Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.
Задачи исследования:
- Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
- Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
- Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;
- Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы учреждений закрытого типа………7
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы…………………………………………………………………………….7
1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………………………..13
ГЛАВА II. Практические аспекты социальной работы с детьми в закрытых учреждениях……………………………………………………………………35
2.1 Методика реабилитации детей в школе-интернат г. Хасавюрт………..35
2.2 Методика социально- педагогической реабилитации детей сирот с использованием средств физической культуры………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

Опека наиболее популярна  среди россиян. Об этом свидетельствует  государственная статистика. В 2005 г. Под опеку было передано 65900 детей, около 54% общего числа устроенных в  семьи. В 2006 г. 69742 ребенка стали жить у опекунов. В 2007 г.67923 ребенка были взяты под опеку.

 

«Приемная семья» как  форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые на Федеральном уровне получила официальное законодательное оформление в 1996 г. В новом Семейном кодексе РФ. Инициатором идеи выступила Самарская область, где в 1994 г. Впервые в отечественной практике был учрежден институт приемной семьи.

 

Семейный детский дом (приемная семья) – форма организации  жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии получила название «приемная семья». Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья – приемной. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. По данным научной литературы в настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 [11, с.65].

 

В настоящее время  все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся на статус «приемная семья» и заключают  с местными органами власти специальный  договор в соответствии с Положением о приемной семье, которое было разработано по инициативе Детского фонда Министерством образования в 1996 г.

 

Временная приемная семья  – форма устройства ребенка, когда  его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения  его дальнейшей судьбы. Временную  приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме.

 

Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для  нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей [22, с.82].

 

Временная приемная семья  является чрезвычайно, распространенной в ряде развитых стран (Америка, Япония и другие), как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи [7, с.3]. Деятельность, временной приемной семьи, предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы. Возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность континента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему. Позволявшие ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией [22, с.81].

 

Основная цель такой  семьи – поддержание контактов  с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.

 

Фактически подобная приемная семья выполняет функции  «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий. В научной литературе внедрение института такой приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей [30, с.42].

 

Патронатная семья –  под патронатом понимается специальная  форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).

 

В патронатную семью  ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.

 

Психологи, педагоги, социальные работники сходятся в мнении, что  полный отрыв детей от своих биологических  родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее патроната, в  отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями.

 

Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также  использовать для обеспечения социализации, и подготовки к самостоятельной  семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.

 

Главная цель приемной и  патронатной семей – создать  благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

 

Задачи же специалистов – психологов, социальных педагогов  заключаются в следующем:

 

-  подобрать семью,  готовую стать патронатной (через  тестирование, собеседование, сбор  информации);

 

-  подготовить ее  к патронату (через систему обучения);

 

-  провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую  диагностику детей при поступлении  в патронатную семью;

 

-  обеспечить условия  для реабилитации, адаптации ребенка  через его пребывание в патронатной  семье;

 

-  обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи [23, с.32].

 

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение  и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

 

Детские деревни SOS –  это особый тип детского дома с  семейным воспитанием. В детских  деревнях воспитывают детей в  соответствии с общечеловеческими  нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира [1, с.54].

 

В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:

 

1.  Мать в детской  деревне – глава семьи. Работа  в этом качестве одновременно  призвание и профессия. На эту  роль по конкурсу отбирают  одиноких женщин, готовых отдать  свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.

 

2.  В детской деревне  воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при  приеме в детскую деревню никогда  не разделяют.

 

3.  Каждая семья  постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

 

4.  Руководство нетрадиционным  детским учреждением осуществляет  директор детской деревни, который  со своей семьей живет в  деревне, активно помогая каждой  семье [16, с.90].

 

В России первая детская  деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS [1, с.55].

 

Таким образом, среди  всех форм устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, семейные формы устройства являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С детьми в закрытых учреждениях

2.1Методика реабилитации детей в школе-интернате г. Хасавюрт

 

  В качестве модели социальной реабилитации детей-сирот избирается гуманистическая воспитательная система, характеризующаяся интеграцией всех составляющих ее подсистем и деятельностью по социальной реабилитации детей-сирот как системообразующей деятельностью;

выявлены педагогические условия, способствующие созданию воспитательной системы как фактора эффективной  социальной реабилитации ребенка в  рамках школы-интерната для детей-сирот, заключающиеся в том, что:

 

а) социальная реабилитированность детей-сирот рассматривается как интегрированное качество личности ребенка, включающее в свою структуру овладение нормами социального поведения и достаточный уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в его когнитивном, деятель- ностном и аксиологическом компонентах;

 

 

б) в качестве модели социальной реабилитации детей- сирот избирается гуманистическая  воспитательная система, характеризующаяся  интеграцией подсистем, деятельностью  в процессе социальной реабилитации как системообразующей деятельностью;

 

в) обогащается содержание образования  через введение комплекса специальных (социально ориентированных) учебных  предметов, микрокурсов, а также  целенаправленно дополняется содержание учебных программ по базовым дисциплинам;

 

г) в учреждении создана целостная  система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развиваюших  усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка;

  Развиваемые в исследовании научные подходы вносят вклад в теорию воспитательной системы школы на уровне уточнения ее отдельных положений.

 

Кроме этого, разработанная модель гуманистической воспитательной системы может быть реализована в рамках любого другого образовательного учреждения типа “школа-интернат для детей-сирот” для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей.

  Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, комплексным рассмотрением проблемы, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации, применением статистических методов обработки и анализа данных.

 

 

- содержание понятия «социальная  реабилитированность ребенка-сироты»,  состоящее в том, что оно  рассматривается как интегрированное  качество личности ребенка, включающее  в свою структуру овладение  нормами социального поведения и достаточный уровень сформированное™ личного социально-нравственного опыта в его когнитивном, дея-тельностном и аксиологическом компонентах;

 

- положение о том,  что гуманистическая воспитательная  система выступает как фактор  эффективной социальной реабилитации  детей-сирот, так как она располагает  имманентными свойствами (гуманизм  системы, событийный характер  организации жизнедеятельности  педагогов и воспитанников, природосообразность и культуросообразность их деятельности, учет половозрастных и пр. особенностей учащихся, открытость системы, ее связь с окружающей микросредой, самодеятельность, способность к саморазвитию и самодвижению);

Информация о работе Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа