Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:05, дипломная работа
Цель: Выявление влияния, театрализованной игры на формирование взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом работы являются взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предметом работы является театрализованная игра как средство формирования взаимоотношений детей.
Введение…………………………………………………………………….………. 3
1. Теоретические основы формирования
взаимоотношений детей дошкольного возраста…………………….………... 7
1.1 Современные подходы к проблеме
формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста……….……7
1.2 Этапы и особенности развития взаимоотношений
детей дошкольного возраста……………………………………………..………12
1.3. Формирование взаимоотношений детей
как задача театральной деятельности………………………….…...24
2. Экспериментальное исследование формирования
взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста в театральной деятельности …………………..……..38
2.1. Констатирующий эксперимент.
Выявление взаимоотношений
детей в группе……………………………………………………………..………..38
2.2. Формирующий эксперимент………………………………………..……….50
2.3. Обсуждение результатов исследования……………………………..……..54
Заключение ………………………………………………………………………...60
Приложение ………………………………………………………………………..63
Список литературы…………………………………………………………….....88
Федеральное агентство по образованию
Департамент образования и науки
Кемеровской области
ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»
Формирование взаимоотношений детей
в театрализованной игре
выпускная квалификационная работа
Работа допущена к защите
«_____» __________ 2009г
Заместитель директора
По научно-методической
работе
_______________
Работа защищена в ГАК
«___» ____________ 2009 г Научный руководитель
с оценкой «_____________» _________________
Председатель ГАК _______
Члены ГАК ____________
____________
2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
взаимоотношений детей
1.1 Современные подходы к проблеме
формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста……….……7
1.2 Этапы и особенности развития взаимоотношений
детей дошкольного возраста………
1.3. Формирование взаимоотношений детей
как задача театральной деятельности………………………….…...24
2. Экспериментальное исследование формирования
взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста в театральной деятельности …………………..……..38
2.1. Констатирующий эксперимент.
Выявление взаимоотношений
детей в группе…………………………………………………………
2.2. Формирующий эксперимент…………………
2.3. Обсуждение результатов
Заключение ………………………………………………………………………...
Приложение ………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сложность перемен происходящих в нашем государстве, ставит перед необходимостью поиска благоприятных условий и средств, способствующих формированию подлинно человеческих взаимоотношений.
Характер отношений человека к другим людям, является истоком развития личности, тем внутренним ядром, которое опосредует взаимоотношения ко всем другим сферам действительности.
Поэтому проблема формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте является одной из важнейших.
Развиваясь, ребенок осваивает новые психические черты и формы поведения, благодаря которым становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих взаимоотношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные взаимоотношения со сверстниками, что играет важную роль в развитии личности ребенка. Ребенок постепенно включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считается с интересами и мнениями товарищей. В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где он приобретает первые навыки поведения в коллективе, устанавливает взаимоотношения с окружающими, которые являются не наставниками, а равными участниками совместной жизни и деятельности
В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Проблема изучения взаимоотношений детей дошкольного возраста находит свое отражение, в трудах известных педагогов и психологов.
Группа ученых во главе с Т.А. Репиной исследовали сущность взаимоотношений дошкольников, Р.С.Буре Л.В.Артемова, Р.А.Иванкова, В.Ф.Кушина и др. изучали роль игровой и продуктивной деятельности в формировании взаимоотношений у детей.
В ряде
педагогических исследований отмечается
проявление у детей сложности
к общению как условие
С.Л.Рубенштейн писал: «Отношения к другому человеку, к людям составляют основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям».
Взаимоотношения – это сложный процесс становления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий обмен информацией. Но следует так же отметить, взаимоотношения у детей ярко проявляются в игре, в которой дети вступают во взаимоотношения со сверстниками.
В практической деятельности формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста осуществляется во многом стихийно и механизм формирования взаимоотношений старших дошкольников остается во многом скрытом.
Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования взаимоотношений и отсутствием эффективных средств и методов организации данного процесса. В связи с этим особую роль мы отводим театрализованной деятельности. Это составляет сущность проблемы нашего исследования, обозначенная нами как проблема использование театрализованной игры в формировании взаимоотношении детей старшего дошкольного возраста.
Рядом исследователей (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Артемова) доказано, что важным средством воспитания необходимых качеств личности является творческая игра, обладающая огромным эмоциональным воздействием на ребенка, представляющая важнейший источник формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.
Театрализованная игровая деятельность является эффективным средством социализации дошкольника, в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в игре, которое имеет коллективный характер, создает благоприятные условия для развития чувство партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В практике
дошкольного образования
Проблема использования театрализованной игры в формировании взаимоотношений дошкольников не подвергалась широкому научному исследованию, что и определило тему нашего исследования.
Цель: Выявление влияния, театрализованной игры на формирование взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом работы являются взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предметом работы является театрализованная игра как средство формирования взаимоотношений детей.
В основу исследования была положена гипотеза:
если в процессе театрализованн
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Изучить
и проанализировать психолого-
2.
Определить особенности
3. Экспериментально подтвердить влияние театрализованной игры на формирование взаимоотношений детей старшего возраста.
1. Теоретические основы формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
1.1. Современные подходы к
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.
Прекращение связи может происходить при изменении или при утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен других человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.
По мнению А.С.
Беянкина отношения личности
отличаются многообразием,
а) отношение человека к духовным и материальным ценностям;
б) отношение к своему делу;
в) отношение к другим людям;
г) отношение к самому себе.
Проблема взаимоотношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей в России и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей – так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.
Отношение личности к людям, по мнению С.А. Козловой характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам. Происходит как бы проверка ценностей общества в конкретных взаимоотношениях людей. Формируя отношение к людям, мы тем самым способствуем воспитанию общественных мотивов поведения, так как человек включается в систему взаимоотношений, построенных в соответствии с принятыми в обществе идеалами и формами поведения.
Я.Л. Коломинский отмечает, что необходимо различать такие понятия как «отношение», «взаимоотношение», «общение».
Информация о работе Формирование взаимоотношений детей в театрализованной игре