Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.
Задачи исследования:
- Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
- Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
- Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;
- Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы учреждений закрытого типа………7
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы…………………………………………………………………………….7
1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………………………..13
ГЛАВА II. Практические аспекты социальной работы с детьми в закрытых учреждениях……………………………………………………………………35
2.1 Методика реабилитации детей в школе-интернат г. Хасавюрт………..35
2.2 Методика социально- педагогической реабилитации детей сирот с использованием средств физической культуры………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

3. Социологический опрос

Уровень развития учебно-познавательной сферы личности

1. Статистический анализ  текущей и итоговой успеваемости

2. Методики изучения  развития познавательных процессов  личности ребенка

3. ШТУР (школьный тест  умственного развития)

4. Методы экспертной  оценки и самооценки

Уровень эмоционального развития обучающихся 1. Методы экспертной оценки и самооценки.

2. Педагогическое наблюдение

Уровень физического  развития обучающихся 1. Выполнение контрольных  нормативов по физической подготовке

2. Анализ спортивных  достижений обучающихся

Уровень правовой культуры обучающихся 1. Экспериментальный пакет  методик исследования правовой культуры обучающихся

 

Уровень художественной культуры обучающихся 1. Анализ результатов  участия школьников в художественно-эстетических конкурсах

2. Методы экспертной  оценки

Уровень экологической  культуры и культуры здорового образа жизни 1. Анализ данных мониторинга  здоровья школьников

2. Методы экспертной  оценки и самооценки

3. Педагогическое наблюдение

Уровень развития коммуникативных  навыков 1. Методика выявления коммуникативных склонностей (Р.В.Овчаровой)

2. Вопросник КОС (коммуникативная  осведомленность личности)

3. Методика «Хороший  слушатель»

4. Педагогическое наблюдение

Уровень общественной активности 1. Методика определения общественной активности обучающихся (Е.Н.Степанова)

2. Методика «Акт добровольцев»  (Л.В.Байбородовой)

3. Анализ социальных  инициатив обучающихся

4. Анализ участия школьников  в организации коллективной творческой  деятельности

5. Педагогическое наблюдение

6. Социометрия

Уровень творческой активности 1. Методика диагностики уровня творческой активности обучающихся (М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Волович)

2. Анализ личностных  достижений обучающихся

3. Анализ деятельности  творческих объединений

4. Методика эмоционально – символических аналогий (А.Н.Лутошкина)

Социально-педагогическая ситуация в классах 1. Социальные паспорта классов.

2. Методы экспертной  оценки.

3. Социометрия.

Уровень коллективного  развития разновозрастных групп 1. Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (методика Р.С.Немова и А.Г.Кирпичника адаптирована Е.Н.Степановым)

2. Методика исследования  уровня развития ученического  самоуправления (М.И.Рожкова)

Психологический микроклимат  в разновозрастных группах и  в учебных классах 1. Методика цветоматриц А.Н.Лутошкина

2. Методика карт-схем  психологического климата коллектива ( А.Н.Лутошкина)

 

Уровень тревожности  воспитанников Методика «Шкала тревожности  подростков» (по Е.И.Рогову)

Удовлетворенность воспитанников  жизнедеятельностью школы-интерната, группы, класса и своим положением в коллективе 1. Анкетирование по итогам учебного года.

2. Сочинения-размышления  «Я и мой класс»

3. Социологический опрос

4. Адаптированные опросники,  в основе которых лежат методики, предложенные А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым и др. исследователями

Удовлетворенность работников школы-интерната психологическим  микроклиматом и жизнедеятельностью школы-интерната 1. Адаптированный опросник удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью школы

2. Методика полярных профилей для исследования социально-психологического климата в школе

Имидж школы-интерната 1. Социологические опросы

2. Анализ проявлений  общественного мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Мы предположили, что  эффективность социально-педагогической реабилитации детей-сирот может  быть существенно повышена при условии, если:

 

- система физического  воспитания в детском доме  будет организована и воплощена  через педагогическую технологию для достижения определенных государственным образовательным стандартом диагностируемых результатов здоровья и физической подготовленности;

 

- процесс реабилитации  будет существляться с использованием  индивидуально-дифференцированного  подхода к отбору и освоению средств физической культуры и обеспечивать интеграцию ребенка в мотивационно-ценностные ориентации, различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и физическое самосовершенствование.

 

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили:

 

- педагогические теории  технологии обучения и воспитания  человека (Ю.К. Бабанский, 1980; В.П.  Беспалько, 1989; В.Д. Шадри-ков, 2003);

 

— современные концепции  физкультурно-оздоровительной и  реабилитационной работы с учащейся молодежью (Н.М. Амосов, 2002; В.И. Белов, 1997; Э.Г. Булич, 1986);

 

-концепция формирования  физической культуры личности (В.К.  Бальсевич, 1989; М.Я. Виленский, 1993; Л.И.  Лубышева, 1996);

 

-современные теории  и технологии индивидуально-дифференцированного физического воспитания учащейся молодежи (Б.А. Ашмарин, 1990; В.А.Ермаков, 1996; Л.П.Матвеев, 1991; В.А. Сальников, 1989).

 

Методы исследования: теоретические - анализ философской  и психолого-педагогической литературы; моделирование; эмпирические — анкетирование, опрос, беседа с детьми-сиротами и воспитателями; изучение учебно-методической документации; экспериментальные - констатирующий, формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ результатов исследования.

 

Исследование проводилось  в три этапа, с 1999 по 2004 гг.

 

Первый этап (1999-2001 гг.) - теоретический, характеризовался выявлением проблемной ситуации на основании анализа результатов медицинского и психологического обследования детей-сирот, опросом работников детских домов и школ-интернатов, изучением специальной литературы. Проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить относительно низкий уровень физического развития, двигательной и физической подготовленности детей-сирот при высоком уровне у них тревожности и дискомфорта; сформулировать научную задачу, объект, предмет и гипотезу исследования.

 

Второй этап экспериментальной  работы (2001-2003 гг.) был посвящен разработке содержания рабочих учебных программ для реализации в условиях детского дома во время учебно-тренировочных занятий по физкультурно-спортивным видам, проведению формирующего эксперимента, в котором проверялась рабочая гипотеза, конкретизировались условия и методы организации тренировочного процесса, нормы физической нагрузки.

 

На третьем, обобщающем этапе (2003-2004 гг.) проводились анализ и интерпретация полученных материалов, обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации.

 

Научная новизна исследования заключается:

 

— в экспериментальном  изучении содержания социально-педагогической реабилитации с использованием средств и методов физической культуры;

 

-в определении основных  стратегий реабилитационного процесса  на основе педагогической технологии  в условиях детского дома: полная  схема (с использованием всех  этапов адаптации) и свернутая схема (задействовано не более двух этапов адаптации);

 

- в установлении особенностей  реабилитационного процесса для  разновозрастных групп детей-сирот.

Практическая значимость исследования. Разработаны и внедрены в режим дня детского дома рабочие  учебные программы и педагогические технологии их реализации для целостного процесса социально-педагогической реабилитации детей-сирот, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях открытого типа для совершенствования физкультурно-оздоровительной и кор-рекционной работы.

 

Достоверность и обоснованность научных результатов, положений  и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечена методологической обоснованностью  исходных позиций о важной роли физической культуры в целостном процессе развития человека, совокупностью методов, адекватных цели и задачам исследования, сочетанием теоретического анализа с педагогическим экспериментом, репрезентативной выборкой испытуемых и статистической значимостью экспериментальных материалов.

1. Представленную в работе совокупность материалов о состоянии здоровья, индивидуальных особенностях психоэмоциональной и двигательной сферы детей-сирот необходимо использовать для реализации программ их социально-педагогической реабилитации с использованием средств физической культуры.

 

2. Апробированная в  педагогическом эксперименте методика  физической тренировки с использованием  дифференцированного подхода к  отбору и освоению средств  физической культуры является  основой педагогической технологии  социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях детского дома.

Состояние здоровья, двигательной и физической подготовленности детей-сирот  как предпосылка реабилитационного  процесса с использованием средств  физической культуры

 

При изучении организации  содержания и условий социально-педагогической реабилитации детей-сирот в качестве одного из критериев эффективности функционирования этого процесса в детских домах и школах-интернатах мы использовали материалы о состоянии здоровья, двигательной и физической подготовленности их воспитанников. Наши исследования показали, что в указанных учреждениях обучаются, воспитываются и развиваются дети 1-й, 2-й и 3-й групп здоровья, а их распределения по этим группам составляют, соответственно, 24-26, 70-73 %%. Характерные заболевания воспитанников Алексинского детского дома представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Карта заболеваемости воспитанников детского дом

№п/п Заболевания Кол-во

 

1 Органов дыхания 102

 

2 Желудочно-кишечного  тракта 34

 

3 Инфекционные 5

 

4 Опорно-двигательного  аппарата 12

 

5 Психоневрологические 24

 

Особое внимание мы обращали на состояние психоэмоциональной сферы  испытуемых, помня о том, что овладение  различными формами общественно-полезной деятельности, становление и развитие многих личностных качеств прямо  зависит от адекватного мироощущения ребенка, его взаимодействия с окружающими. Анализ результатов (табл. 2) позволил установить, во-первых, относительно небольшое количество детей с адекватным мироощущением (в диапазоне 8,7-9,6 %) и находящихся в состоянии психической дезадаптации (в диапазоне 12,9-13,8 %), а также большую группу детей-сирот, находящихся в диапазоне от дискомфорта психоэмоционального состояния до психического напряжения.

 

При изучении и оценке физического развития мы использовали нормативно-методическую концепцию Э.Г. Мартиросова. На основании анализа рекомендованных им относительных показателей и критериев большинство воспитанников детского дома были отнесены к категории «физически слабые дети».

 

Таблица 2

 

Состояние психоэмоциональной сферы детей-сирот

 

№ Психоэмоциональное Возраст, лет

 

п/п состояние 6-7 8-9 10-11 12-13

 

1 Адекватное мироощущение 8,7% 9,1% 9,6% 9,4%

 

2 Дискомфорт 37,1% 40,9% 40,1% 39,4%

 

3 Психическое напряжение 41,3% 36,4% 37,2% 37,4%

 

4 Дезадаптация 12,9% 13,6% 13,1% 13,8%

 

Эта оценка нашла свое подтверждение при анализе результатов физической подготовленности детей-сирот. Во-первых, было выявлено, что результаты испытуемых при переходе из класса в класс, то есть, по мере взросления и накопления двигательного опыта, изменяются незначительно, а наблюдаемые относительно высокие темпы прироста результатов в отдельных показателях в каждой возрастно-половой выборке прямо зависят от ситуации биологического развития организма детей. Так, у девочек наибольшее количество достоверного (Р<0,05-0,01) улучшения результатов наблюдалось в период полового созревания, когда интенсивно повышались показатели физического развития. У мальчиков аналогичная тенденция улучшения физической подготовленности зафиксирована в возрасте 8-9 лет, т. е. в предпубертатный период, где у них отмечен достоверный прирост результатов в показателях физического развития (Р<0,05).

 

Во-вторых, относительно низкий уровень физической подготовленности детей-сирот не корректировался  за счет организации учебно-тренировочных  занятий в условиях детского дома, где до настоящего времени занятия физическими упражнениями не рассматриваются как условие и средство реабилитации. По нормам режима дня в детских домах и школах-интернатах предусмотрены только утренняя физическая зарядка, занятия в кружке по физической культуре и одноразовое занятие в неделю, а общая продолжительность таких занятий вместе с уроками физической культуры в школе не превышает 4-5 часов в неделю.

Информация о работе Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа