Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:31, дипломная работа
Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.
Задачи исследования:
- Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
- Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
- Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;
- Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы учреждений закрытого типа………7
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы…………………………………………………………………………….7
1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………………………..13
ГЛАВА II. Практические аспекты социальной работы с детьми в закрытых учреждениях……………………………………………………………………35
2.1 Методика реабилитации детей в школе-интернат г. Хасавюрт………..35
2.2 Методика социально- педагогической реабилитации детей сирот с использованием средств физической культуры………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69
Наряду с представленными материалами важно было изучить характер происходящих изменений по критерию одно- и разнона-правленности. Информативным показателем этого критерия является коэффициент вариации. Во всех выборках по большинству показателей получены его значения в пределах 30-50%, это прямо говорит о неоднородности развития испытуемых, об индивидуальном характере развития и, как следствие этого, об отсутствии общего для всех сильно действующего фактора, а именно, специальной физической тренировки.
Представленные материалы дают основание считать, что содержание реабилитационного процесса в детских домах и школах-интернатах более всего ориентировано на получение запланирован-
ных эффектов от организации
учебно-воспитательного
Проектирование социально-
Основные черты предлагаемой методики социально-педагогической реабилитации детей-сирот могут быть отображены следующими положениями:
-методологический принцип педагогики, обусловливающий единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов в образовательном процессе, должен быть в полной мере претворен при проектировании и осуществлении социально-педагогической реабилитации детей-сирот. Его главное требование состоит в том, что чтобы обеспечить полноценное развитие многих сторон ребенка-сироты, помочь ему сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки как средство постоянной реабилитации, усвоить необходимые и достаточные знания о способах осуществления здорового образа жизни;
- природосообразное воспитание
детей-сирот должно
- свободный выбор ребенком
вида физкультурно-спортивной
Интеграция этих положений
нацеливает практическую деятельность
на создание психолого-педагогических
условий для разработки и реализации
методов социально-
-дифференциация содержания реабилитации, основанная на разделении учебных заданий в зависимости от этапа ее осуществления, а также в соответствии с интересами и проявившимися способностями испытуемых, и опосредствованная в однородных рабочих учебных программах для ведущего признака моторного развития;
— осуществление педагогического сопровождения и педагогической поддержки при формировании у ребенка-сироты индивидуального способа физкультурно-оздоровительной деятельности;
-дополнительные трехразовые
занятия в неделю, детерминированные
отработкой заданий для
Управление процессом социально-педагогической реабилитации осуществлялось поэтапно с позиции учета возраста, стажа социального сиротства и времени проживания в детском доме или школе-интернате. Особое внимание обращалось на реализацию следующих моментов:
-разработка программы ориентировочной деятельности ребенка и организация усвоения им физкультурно-оздоровительной деятельности как процесса ее интериоризации с закреплением должных характеристик на каждом из этапов социально-педагогической реабилитации;
-создание условий, позволяющих обучаемому принять учебную задачу, в том числе оказание педагогической поддержки;
-обеспечение контроля
за ходом формирования
Начальный этап реабилитации
(дошкольники и младшие
- подготовку детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, когда ставилась задача обеспечить нормативные требования по организации этих занятий и выполнение испытуемыми определенных обязанностей;
-освоение двигательных действий прикладного характера в процессе подвижных игр;
-освоение спортивно-
- гигиенические процедуры и закаливание.
Контроль осуществлялся за всеми действиями испытуемых, своевременно исправлялись ошибки и стимулировались достижения (успехи). Занятия проводили 2-3 педагога с группой в 7-15 человек.
На этапе коммуникативной реабилитации (дети 8-9-летнего возраста) ставилась задача сформировать у испытуемых социальные навыки общения и поведения и учебные действия анализа, сравнения, а также действия самоконтроля. Поощрялась самостоятельность и уверенность детей в своих силах, упорство в достижении цели, волевые усилия в преодолении трудностей, сочувствие и помощь другим. Использовались подвижные игры, обеспечивающие ребенку-сироте вхождение в социальную среду, т. к. они не ставят перед ним требований, которые ему не по силам выполнить.
Этап учебной реабилитации (учащиеся основной школы) строился на основе реализации дифференцированного подхода к отбору содержания рабочих учебных программ по физическому воспитанию в условиях детского дома и школы-интерната. При отборе содержания учебной программы учитывалось:
- максимальное соответствие
доминирующим по развитию
-расширение образовательного
аспекта учебного материала
-свобода выбора вида
физкультурно-спортивной
В качестве дополнительного содержания программы применялись занятия боулингом.
Включение этой игры в программу обучения обусловлено ее доступностью для детей всех уровней подготовленности и высокой эмоциональностью. Преимущество боулинга по сравнению с другими видами спорта заключается также в отсутствии статических нагрузок на организм ребенка, в высоком удельном весе координированных движений руки и кисти и в широкой возможности обучения этой игре с дошкольного возраста из-за относительно невысоких физических нагрузок.
Немаловажной особенностью этой игры является отсутствие на начальных этапах обучения коллективных действий, поэтому каждый ребенок на занятиях может проявить и развить свою индивидуальность. Наряду с изложенным игра в боулинг способствует развитию двигательных способностей, формированию точности пространственного, силового и временного анализа движений, укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, развитию психоэмоциональной сферы детей-сирот.
Исходя из вышеизложенного, в содержание занятий по боулингу мы включили:
- подводящие упражнения для игры в боулинг (шаги, раскачивание шара «маятник», выпуск шара);
-специальные упражнения, включающие в себя разбег, прицеливание; броски; подкрутки;
- игровые упражнения (подвижные игры, игра в боулинг).
Эффективность экспериментальной методики
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об определенном повышении двигательной и физической подготовленности испытуемых, изменениях в психоэмоциональной сфере, характеризующих эффективность каждого этапа реабилитационного процесса. Однако выраженность полученного эффекта в каждой опытной группе имела свои особенности. Фиксируя главные результаты экспериментального исследования, выделим показатели,
позволяющие аргументировано судить о позитивных изменениях, вызванных применением разработанной нами методики:
- увеличение после
третьего этапа адаптации
-стабильное проявление
адекватного мироощущения и
-заметный прирост
в уровне развития
-субъективные оценки,
характеризующие положительное
отношение детей-сирот к
В то же время у испытуемых в контрольной группе все перечисленные параметры изменились несущественно, а некоторые, характеризующие успешность физической подготовленности, даже снизились.
Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента показал, что экспериментальная методика социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры, способствует оптимизации этого процесса, результатов учебно-воспитательной работы в детском доме. В ходе экспериментального исследования доказано, что опора на интересы детей-сирот, выделение доминирующих физических качеств как основы методики, управление процессом социально-педагогической реабилитации с ориентацией на свободу выбора физкультурно-оздоровительной деятельности в значительной мере определяет развитие физического воспитания в детском доме и школе-интернате, обусловливает инновационную деятельность педагогов, инициативность и самостоятельность обучаемых.
Различия в темпах прироста групповых результатов у испытуемых ОСС - скоростно-силовое отделение, ОВ — отделение выносливости, ОК— отделение координации, 1 — зрительно-моторная реакция, 2 — масса тела, 3 окружность грудной клетки, 4 - жизненная емкость легких, 5 - челночный бег 3x10м 6 - максимальная частота движений, 7 - скорость однократного движения, 8 - кистевая динамометрия, 9 - становая динамометрия, 10 - прыжок в дчину с места, 11 - приседания за 30 с, 12 - наклоны за 30с, 13 - статическая выносливость, 14-реакция на движущийся объект, 15 точность временного анализа, 16 - точность силового анализа, 17 — точность пространственного анализа
1. Анализ специальной
литературы и собственные
Это обусловливает необходимость
коренного обновления содержания, форм
и методов социально-
2. Разработана и внедрена
в процесс социально-
Информация о работе Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа