Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе I

Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры

2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность понятия вежливости дипломная работа..docx

— 161.46 Кб (Скачать файл)

 

Необходимо учитывать  способность детей дошкольного  возраста к подражанию, и именно на основе подражания закладываются  навыки культурного поведения. Пример родителей продолжает оставаться одной  из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он выступает в своеобразной роли критика или судья. В жизни  детей старшего дошкольного возраста наступил очень важный этап: они  учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими  этических норм. Если ранее вежливость была копированием стиля общения  взрослых, то теперь в старшем дошкольном возрасте нужно пропустить эти нормы  «через себя», через свое сознание. Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно  ли он усвоил ту или иную норму. Подходя  к воспитателю или родителям  с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его  правоту, то следование этой норме будет  закрепляться в поведении самого ребенка.

 

Разрыв между знанием  правил вежливости и поведением по правилам - является следствием нарушения  при воспитании вежливости принципа единства моральных знании, поведения, чувств, злоупотребление словесными методами воспитания без достаточного воздействия на чувства детей  с целью развития доброжелательности во взаимоотношениях детей между  собой и с окружающими взрослыми  людьми;

 

Своеобразие вежливого поведения  заключается в его связи с  доброжелательным отношением, поэтому  важно развивать чувство уважения чувство собственного достоинства  у детей старшего дошкольного  возраста;

 

Овладение опытом вежливого  поведения определяется спецификой самих проявлений в условиях детского сада. Поэтому не всеми проявлениями вежливости дети дошкольного возраста овладевают одинаково легко и  быстро. Быстрее и легче дети овладевают проявлениями прощания, чем приветствия, вежливого обращения с просьбой, чем благодарностью за услугу. Легко  и быстро дети усваивают привычку вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, труднее - проявлением извинения  за свою неловкость. Однако, исходя из парности в проявлении вежливости, их взаимосвязь способствует лучшему  обогащению опыта детского поведения  по всем проявлениям вежливости.

 

Вежливость формируется  и проявляется в процессе общения  в различных видах деятельности. Все виды деятельности имеют свои возможности и особенности для  обогащения опыта вежливого поведения. Большие возможности для упражнения детей в вежливом отношении к  взрослым и своим товарищам имеет  бытовая деятельность. В процессе учебной деятельности уточняются и  закрепляются представления о правилах вежливости, осознаются мотивы вежливых проявлений.

 

Воспитание вежливости представляет собой сложный, многоэтапный и многогранный процесс. В связи с расширением  круга общения в детском коллективе и с коллективом взрослых необходимо и возможно в старшем дошкольном возрасте формирование привычки быть вежливым по всем ее проявлениям, применительно ко всем окружающим людям. Исследования З.М. Богуславской, О. Клименковой, И.Н. Курочкиной показывают, что в результате систематической работы по организации опыта вежливого поведения, оно становится устойчивым и осознанным. [5, с.9; 12, с.4-6; 15, с.11-15]

 

Если рассмотреть методику воспитания вежливого ребенка, то получится  следующее: личный пример + подсказка  правильного поведения + акцент на положительном + упражнения + единство подходов.

 

Личный пример заключается  в следующем: родители, воспитатели  и близкий круг людей, а в принципе всё окружение ребенка в той  или иной степени должны становиться  вежливыми и обходительными в  любой ситуации. Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так  и форме соотнесения себя с  этическими эталонами. С.Г.Якобсон в  своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. «Источником  становления нравственной регуляции  являются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном» [24, с. 41-42].

 

Подсказка правильного поведения: заключается в подсказке ребенку, как себя вести и почему;

 

Акцент на положительном  заключается в следующем: нужно  хвалить ребенка, если он благодарит за обед, здоровается и пр. В то же время, необходимо отметить, что в случае если же ребенок забывает иногда о правилах хорошего тона, то не стоит его за это ругать (получится акцент на отрицательным);

 

Упражнения, то есть здесь  имеются в виду повторения того или  иного действия. (хвалить за что-то и т.п.)

 

Единство подходов представляет собой единство действий дошкольных учреждений и семьи. Именно работа дошкольных учреждений по нравственно воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательно-образовательной  работы с детьми; во-вторых, на поддержание  постоянной связи с родителями в  целях установления единства воздействия  на ребенка. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и  представлений ребенка, прочных  навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с  меньшими трудностями и ребенку  легче овладеть установленными нормами  поведения.

 

Знание данных механизмов позволит с большей эффективностью проводить работу по воспитанию вежливости с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Содержание педагогического  процесса на рассматриваемом нами возрастном этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности  уважения к воспитателям, осознанного  стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно  формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в  своих поступках следовать примеру  хороших людей, положительным, героическим  персонажем известных художественных произведений.

 

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. По мнению, С.В. Петериной и И.А. Петровой, именно коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. [20, с.23; 21, с.11]

 

Л. Дубина отмечает, что в  поведении старшего дошкольника  ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с  интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к  деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения  уже может быть сдержанным, умеет  действовать в интересах партнера или группы сверстников. Однако, необходимо отметить, что это только начало умения, которое надо развивать и закреплять. [9, с.26-36; 10, с.3-10]

 

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного  возраста, продолжает оставаться организация  жизни и деятельности ребенка, соответствующая  опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения  к сверстникам и окружающим.

 

Отметим основные психологические  новообразования, на которые необходимо опираться при воспитании вежливости ребенка старшего дошкольного возраста:

 

Формируется схематичное  цельное детское мировоззрение;

 

Возникают первые этические  нормы: «Что есть добро и что есть зло?»;

 

Ребенок способен управлять  своими эмоциями, ставит перед собой  цели;

 

Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой  формирования самосознания;

 

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и  чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.

 

Несоответствие между  усвоением нравственной нормы и  реальным поведением предопределяет изменение  стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия, по мнению Д.А. Виноградовой, должна быть направлена не только на осознание  своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в  целом на формирование доброжелательного  отношения к людям. [8, с.97]

 

Воспитание вежливости предусматривает  выполнение ребенком норм при общении  с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в  общественных местах, быту.

 

Вежливость предполагает не только делать что-либо нужным образом, но самое главное, воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Е. Смирнова и В. Холмогорова, справедливо  отмечают, что воспитание вежливости обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также  предполагает наличие у детей  старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Например, овладение  культурой речи способствует активному  общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает  между ними конфликты, происходит знакомство с основными правилами вежливого  общения в реальных жизненных  ситуациях: например, приветствие - в  телефонном разговоре, процедуру прощания, поздравление на дне рождения и т. п. [23, с.73-77; 24, с.69]

 

Воспитание вежливого  отношения к людям осуществляется различными путями по трем этапам:

 

Первоначальный этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием  отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи  с детьми, формирование поведения  по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное.

 

На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается  в отдельных случаях, осознается.

 

На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая  проявляется в поведении и  суждениях.

 

На всех этапах работы по воспитанию вежливости огромную роль, по мнению Г. Степановой, играет оценка, которая развивает у детей  чувство симпатии к людям и  является связующим звеном между  знаниями и поведением. Например, на первом этапе формирования привычки оценка помогает детям усвоить правила  вежливости, стимулирует их выполнение. В процессе формирования привычки оценка поддерживает детей стремление быть вежливым. При закреплении привычки быть вежливым, у детей развивается способность к оценке поведения литературного героя, своих товарищей и своею собственного поведения. [26, с.30]

 

Таким образом, необходимо отметить, что старший дошкольный возраст  является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения  и деятельности, в становлении  личности дошкольника в целом.

 

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств  личности и привычек культурного  поведения активно продолжается, расширяются возможности нравственного  воспитания. Это во многом обусловлено  как большими изменениями, которые  происходят в умственном и эмоционально-волевом  развитии дошкольников, в мотивационной  сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.

 

Среди основных особенностей формирования вежливости у детей  старшего дошкольного возраста можно  выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения.

 

Воспитание у детей  вежливого отношения к людям  проходит по трем этапам формирования нравственной привычки. Наличие этапов внутри путей определяется уровнем  вежливого поведения.

 

1.2 Возможности сюжетно-ролевой  игры в формировании вежливости  в старшем дошкольном возрасте

 

В данном параграфе будут  рассмотрены вопросы возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у дошкольников. Для этого  нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об сюжетно-ролевой игре как наиболее оптимальном средстве воспитания вежливости.

 

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь  в обществе сверстников, поэтому  столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования  игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. [5, с. 12-13]

 

В основе понимания игры как формы организации жизни  и деятельности детей лежат следующие  положения [12, с.7-14; 14;17]:

 

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств  ребенка являются первоочередными;

 

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться  в этом направлении при условии  правильного педагогического руководства;

 

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные  виды деятельности: труд и игра, учебная  деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте