Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.
Задачи исследования:
- Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
- Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
- Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;
- Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы учреждений закрытого типа………7
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы…………………………………………………………………………….7
1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………………………..13
ГЛАВА II. Практические аспекты социальной работы с детьми в закрытых учреждениях……………………………………………………………………35
2.1 Методика реабилитации детей в школе-интернат г. Хасавюрт………..35
2.2 Методика социально- педагогической реабилитации детей сирот с использованием средств физической культуры………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

Наряду с представленными  материалами важно было изучить  характер происходящих изменений по критерию одно- и разнона-правленности. Информативным показателем этого критерия является коэффициент вариации. Во всех выборках по большинству показателей получены его значения в пределах 30-50%, это прямо говорит о неоднородности развития испытуемых, об индивидуальном характере развития и, как следствие этого, об отсутствии общего для всех сильно действующего фактора, а именно, специальной физической тренировки.

 

Представленные материалы  дают основание считать, что содержание реабилитационного процесса в детских домах и школах-интернатах более всего ориентировано на получение запланирован-

 

ных эффектов от организации  учебно-воспитательного процесса. Однако абсолютные результаты испытуемых разного  пола и возраста в различных показателях здоровья и работоспособности свидетельствует о том, что в реабилитационном процессе недостаточно используются средства физической культуры для оздоровления и социальной адаптации детей-сирот. Поэтому следует существенно изменить организацию и методику физического воспитания в указанных учреждениях, довести в них объем занятий физическими упражнениями до 8-10 часов в неделю.

 

Проектирование социально-педагогической реабилитации с использованием средств  физической культуры

 

Основные черты предлагаемой методики социально-педагогической реабилитации детей-сирот могут быть отображены следующими положениями:

 

-методологический принцип  педагогики, обусловливающий единство  мировоззренческого, интеллектуального  и двигательного компонентов  в образовательном процессе, должен быть в полной мере претворен при проектировании и осуществлении социально-педагогической реабилитации детей-сирот. Его главное требование состоит в том, что чтобы обеспечить полноценное развитие многих сторон ребенка-сироты, помочь ему сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки как средство постоянной реабилитации, усвоить необходимые и достаточные знания о способах осуществления здорового образа жизни;

 

- природосообразное воспитание  детей-сирот должно обеспечивать  ориентацию совокупности всех условий и факторов на неуклонное развитие физического потенциала ребенка-сироты, на такое их сочетание во времени, чтобы быть адекватными естественному развитию его моторики; этот принцип обусловливает многообразие форм двигательной активности детей для развития задатков и способностей, выбора этих форм с учетом состояния здоровья и предрасположенности организма к решению двигательных задач определенного класса;

 

- свободный выбор ребенком  вида физкультурно-спортивной и  оздоровительной деятельности составляет интегральное направление проектирования эффективности процесса социально-педагогической реабилитации в детском доме и школе-интернате; здесь понимание свободы выбора опирается на последующее за ним осуществление ребенком самостоятельной физической активности, на становление его субъектом реабилитационного процесса.

 

Интеграция этих положений  нацеливает практическую деятельность на создание психолого-педагогических условий для разработки и реализации методов социально-педагогической реабилитации с использованием средств физической культуры. В исследовании объективированы следующие педагогические условия:

 

-дифференциация содержания  реабилитации, основанная на разделении  учебных заданий в зависимости  от этапа ее осуществления,  а также в соответствии с интересами и проявившимися способностями испытуемых, и опосредствованная в однородных рабочих учебных программах для ведущего признака моторного развития;

 

— осуществление педагогического  сопровождения и педагогической поддержки при формировании у  ребенка-сироты индивидуального способа физкультурно-оздоровительной деятельности;

 

-дополнительные трехразовые  занятия в неделю, детерминированные  отработкой заданий для достижения  точно поставленной индивидуальных  целей.

 

Управление процессом  социально-педагогической реабилитации осуществлялось поэтапно с позиции учета возраста, стажа социального сиротства и времени проживания в детском доме или школе-интернате. Особое внимание обращалось на реализацию следующих моментов:

 

-разработка программы  ориентировочной деятельности ребенка и организация усвоения им физкультурно-оздоровительной деятельности как процесса ее интериоризации с закреплением должных характеристик на каждом из этапов социально-педагогической реабилитации;

 

-создание условий,  позволяющих обучаемому принять учебную задачу, в том числе оказание педагогической поддержки;

 

-обеспечение контроля  за ходом формирования физкультурно-оздоровительной  деятельности и его коррекции.

 

Начальный этап реабилитации (дошкольники и младшие школьники) включал:

 

- подготовку детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, когда ставилась задача обеспечить нормативные требования по организации этих занятий и выполнение испытуемыми определенных обязанностей;

 

-освоение двигательных  действий прикладного характера в процессе подвижных игр;

 

-освоение спортивно-технических  навыков, составляющих «школу  движений» ребенка;

 

- гигиенические процедуры  и закаливание.

 

Контроль осуществлялся  за всеми действиями испытуемых, своевременно исправлялись ошибки и стимулировались достижения (успехи). Занятия проводили 2-3 педагога с группой в 7-15 человек.

 

На этапе коммуникативной  реабилитации (дети 8-9-летнего возраста) ставилась задача сформировать у  испытуемых социальные навыки общения  и поведения и учебные действия анализа, сравнения, а также действия самоконтроля. Поощрялась самостоятельность и уверенность детей в своих силах, упорство в достижении цели, волевые усилия в преодолении трудностей, сочувствие и помощь другим. Использовались подвижные игры, обеспечивающие ребенку-сироте вхождение в социальную среду, т. к. они не ставят перед ним требований, которые ему не по силам выполнить.

 

Этап учебной реабилитации (учащиеся основной школы) строился на основе реализации дифференцированного  подхода к отбору содержания рабочих учебных программ по физическому воспитанию в условиях детского дома и школы-интерната. При отборе содержания учебной программы учитывалось:

 

- максимальное соответствие  доминирующим по развитию двигательным  способностям и морфо-функциональным  механизмам с целью интенсивного формирования физического потенциала ребенка:

 

-расширение образовательного  аспекта учебного материала для  приобретения достаточных и необходимых  знаний, умений и навыков и,  на основе этого, обеспечения  полноценной реабилитации ребенка-сироты;

 

-свобода выбора вида  физкультурно-спортивной деятельности, способствующей переходу от обязательных спортивных упражнений к необходимости заботиться о своем физическом состоянии самостоятельно.

 

В качестве дополнительного  содержания программы применялись занятия боулингом.

 

Включение этой игры в  программу обучения обусловлено  ее доступностью для детей всех уровней  подготовленности и высокой эмоциональностью. Преимущество боулинга по сравнению  с другими видами спорта заключается  также в отсутствии статических нагрузок на организм ребенка, в высоком удельном весе координированных движений руки и кисти и в широкой возможности обучения этой игре с дошкольного возраста из-за относительно невысоких физических нагрузок.

 

Немаловажной особенностью этой игры является отсутствие на начальных этапах обучения коллективных действий, поэтому каждый ребенок на занятиях может проявить и развить свою индивидуальность. Наряду с изложенным игра в боулинг способствует развитию двигательных способностей, формированию точности пространственного, силового и временного анализа движений, укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, развитию психоэмоциональной сферы детей-сирот.

 

Исходя из вышеизложенного, в содержание занятий по боулингу мы включили:

 

- подводящие упражнения  для игры в боулинг (шаги, раскачивание  шара «маятник», выпуск шара);

 

-специальные упражнения, включающие в себя разбег, прицеливание; броски; подкрутки;

 

- игровые упражнения (подвижные игры, игра в боулинг).

 

Эффективность экспериментальной методики

 

Результаты педагогического  эксперимента свидетельствуют об определенном повышении двигательной и физической подготовленности испытуемых, изменениях в психоэмоциональной сфере, характеризующих  эффективность каждого этапа  реабилитационного процесса. Однако выраженность полученного эффекта в каждой опытной группе имела свои особенности. Фиксируя главные результаты экспериментального исследования, выделим показатели,

 

позволяющие аргументировано  судить о позитивных изменениях, вызванных применением разработанной нами методики:

 

- увеличение после  третьего этапа адаптации числа  детей, отнесенных к 1-й группе  здоровья, на 21 %;

 

-стабильное проявление  адекватного мироощущения и дискомфорта  уже к третьему этапу реабилитации  у 64 % испытуемых, а также снижение к концу экспериментального периода психологического напряжения до 30 % от общего числа испытуемых экспериментальных групп;

 

-заметный прирост  в уровне развития двигательных  функций у испытуемых экспериментальных  групп: в каждой возрастно-по-ловой выборке достоверное улучшение результатов обнаружено в большинстве изучаемых показателей (см. рисунок);

 

-субъективные оценки, характеризующие положительное  отношение детей-сирот к свободно  избранному виду физической активности  подтверждаются данными о затратах свободного времени на занятия физическими упражнениями в секциях и командах: за период эксперимента затраты времени возросли до оптимального уровня, рекомендованного специалистами, с 3-4 до 6-7 часов в неделю.

 

В то же время у испытуемых в контрольной группе все перечисленные параметры изменились несущественно, а некоторые, характеризующие успешность физической подготовленности, даже снизились.

 

Таким образом, анализ результатов  формирующего эксперимента показал, что  экспериментальная методика социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры, способствует оптимизации этого процесса, результатов учебно-воспитательной работы в детском доме. В ходе экспериментального исследования доказано, что опора на интересы детей-сирот, выделение доминирующих физических качеств как основы методики, управление процессом социально-педагогической реабилитации с ориентацией на свободу выбора физкультурно-оздоровительной деятельности в значительной мере определяет развитие физического воспитания в детском доме и школе-интернате, обусловливает инновационную деятельность педагогов, инициативность и самостоятельность обучаемых.

 

Различия в темпах прироста групповых результатов  у испытуемых ОСС - скоростно-силовое  отделение, ОВ — отделение выносливости, ОК— отделение координации, 1 — зрительно-моторная реакция, 2 — масса тела, 3 окружность грудной клетки, 4 - жизненная емкость легких, 5 - челночный бег 3x10м 6 - максимальная частота движений, 7 - скорость однократного движения, 8 - кистевая динамометрия, 9 - становая динамометрия, 10 - прыжок в дчину с места, 11 - приседания за 30 с, 12 - наклоны за 30с, 13 - статическая выносливость, 14-реакция на движущийся объект, 15 точность временного анализа, 16 - точность силового анализа, 17 — точность пространственного анализа

 

1. Анализ специальной  литературы и собственные материалы  подтверждают, что у 80 % детей-сирот  наблюдаются тенденции отставания  результатов в показателях физического  развития, двигательной и физической  подготовленности от аналогичных данных семейных детей, а также высокий уровень тревожности и дискомфорта. Отмеченная тенденция существенно ограничивает возможности ребенка в освоении предметно-культурной среды, успешность в освоении учебно-профессиональной деятельности.

 

Это обусловливает необходимость  коренного обновления содержания, форм и методов социально-педагогической реабилитации детей-сирот в детском  доме, включения в нее средств  физической культуры.

 

2. Разработана и внедрена  в процесс социально-педагогической реабилитации структурно-логическая схема физического воспитания в детском доме. Основными компонентами этой схемы являются содержание обучения в виде рабочих учебных программ по видам спорта и учебно-тренировочное занятие, обеспечивающее однородность тренировочного воздействия и высокую контролируемость объема и интенсивности нагрузки. Рациональная логика функционирования этой схемы заключается в управлении многими сторонами развития ребенка-сироты при помощи регуляции одной функции в процессе обучения.

Информация о работе Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа