Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:31, дипломная работа
Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.
Задачи исследования:
- Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
- Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
- Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;
- Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы учреждений закрытого типа………7
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы…………………………………………………………………………….7
1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………………………..13
ГЛАВА II. Практические аспекты социальной работы с детьми в закрытых учреждениях……………………………………………………………………35
2.1 Методика реабилитации детей в школе-интернат г. Хасавюрт………..35
2.2 Методика социально- педагогической реабилитации детей сирот с использованием средств физической культуры………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69
- разработанная на основе анализа и обобщения научной литературы и экспериментальной практики модель гуманистической воспитательной системы школы-интерната для детей-сирот, характеризующаяся следующими признаками: наличие собственной концепции развития школы-интерната,
ориентация на общечеловеческие ценности, событийный характер больших коллективных дел, наличие зон «свободного развития», включенность социокультурной среды в школу и школы в среду, гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых, взаимное доверие, доброжелательность в коллективе учреждения; – критериально-оценочный комплекс для определения уровня социальной реабилитированности воспитанников школы-интерната для детей-сирот, состоящий из трех групп критериев (1-я группа – по накоплению детьми опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации и самосовершенствования; 2-я группа — по накоплению детьми коммуникативного опыта и 3-я группа – по накоплению опыта в результате осуществления деятельности по развитию креативности, функциональной зрелости и формированию творческого потенциала личности).
Паспорт программы развития школы-интерната
Настоящая программа определяет концепцию развития школы-интерната и основные направления деятельности по ее реализации.
Нормативная база для разработки программы развития школы–интерната:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3. Закон РФ «Об образовании».
4. Национальная доктрина
образования в Российской
5. Концепция модернизации
российского образования на
6. Типовое Положение о школе-интернате.
7. Устав школы-интерната.
Цели программы:
1. Оказание помощи
в реализации права на
2. Оказание помощи
семье в воспитании детей,
Основные задачи программы:
1. Обеспечить достижение
всеми обучающимися требований
российских образовательных
2.Создать благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
3. Вести работу по
профилактике правонарушений и
асоциального поведения
4.Подготовить обучающихся (воспитанников) к получению профессионального образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.
5. Обеспечить охрану
и укрепление здоровья
6. Охранять права и
интересы обучающихся (
Сроки реализации программы: с сентября 2009 года по август 2014 года.
Этапы реализации программы:
1 этап - этап анализа и проектирования (2009–2010 гг.).
Выявление перспективных направлений развития школы-интерната и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
2 этап – основной этап (2010–2013 гг.)
Реализация Программы развития.
3 этап – аналитико-
Анализ и рефлексия
достигнутых результатов и
Управление программой
Корректировка программы
осуществляется педагогическим советом
школы-интерната. Управление реализацией
программы осуществляется директором
и заместителями директора
2. Информационная справка о школе-интернате
2.1. Общие сведения
о школе-интернате и
Школа-интернат была открыта с 1 сентября 1957 года школа-интернат реорганизована с 1 сентября 1978 года в общеобразовательную школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в составе 1 – 8-х классов.
Распоряжением Администрации г.Хасавюрт от 29 ноября 1993 года № 541–Р общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была принята в государственную собственность. На основании распоряжения Администрации г.Хасавюрт от 28 декабря 1994 года № 955 – Р зарегистрирован Устав Государственного общеобразовательного учреждения «Хасавюртовская основная общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Директор школы-интерната
Работает 84 сотрудника
Педагогических работников – 39
Из них:
учителей – 13
воспитателей – 12
2 социальных педагога
педагог-психолог
учитель-логопед
педагог- организатор
старшая вожатая
преподаватель-организатор ОБЖ
2 инструктора по труду
инструктор по с/х труду
заведующая библиотекой
Квалификация педагогов:
Высшую категорию имеют 10 педагогов
Первую категорию – 8 педагогов
Вторую – 4 педагога
Педагоги школы-интерната имеют государственные награды и грамоты: Директор школы-интерната –
заслуженный учитель
РФ, 7 педагогов – отличники
Награждены:
Грамотой Министерства образования и науки РФ – 4 педагога
Грамотой Государственного управления образования Псковской области – 5 педагогов
Грамотой Районного управления образования – 4 педагога
Средний возраст педагогического коллектива - 41 год
Средняя зарплата педагогов – 10 000 рублей
В школе-интернате 9 классов-комплектов, 6 разновозрастных групп. Средняя наполняемость классов – 18 обучающихся. Средняя наполняемость групп – 22 воспитанника.
В целом педагогический
коллектив – группа единомышленников,
заинтересованных в обновлении и
совершенствовании
С 2008-2009 учебного года школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала приобретать новый статус. Произошло обновление контингента детей. На начало 2008-2009 учебного года в школе-интернате обучалось 160 воспитанников из 20 районов Псковской области, в том числе 40 из Опочецкого района: 77 – в начальной школе, 83 в основной. Всего за год в школе-интернате обучалось 195 учеников. Из них – 50 детей учились разное количество лет в школе-интернате, 12 обучающихся, находящихся на патронате, обучались в других учебных заведениях и 133 ученика – новенькие.
В течение учебного года выбыло 58 воспитанников в другие образовательные учреждения, прибыл в школу-интернат 51 воспитанник.
Педагогам школы пришлось решать задачу положительной мотивации учения с целью ликвидации пробелов в знаниях учеников и привития учебных умений и навыков, т.к. контингент обучающихся был слишком разный.
Часть вновь прибывших детей по нескольку лет не обучались в школе. В 4 классе вынуждены обучаться девушки 15-16 лет. Один из детей за пять лет обучения меняет седьмое место учебы.
Единицы из первоклассников готовы к обучению в школе, детские дошкольные учреждения не посещали. У всех детей фонематические процессы не сформированы, у 12 первоклассников нарушено звукопроизношение. Психологическое обследование показало сниженную мотивацию учебной деятельности у 19%, низкую степень развития всех видов памяти у 73 %, сниженную способность к взаимодействию у 65 % и высокую степень тревожности у 11% детей, а низкой степени тревожности нет ни у одного ребенка.
В классах по возрастному составу обучались дети с разницей в 5-6 лет. В 4 классе обучались дети с 1993 – 1999 года рождения, в 5 классе – с 1993 по 1998 год рождения, только в 3 классе разница в возрасте составляла 3 года.
Из вновь прибывших родительских детей 30 воспитанников по решению ОПМПК должны обучаться по программе КРО, 29 обучающихся оставлены на повторное обучение, трое переведены в 6 и 8 классы условно, только одна ученица 5 класса являлась «хорошисткой». Уровень знаний, умений и навыков крайне низкий, многие дети не только начальной школы, но и 5-8 классов не знают таблицу умножения, плохо читают, а отсюда и не могут без дополнительных индивидуальных занятий справиться с выполнением различных заданий. С контрольными работами на начало года не справились практически 50% обучающихся. В первом триместре качество знаний по начальной школе составило – 12 %, в основной – 6 %, из вновь прибывших только 3 ученика 4 класса закончили триместр без «3». Успеваемость составила 90 %. Причиной слабой успеваемости детей являются пробелы в знаниях из-за большого количества пропущенных уроков.
При работе с детьми в
разновозрастных группах
Дети очень подвижны, расторможены: не могут сидеть на месте, не умеют соблюдать тишину, разговаривают, ходят по классу, выкрикивают с места, капризничают, отказываются от выполнения уроков, неадекватно реагируют на замечания воспитателя.
В процессе самоподготовки
воспитателю приходится использовать
форму индивидуального контроля
за деятельностью каждого
Одной из составляющих проблем является дисциплина воспитанников. 5 детей состоят на учёте в ПДН ОВД, на внутришкольном учете за самовольные уходы в город состоит 7 человек, за агрессивное поведение – 3 человека, за неподчинение требованиям воспитателей – 4 человека, замечены в употреблении спиртного 3 человека.
Расположение школы не далеко от центра города позволяет использовать возможности культурно-спортивных учреждений. Дети посещают ДООЦ, городской стадион, Дом культуры, школу искусств, что также способствует расширению воспитательных возможностей образовательного учреждения. В школе работает 13 кружков, дети посещают 3 кружка в ДООЦ, 5 кружков в ДДТ, 3 кружка в школе искусств. Всего кружковой работой охвачено 125 человек. Большинство детей с интересом занимаются в таких кружках как футбольная, волейбольная секции, стрельба, соломка, умелец, туризм, атлетическая гимнастика, вязание, вышивание.
Дети питаются 5 раз бесплатно, стоимость питания детей 7-11 лет составляет 85, 5 рублей, 12-18 лет – 106,65 рублей.
Детям выдается бесплатно одежда, обувь, учебники, канцелярские товары. Имеются свои прачечная, душевые, прачечная для детей, где установлены бытовые стиральные машины.
В декабре 2009 года школа-интернат прошла лицензирование.
Методики изучения результативности воспитательной деятельности школы-интерната
Анкеты исследования Диагностические средства
Уровень социализированности обучающихся
1.Методика « Мое взросление»
2.Пакет методик исследования социализации подростков
Уровень нравственной воспитанности личности
1. Тест Н.Е. Щурковой
«Размышляем о жизненном опыте»
2. Методика С.М.Петровой «Пословицы и поговорки»
3. Методы экспертной оценки и самооценки.
4. педагогическое наблюдение
5. Методика Н.П.Капустиной «Диагностика воспитанности»
Ценностные ориентации и направленность личности
1. Методика «Три желания»
2. Дискуссионные методики
Интересы обучающихся
1. Методика «Цветик-семицветик» И.М.Витковской
2. Методика «Мир моих интересов»
Информация о работе Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа