Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа
Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36
Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные деньки.
4)Для закрепления навыка , детям предлагается самим подобрать сюжет, опорные слова . И по ним составить самостоятельно по 2-3 предложения.
Выводы:в данной главе определены сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с дисграфией, даны рекомендации и планирование занятий с детьми с дисграфией. Показаны направления,этапы и задачи работы.
Таким образом, содержание работы по дисграфии носит дифференцированный характер,учитывающий механизм нарушения,его симптоматику,структуру дефекта, психологические особенности ребенка.
Сущность работы по дисграфии заключается в профессиональных взаимоотношениях педагога и ребенка,педагога и семьи, профессиональной диагностики и коррекции речи ребенка с дисграфией
Заключение
Подводя итоги работы , необходимо заметить, что дисграфия , по мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения как педагогических методов, так и медицинских. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика формирования мыслительных операций у младших школьников с дисграфией в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует совершенствованию коррекционно-логопедического процесса, направленного на преодоление нарушений письма, на оптимизацию школьного обучения детей с дисграфией. Систематическая работа по формированию мыслительных операций, проводимая на логопедических занятиях, не только повышает эффективность процесса коррекции дисграфии, но и способствует полноценному развитию устной речи, формированию у школьников языковых обобщений, метаязыковых процессов по анализу языковых закономерностей, предупреждению дизорфографии, и в целом, способствует более успешной школьной адаптации учащихся с дисграфией.Специфика развития познавательной деятельности учащихся с дисграфией затрагивает структуру мыслительной деятельности в целом, что проявляется в слабости мотивации, трудности организации смысловых и языковых программ, ограниченном объеме обработки информации, нарушении динамики мыслительных процессов, слабости переключения от одного умственного действия к другому, в недостаточной целенаправленности деятельности, несформированности процесса интериоризации умственных действий.
В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме; охарактеризовали дисграфию и рассмотрели ее различные виды; изучили возможности коррекции дисграфии у детей; провели исследование и обосновали выбор методик; проанализировали результаты исследования и сделали выводы:
1 Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.
2 Младшие школьники с дисграфией по характеру нарушений письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу и делится на три подгруппы:
у первой подгруппы детей - специфические нарушения письма, особенности устной речи и других психических функций обусловлены трудностями программирования, регуляции и контроля деятельности;
у второй подгруппы - трудностями приема переработки и хранения информации по левополушарному типу;
у третьей подгруппы - трудностями приема переработки и хранения информации по правополушарному типу.
3 Комплексный (психолого-педагогический и нейропсихологический) подход к анализу дисграфии у детей позволяет обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.
4 Различия в патогенезе специфических нарушений письма и других ВПФ у младших школьников определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению у детей дисграфии, а также нарушений устной речи и других психических функций.
Практическая значимость исследования : разработанная методика формирования мыслительных операций у младших школьников с дисграфией в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует совершенствованию коррекционно-логопедического процесса, направленного на преодоление нарушений письма, на оптимизацию школьного обучения детей с дисграфией. Систематическая работа по формированию мыслительных операций, проводимая на логопедических занятиях, не только повышает эффективность процесса коррекции дисграфии, но и способствует полноценному развитию устной речи, формированию у школьников языковых обобщений, метаязыковых процессов по анализу языковых закономерностей, предупреждению дизорфографии, и в целом, способствует более успешной школьной адаптации учащихся с дисграфией.Специфика развития познавательной деятельности учащихся с дисграфией затрагивает структуру мыслительной деятельности в целом, что проявляется в слабости мотивации, трудности организации смысловых и языковых программ, ограниченном объеме обработки информации, нарушении динамики мыслительных процессов, слабости переключения от одного умственного действия к другому, в недостаточной целенаправленности деятельности, несформированности процесса интериоризации умственных действий.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дисграфии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности. При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с дисграфией значимым и продуктивным является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.
В заключении сделаны выводы о обобщения о процессе коррекционно-логопедической работы у детей с дисграфией.
Список использованной литературы
1 Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан/ http://www.bilimal.kz/
2 Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения / Л.С. Цветкова. – М.-Воронеж, 2000. - …с.
3 Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1969,с.64
4 Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. - М, 1969,вып 1
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., Наука, 1982
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340 с.
5 Кривошей Е. В.,Кузнецова Н. М. Развитие пространственных представлений младших школьников/
http://festival.1september.ru/
Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различия в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1986
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1974
Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л., 1955; Тих Н.А. К вопросу о генезисе восприятия пространства // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 86
6 Макарова Е.Н. Кузина М.Е. Влияние
развития межполушарного взаимодействия
на устранение дислексии и дисграфии/
Тольятти, ГОУ ЦПМСС- Личность/http://wap.dr2009.
7 Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989 , 227 с.
8 Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР.М.,1950 ,вып.70
Журнал психолога. anyPSY.ru - Вся психология/ http://www.anypsy.ru/
9 Л. Волкова: Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений/М.-Владос, 2004 , 704 с.
10 Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников./ М.: Владос, 1997 , 184 с.
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М., 2005 , 256 с.
11 Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. - М., 1996
Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - с. 193-199
12 Корнев А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи /Санкт-Петербург 2006
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003 ,330 с.
13 III Международный Конгресс –Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья.Казань,23-26 мая 2006 года/Глобус-М.2006
14 Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000
Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб., 2000
15 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2002 ,1008 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. 1997. – 224 с
16 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СПб. Питер М.: 2001
17 Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. – Л.: ЛГПИ, 1978
18 Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. – М.: Просвещение, 2003 , 96 с.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: «Академия», 2000. , 248 с.
19 Анохин П.К. Системные
механизмы высшей нервной
20 Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Классика-стиль, 2003 , 160 с.
Соботович Е.Ф.,Голиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых детей и школьников младших классов//Нарушения речи и голоса у детей и взрослых.-М.-1979
21 Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1966
Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004 , 238 с.
22 Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся. – М.: Гном-Пресс, 1999 , 324 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М., 1996
23 Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980
24 Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999
25 Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959 , c .382-420
26 Купалова А.Ю. Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи.-В сб.: Методика развития речи на уроках русского языка.М.,1980
Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией