОСТ 12.1.045-84. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля [Текст]. –Введ. 1985-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2006. – 3 с.
17. ГОСТ Р 50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения [Текст] – Введ. 1997-07-01. – М.: Стандартинформ, 2008. – 12 с.
18. ГОСТ Р 52324-2005. Эргономические требования к работе с визуальными дисплеями, основанными на плоских панелях. Часть 2. Эргономические требования к дисплеям с плоскими панелями [Текст]. – Введ. 2005-07-01. – М.: Стандартинформ, 2005. – 104 с.
19. Есипова, С.А. Некоторые подходы к оценке качества дистанционного обучения [Электрон. ресурс] / С.А. Есипова, Т.И. Шевчук, С.О. Хомутов // Ползуновский альманах. – 2009. - №4. – URL: http://elib.altstu.ru (дата обращения: 10.05.2013 г.)
20. Иванова, В.А. Педагогика [Электрон. ресурс] / В.А. Иванова, Т.В. Левина // Электронный учебно-методический комплекс – URL: http://www.kgau.ru (дата обращения: 25.05.2013 г.)
21. Липаев, В.В. Обеспечение качества программных средств: методы и стандарты [Текст] / В.В. Липаев. - М.: Синтег, 2001. - 380 с.
22. Международный стандарт ISO
8402-94. Управление качеством и обеспечение
качества. Словарь .2 издание от 01.04.1994 г.
[Электрон. ресурс] – URL: http://files.stroyinf.ru/
23. Никуличева, Н.В. К вопросу о качестве дистанционного обучения [Электрон. ресурс] / Н.В. Никулина // Информационные технологии в образовании. Конгресс конференций. – URL: http://ito.su (дата обращения: 18.04.2013 г.)
24. Никуличева, Н.В. Квалификационная характеристика преподавателя дистанционного обучения как один из аспектов качества всей системы дистанционного обучения [Электрон. ресурс] / Н.В.Никуличева // E-learning World. – URL: http://www.elw.ru (дата обращения: 28. 03.2013 г.)
25. Новиков, А.М. Как оценивать качество образования? [Электрон. ресурс] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков // Сайт академика РАО Новикова А.М. – 2005. – URL: www.anovikov.ru (дата обращения: 08.06.2013)
26. Положение о порядке реализации образовательных программ с применением дистанционной технологии обучения в ФГОУ СПО «Омский автотранспортный колледж» в рамках сетевой модели взаимодействия образовательных учреждений, предприятий и организаций. П-ОАТК-03.118-2009 от 20.08.2009 г.
27. ПОТ РМ 016-2001 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [Текст]. – Введ. 2001-07-01. – М.: Деан, 2008. – 192 с.
28. Приказ Министерства образования и науки РФ №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 06.05.2005 г. [Электрон. ресурс]. – URL:
http://base.consultant.ru/
29. ПУЭ. Правила устройства электроустановок/Минэнерго России [Текст]. – Введ. 2003-01-13. – М. Сибирское университетское изд-во, 2006. – 512 с.
30. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) [Текст] / И.В. Роберт. – М: ИИО РАО, 2007. – 234 с.
31. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03*. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы [Текст]. – С изм., введ. 2003-06-30. - М.: Рид Групп, 2012. – 32с.
32. СанПиН 2.2.4.1191-03. Электромагнитные поля в производственных условиях [Текст]. – Взамен СанПиН 2.2.4.723-98, введ. 2003-05-01. – М.: Энас, 2003. – 24 с.
33. СанПиН 2.2.4.1294-03. Санитарно-гигиенические
нормы допустимых уровней
34. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений [Текст]. – Взамен СанПиН 4088-86 , введ. 1996-10-1. – М.: Рид Групп, 2012. – 16 с.
35. СанПиН 2.4.3.1186-03. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования [Текст]. – Взамен СанПиН 2149-80, введ. 2003-06-20. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 32 с.
36. СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки [Текст]. Взамен СН 3223-85, введ. 1996-10-31. – М.: Минздрав России, 1996. – 8с.
37. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
38. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / В.Д. Симоненко. - М: Вентана-Граф, 2007. – 368 с.
39. СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений [Текст]. – Взамен СНиП 2.01.02-85, введ. 1998-01-01. – М.: Деан, 2008. - 48 с.
40. СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование [Текст]. – Взамен СНиП 2.04.05-91, введ. 2004-01-01. – М.: Деан, 2004. – 144 с.
41. СП 1.1330.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы [Текст]. – Введ. 2009-03-25. – М.: Изд-во стандартов, 2009.–42 с.
42. СП 51.13330.2011. Защита от шума [Текст]. – Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003; введ. 2011-05-20. – М.: ОАО «ЦПП», 2011. - 42 с.
43. Тавгень, И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / И. А. Тавгень. - Мн.: БГУ, 2003. - 218 с.
44. Ткаченко В. Современные технологии дистанционного обучения [Электрон. ресурс] / В. Ткаченко // Современные технологии дистанционного обучения. – URL: http://tva.jino.ru (дата обращения: 15.04.2013 г.)
45. Томашева, Л.Ю. Система оценки качества знаний студентов дистанционного обучения [Электрон. ресурс] / Л.Ю. Томашева // Электронная библиотека образовательных ресурсов Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова – URL: http://elib.altstu.ru (дата обращения: 24.04.2013 г.)
46. Федеральный закон № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [Текст]. – Введ. 1994-12-21. – М.: Ось-89, 2009.- 48с.
47. Федеральный закон РФ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Текст]. – Введ. 2009.01.05. – М.: Ажур, 2010. – 132 с.
48. Федеральный закон №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Введ. 29.12.2012 г. [Электрон. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/
49. Фролов, А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева. – Ростов-на-Дону, 2008. – 750 с.
50. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии [Текст] / А.В. Хуторской // Компьютерра. –2002. - №36 – С. 264.
51. Чернявская, А.П. Современные средства оценивания результатов обучения [Электрон. ресурс] / А.П. Чернявская, Б.С. Гречин. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – URL: http://avkrasn.ru (дата обращения: 08.06.2013)
52. Шабанова, Ю.В. Сущность педагогического мониторинга как средства повышения качества обучения [Электрон. ресурс] / Ю.В. Шабанова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 1.06.2013 г.)
53. Элизабет Кларк. Дистанционное обучение: способ преуспеть? [Электрон. ресурс] / Журнал сетевых решений – URL: http://www.osp.ru (дата обращения: 15.04.2013 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
АНКЕТА
Подходит ли Вам дистанционное обучение?
Будем признательны, если Вы ответите на вопросы нашей анкеты!
Прочитайте следующие утверждения. Если Вы соглашаетесь с утверждением, поставьте в клеточке справа от него «+», если же нет «-». По завершении заполните, пожалуйста, предложенную итоговую таблицу.
1 |
Читая книгу, я активно
пользуюсь оглавлением и |
|
2 |
Я много узнаю из телепередач |
|
3 |
Я предпочитаю, чтобы моя работа была под пристальным контролем |
|
4 |
Я предпочитаю, чтобы мой процесс обучения системно инструктировался |
|
5 |
Мне удобнее работать под музыку |
|
6 |
Чтение – не мой любимый способ обучения |
|
7 |
Самостоятельно контролируя свое время, я распоряжаюсь им разумно |
|
8 |
Я лучше усваиваю материал, работая самостоятельно |
|
9 |
За последний год я не научился(лась) ничему новому |
|
10 |
Я знаю, что наиболее эффективно работаю в определенное время суток |
|
11 |
Если я чего-то не понимаю, то чаще всего виню в этом себя |
|
12 |
Я предпочитаю заниматься дома |
|
13 |
Я узнаю из общения от тех, с кем учусь вместе, не меньше, чем от преподавателя |
|
14 |
Я часто слушаю аудиозаписи в машине, автобусе или поезде |
|
15 |
Обычно я всегда выполняю задания в срок |
|
16 |
Мне всегда нужна помощь преподавателя при освоении нового материала |
|
17 |
Я с нетерпением жду начала занятий в этом году |
|
18 |
Я считаю, что график работы обучающихся должен планироваться преподавателем |
|
19 |
Самая значительная оценка моей работы – это оценка преподавателя |
|
20 |
Обычно я принимаю как факт все, о чем говорится в книгах |
Суммируйте в таблице очки, считая только те утверждения, с которыми Вы согласились.
Вопрос |
Очки |
5 | |
3 | |
1 | |
1 | |
3 | |
3 | |
5 | |
5 | |
1 | |
3 | |
1 | |
5 | |
3 | |
3 | |
5 | |
1 | |
5 | |
1 | |
3 | |
1 | |
Итого |
Благодарим за сотрудничество!