Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

      Такой принцип высчитывания периода  безошибочного чтения позволяет  учащимся, которые делают меньше  трёх ошибок, иметь некоторый  бонус.

     Критерий Способ чтения оценивался  следующим способом:

-  слог -  10 баллов;

- слог + слово – 35 баллов;

- слово  – 45 баллов;

- слово  + словосочетание – 50 баллов.

Так же высчитывался средний балл. Максимальный балл равен 50.

       Критерий Понимание (работа по  тесту) оценивается из максимального  числа баллов (например, критерий  Понимание оценивается в 50 баллов, а  в тесте 5 вопросов –  значит, максимальный бал за каждый  вопрос будет равен 10 баллам). Но здесь еще не менее важным  является и сложность вопроса. 

Исходя  из данных утверждений, критерий Понимание  мы оценили следующим образом:

- название  – 10 баллов;

- план  – 20 баллов;

- вопрос  - 20 баллов.

      Далее всё просчитывается предельно  просто: период безошибочного чтения  суммируется с количеством баллов, полученных за способ чтения  и за выполнения задания. В  зависимости от набранного количества  баллов просчитывается процент  выполнения работы.

     Для итогового контроля детям  была предложена миниатюра Ю.Коваля  «Фарфоровый колокольчик».

       Ученики по одному заходили  в кабинет для чтения и выполнения  задания.  Вначале ученик читал  текст (не на время, а на  правильность), далее выполнял тестовую  работу. Пример первого варианта  нами приведён (Приложение 9).

 

Для фиксирования результатов применялась  таблица-протокол (таблица 10а, таблица 10 б).

 

Таблица 10 а.

Итоговая проверочная работа №5

2 класс «Б»

Ф.И. ученика

Ю. Коваль «Фарфоровый колокольчик»

1. Период безошибочного чтения (норма 50)

37

  1. Способ чтения

Слог – 10

Слог+ слово – 35

Слово – 45

Словосочетание – 50 (норма)

 

 

 

 

50

  1. Понимание:
 

Название – 10

10

План – 20

10

Вопрос - 20

20

ИТОГО (150)

127

Оценка

77 %


 

Таблица 10 б.

Ф.И.

присутсивие

правильность

Способ

Понимание

 

1

2

3

ошибок

сред.балл  (50)

слог (10)

слог +слово (35)

слово (45)

слово+

словосоч. (50)

балл  общий

заглавие (10)

план (20)

вопрос (20)

балл (50)

Итог (150)

Оценка (%)

1

Таня К.

+

7

46

 

2

36

     

50

 

10

20

20

50

142

77

                                     

        В разделе  Правильность указывался  порядковый номер слова, на  котором делал ребёнок ошибку. Если ребёнок делал 3 ошибки, то  он не мог весь текст читать  до конца. В разделе Способ  чтения заложены все способы,  которыми могут читать дети  в данном возрасте. В таблицу  заносился тот способ, которым  ребёнок читает. В раздел Понимание  вносились задания, которые выполнил  ребёнок. 

       Такой способ фиксирования результатов  – в подробной, детальной таблице   по каждому ребёнку  - давал  нам возможность иметь представление  о состоянии каждого параметра (критерия) в целом по классу и у каждого ученика. Позволяет видеть, как ученик продвигается в учебных достижениях  в целом  и по отдельным составляющим.  И на основании полученных результатов мы имеем возможность  эффективно строить индивидуальную работу с каждым учеником, оказывать ему своевременную, а главное, адресную помощь, сделав процесс обучения посильным и интересным. И сам ученик будет видеть, где и что ему необходимо сделать для достижения наивысшего результата.

        Контрольный эксперимент

        В результате итоговой проверочной  работы мы получили данные, которые  представлены в таблице 11.

       Таблица 11.

№ п/п

Ф.И. ученика

Период безошибочного чтения слов

Способ чтения

Понимание

Оценка

                                             2 «Б» класс

   

1

Юля А.

49

50

45

84%

2

Таня Б.

56

50

45

87%

3

Настя Е.

46

45

35

69%

4

Таня З.

48

50

45

85%

5

Максим  И.

42

35

35

75%

6

Саша К.

48

35

25

48%

7

Рома К.

46

50

35

72%

8

Таня М.

57

45

40

64%

9

Дима П.

52

50

35

85%

10

Таня Р.

54

50

45

89%

15

Максим А.

38

35

50

82%

16

Юля Б.

60

50

40

84%

17

Катя Е.

56

50

50

100%

18

Аня К.

58

50

45

75%

19

Кирилл К.

40

45

40

65%

Средний уровень по классу

52

50

40

84%


       Благодаря применению современной технологии оценивания уровень читательских умений в экспериментальном классе -  возрос. Безошибочность чтения слов в экспериментальном классе, по сравнению с констатирующем экспериментом, увеличилась на  8 баллов, понимание – на 10 баллов, общая оценка увеличилась на 20 %.

      Процент выполнения задания несложно  перевести в словесное оценивание:

- 95% и выше – очень высокий уровень;

- 75-94% - высокий уровень;

- 50-74 % -средний уровень;

- менее  50% - низкий уровень.

       Можно просмотреть динамику роста  (спада) по отдельным учащимся.  И принять соответствующие меры, направленные  на формирование  читательских возможностей.

    Итоги контрольного эксперимента  наглядно представлены на рисунке  2.

Рисунок2.

               На контрольном этапе эксперимента, мы наблюдали, что при оценивании своих образовательных достижений у учащихся экспериментального класса меньше возникало трудностей в объективном оценивании своих достижений; трудностей  в объективном оценивании своих товарищей. Дети могли наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу. У ребят повысился  уровень познавательной активности. Учащиеся экспериментального класса не боялись  высказать своё мнение. Что нельзя было сказать во время проведения констатирующего эксперимента.

     На контрольном этапе мы определили уровень самооценки младших школьников при помощи методики «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой).

            Результаты этой работы обобщены  в таблице 9.

Таблица 9

Уровень самооценки по методике «Тестирования» Г.Н. Казанцевой

Самооценка

Низкий

уровень

Средний уровень

Высокий

уровень

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Экспериментальный класс

0

0

13

87

2

13


       Рефлексивные способности детей по данной методике  возросли.  В экспериментальном классе детей с высоким уровнем самооценки стало на одного  человек больше (20%), с низким уровнем самооценки нет ни одного ребёнка, средний уровень самооценки имеют 13 человек (87 %).   У детей в экспериментальном классе представления о себе стали содержательными, самооценка – адекватной. Это мы смогли определить при помощи методики «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой). Более наглядно мы это можем увидеть на рисунке 3.

Рисунок 3.

         Итак, данные методики «Тестирование» Н.Г. Казанцевой подтверждают, что младшие школьники имеют более высокую самооценку – у двух детей самооценка высокая, у остальной части – средняя, отклонения в сторону занижения не зафиксированы. При этом для младших школьников высокая самооценка является скорее нормой, чем отклонением в связи со спецификой возраста и особенностями становления Я-концепции детей этой возрастной категории.

        Кроме этого, по итогам наблюдения, в «Оценочном листе» каждого ученика, практически всегда, совпадают оценка ученика, товарища и учителя!  Что говорит  об адекватной самооценке учащихся экспериментального класса.

       Таким образом,  младшие школьники на этапе  контрольного эксперимента показали  среднюю или высокую самооценку, что, безусловно, будет сказываться  на их уровне учебных достижений  в положительную сторону.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

При использовании  современных технологий оценивания на уроках  в начальной школе, можно сделать вывод: дети научились не только видеть и формулировать умения, но и с большим интересом оценивать свою деятельность, как исполнительскую, так и творческую. Их оценки становятся более адекватными, с каждым годом обучения.  Учащиеся более грамотно формулируют задачи для самостоятельной работы и на будущее. Дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно и оценивать.

        Применение данной технологии  обеспечивает вовлечённость в  оценочную деятельность не только  педагогов, но и самих учащихся. При этом оценивание образовательных  достижений учащихся происходит  на единой критериальной основе, что способствует формированию  у обучающихся навыков рефлексии,  самоонализа, самоконтроля, само- и  взаимооценки, даёт возможность  учащимся освоить  эффективные  средства управления своей учебной  деятельностью и способствует  развитию самосознания, готовности  открыто выражать и отстаивать  свою позицию, нести ответственность  за результаты своих поступков. 

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов