Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Дислексия реферат.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Летела мимо птичка-синичка.            хХх   Хх   Хх      хХх

Задела сети паучка.                     хХх    Хх     ххХ

Паучок думает:                          ххХ   Ххх

«Большая муха попалась».           хХх   Хх   хХх

Письменные упражнения в правописании безударных гласных

Прочитать текст упражнения. Выписать парами однокоренные слова, отметив ударную гласную в корне значком «ударение» над буквой, а безударную гласную — точкой снизу. Объяснить, почему одно слово является проверочным для второго. Списать после такого анализа слов текст полностью, вставляя пропущенные безударные гласные.

Образец: час — часы.

Целый час я решал задачу. Наши ч-сы идут верно. Ветер надул парус. Корабль подн-л п-руса. У б-льной поднялся жар. Дедушка сегодня болен. С-довник осмотрел посадки. В-ренье варят в т-зах. Налей воды в таз.

В поле мы видели норы сусликов. Н-ра лисы больше. Слон очень силён. Сл-ны живут ст-дами. Пастух гонит стадо в с-ло. Сельские жители вст-ют рано. Встану я на заре. Сова —н-чная птица. Всю ночь шумел ливень. Дежурные пол-вают цветы.

Состав слова (морфологический анализ и синтез слов)

Корень слова.

Отметить слова, имеющие одинаковый корень.

Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня. (К- Паустовский.)

Сложные слова

Прочитать стихотворение и указать: а) родственные слова; б) сложное слово, составленное из двух корней:

Как растут слова?

Как-то много лет назад     стало много новых слов,

посадили странный сад.           Вот из сада вам рассада,

Не был сад фруктовым—         вот ещё посадки рядом,

был он только словом.             А вот садовод,

Это слово, слово-корень,           с ним садовник идёт,

разрастаться стало вскоре        Очень интересно

и плоды нам принесло—          гулять в саду словесном!

Выделить в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную е или о между корнями (кружком):

паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

Найти в тексте сложные слова, указать, из каких корней они образованы:

На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошёл пять километров. Мореплаватель открыл новый остров. Путешественники рассказали о дальних странах.

Близки ли по значению слова каждого ряда?

Являются ли они родственными, хотя имеют одинаковые по написанию и произношению корни-«близнецы»?

Выписать группы родственных слов:

а) подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, водовоз;

б), горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит.

Выписать те словосочетания, которые допустимы в речи:

маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходуном ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, косить косой.

Вставить пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов:

Скоро сказка ..., да не скоро дело ....

Хватит тебе, молодцу, горе ....

Не впервой волку зиму ....

Молодое растёт, а старое .... На ... и рак — рыба.

Всё живое хочет ….

Приставка

Назвать противоположные действия, используя пристав ки от-, вы-:

принести — вложить   
привязать — впустить  
привыкнуть — влезть  
пристегнуть — вкатить- 
привезти — влететь  
пригнуть — вползти

Составить с некоторыми из них словосочетания.

Сходны или различны по значению приставки в следующих словах:

придвинул — пододвинул, вымазал— измазал, выгладил — отгладил, искупал — выкупал, построил — выстроил, напугал — испугал?

Какими приставками можно выразить начало, а какими — конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за-, по-, от-, пере-, на-):

гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся, точил, стучал?

Выписать в два столбца слова с приставкой пере-: а) в значении повторное действия; б) в значении чрезмерного действия:

перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.

Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-,

с-);

-бежать в комнату, -ставить стул, -писать письмо, -брать грибов, -вязать  рану, -колоть орех, -бить гвоздь, -кутать куклу, -качаться на качелях, -путать буквы.

Записать, выбрав подходящее по смыслу слово:

Машина ... мимо дома. 

К нам в гости ... бабушка. (приехала, проехала)

Самолет сделал ....       ,   .

В Москве пассажиры сделают ...( посадку,пересадку)

С деревьев ... листья. 

Птицы ... на юг. (улетают, слетают)

Выписать в две колонки слова с приставками по- и под-:

подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник делил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, под,, ся, подавился, поддакивать, подавать.

Чем различаются слова:

оклик — отклик                 опечатки — отпечатки

поделка — подделка                   оговорка — отговорка

поставка — подставка                подсказка — присказка

Составить с ними словосочетания.

Выборочный  диктант   (записать глаголы,  имеющие  приставки) :

Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.

(По Г. Маркову.)

Суффикс

Прослушать отрывок:

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (Н. Сладкое.)

Как изменится текст, если из подчеркнутых слов убрать суффиксы?

Какое из слов является «лишним»?:

избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца

Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины:

лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост?

 Используя суффиксы, образовать  от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой.

Образец:  человек — человечек — человечище.

Кулак — ... — ..., нос —... — ..., голос —... — ,.., нога — ... — ..., рука — ... — .... сапог — ... — ..., глаза — ... — ..., волосы— ... — ..., плечи— ..., — ..., усы—-..., —

..., клюв — ...

Работа на синтаксическом уровне

Основные задачи работы

  1. Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
  2. Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

В этой работе важно «преимущественное или даже абсолютное внимание к форме. Так обстоит дело, например, при рассмотрении многих норм управления, которые не поддаются семантическому осмыслению и должны быть усвоены в словарном порядке (ср.: рад  чему?, но доволен  чем? Работать на заводе, но работать в совхозе и т. д.).

Очень важно привести детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому слову [26].

Рассмотрение падежей в ходе логопедических занятий не  преследует цели обучить детей правописанию окончаний склоняемых частей речи, а является одним из средств изживания  аграмматизма в речи учащихся (как экспрессивного, так и импрессивного). 

Последовательность расположения падежей соответствует той, какая отмечена А. Н. Гвоздевым в процессе становления устной речи ребенка в онтогенезе.

Словосочетание и предложение

Составление предложений по опорным картинкам.

Цель. Наглядно показать, что предложение составляется из слов. Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения, готовящей учащихся к раздельному написанию слов. Сопоставление слова и предложения как речевых единиц.

1) На доске закрепляются предметные  картинки и бумажная полоска

Логопед предлагает ученикам послушать стихотворение.

Дети должны составить устно предложение из трех слов. Например, Мальчик читал книгу или Мальчик купил книгу. Затем повторить предложение и обозначить его одной длинной полосой (логопед — на доске, ученики —в тетрадях).

Логопед выясняет у детей, сколько слов в предложении. Слова обозначаются в схеме короткими чертами. Дети по показу логопеда выборочно называют второе, третье, первое слово (можно обратиться к картинкам.)

Аналогично рассматриваются и другие картинки.

  1. Логопед демонстрирует сюжетные картинки: «Мальчик читает книгу», «Девочка гонит козу», «Кролик ест морковку». Дети называют предложения по этим нерасчлененным картинкам. Определяют количество и последовательность слов в каждом предложении, отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложение по схеме.
  2. Дети упражняются в составлении распространенных предложений по вопросам где? как? когда? (На сюжетных картинках.)

Предложение.

Цель. Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме.

На доске делается запись, логопед читает ее и поясняет.

Например: Гулять — отдельное слово не всегда передает мысль.

Гулять. Дети. Поле. (Ряд слов, не связанных между со-

бой нормами грамматики, не является предложением.)

Гуляли поле дети в. (Слова, записанные в беспорядке,

тоже не передают мысли.)

Дети гуляли в поле. (Это предложение. Оно образовано

из слов с учетом грамматических норм языка и выражает законченную мысль.)

Из ряда слов составить предложения:

дымок, идёт, труба, из;   орехи, в, белка, прячет, дупло.

Большая буква.

Буква обычная выросла вдруг,

выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги —

но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

Ставится в слово не зря и не просто

буква такого высокого роста!

Ставится буква у строчки в начале —

чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города!

Буква большая — совсем не пустяк:

              в букве большой — уважения знак!

(Е. Измайлов.)

Дети говорят о том, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Как по интонации (понижению голоса) угадать, закончилось ли предложение?

Игра. При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Хлопок будет обозначать  точку.

Бабушка вяжет, (хлопок)

Бабушка вяжет (...?) носки, (хлопок)

Бабушка вяжет носки (...?) внуку, (хлопок)

Бабушка вяжет носки внуку (...?) Максиму, (хлопок)

Пример урока:

Тема: Составление предложений по опорным картинкам.

Цель: Наглядно показать, что предложение составляется из слов. Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения, готовящей учащихся к раздельному написанию слов Сопоставление слова и предложения как речевых единиц.

1) На доске закрепляются предметные  картинки:

Дети должны составить устно предложение из трех слов: Мышка любит сыр, а затем повторить предложение и обозначить его одной длинной полосой (логопед — на доске, ученики — в тетрадях)

Логопед выясняет у детей, сколько слов в предложении. Слова обозначаются в схеме короткими чертами Дети по показу логопеда выборочно называют второе, третье, первое слово (можно обратиться к картинкам )

Аналогично рассматриваются и другие картинки

2) Логопед демонстрирует сюжетные картинки:

«Мальчик читает книгу», «Девочка гонит козу», «Кролик ест морковку»

Дети называют предложения по этим нерасчлененным картинкам. Определяют количество и последовательность слов в каждом предложении, отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложение по схеме

3)Дети  упражняются   в  составлении   распространенных предложений по воросам  где?  как?  когда? (на сюжетных картинках).

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией