Формирование взаимоотношений детей в театрализованной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Выявление влияния, театрализованной игры на формирование взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом работы являются взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предметом работы является театрализованная игра как средство формирования взаимоотношений детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………. 3

1. Теоретические основы формирования
взаимоотношений детей дошкольного возраста…………………….………... 7
1.1 Современные подходы к проблеме
формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста……….……7
1.2 Этапы и особенности развития взаимоотношений
детей дошкольного возраста……………………………………………..………12
1.3. Формирование взаимоотношений детей
как задача театральной деятельности………………………….…...24
2. Экспериментальное исследование формирования
взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста в театральной деятельности …………………..……..38
2.1. Констатирующий эксперимент.
Выявление взаимоотношений
детей в группе……………………………………………………………..………..38
2.2. Формирующий эксперимент………………………………………..……….50
2.3. Обсуждение результатов исследования……………………………..……..54
Заключение ………………………………………………………………………...60
Приложение ………………………………………………………………………..63
Список литературы…………………………………………………………….....88

Вложенные файлы: 1 файл

Ленин диплом.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

Вторая задача нашего исследования, связанная с изучением  условий ДОУ, созданных для развертывания  театрализованной деятельности в формировании взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Данная задача решалась следующими методами: беседа с воспитателями, анализ педагогической документации и пространственно- предметной среды учреждения.

Беседа состояла из ряда вопросов:

  1. Какое значение имеет театрализованная деятельность для детей?
  2. Участвуют ли ваши дети в театрализованной деятельности, и какой?
  3. Какие методы используются  Вами в вашей группе для формирования у детей навыков взаимоотношений в театрализованной деятельности?
  4. Какие трудности испытываете в организации театральной деятельности как среды формирования взаимоотношений детей.

Качественный  анализ показал следующее, что все респонденты точно и многозначно определили значение театрализованной деятельности в развитии, и воспитании и обучении детей. Большинство воспитателей правильно оценивают ее роль во всестороннем развитии детей, проявляют интерес к этой проблеме. Воспитатели отмечают значение театрализованной деятельности для всестороннего  развития ребенка, развитие речи, творческих способностей, эмоционально комфортного самочувствия, воспитания любви к искусству, чувство прекрасного, преодоления скованности у детей, формирования взаимоотношений.

Выявленные причины  носят объективный и субъективный характер, хотя мы считаем, что педагоги при определенном уровне профессионализма  и артистизма способны изменить театральную  среду ДОУ, как  пространство для формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста. В нашем представлении, причиной такого уровня организации театральной среды ДОУ является недостаточный уровень знаний воспитателей о театрализованной деятельности, отсутствие осознания необходимости работать с детьми в этом направлении.

Анализ календарно-тематических планов в дошкольном учреждении осуществлялся в части совместной и индивидуальной деятельности. Цель анализа состояла в определении фактических условий в дошкольном  образовательном учреждении для формирования взаимоотношений детей в театрализованной деятельности. Объектами анализа выступили: виды театрализованной деятельности, наличие сценариев и их  смысловой ценности и значимости, обеспечивающие развитие взаимоотношений, педагогические методы, обеспечивающие  формирование взаимоотношений детей в театрализованной деятельности.

В реальной практике мы видим, что воспитатели привлекают детей  к участию в инсценировании сказок, литературных произведений только лишь на праздничных утренниках и вечерах развлечений. Что касается кукольного театра и его разновидностей, то, в первую очередь, по мнению воспитателей, почти не используется теневой театр, в связи со сложностью его проведения, не безопасного для жизни детей. Воспитатели знают, что спектакли, в которых учувствуют сами дети, очень ценны, так как они активизируют ребенка, развиваю его воображение, доставляют ему радость.

Но чтобы поставить  спектакль в исполнении детей, необходимо преодолеть массу организационных  трудностей: приготовить костюмы, атрибуты, декорации и т.д.

Такая подготовка к спектаклю  занимает много времени поэтому  воспитатели почти не привлекают  детей к постановке спектаклей, что  на наш взгляд считается неправомерным  профессиональными действиями по отношению к ребенку.

Большую озабоченность  вызывает тот факт, что 8% воспитателей не смогли ответить на вопрос (в какой  театрализованной деятельности участвуют  дети и группы?), или не дали никаких  объяснений по этому поводу.

Причина, на наш взгляд, заключается в непонимании ценности театрализованной деятельности и в развитии ребенка его социокультурного опыта, а так же в отсутствии определенной профессиональной подготовки в  средстве формирования взаимоотношений.

Такое состояние театрализованной деятельности тревожит, так как не использован ценностный потенциал данного социокультурного и педагогического фактора в формировании взаимоотношений.

Пространственно – предметная среда анализировалась по параметрам наличия театральных мини-сред в  группе, их содержание и наполненность предметами, позволяющими ребенку через театрально-игровое действие проявить взаимоотношение.

Анализ пространственно  предметной среды, обеспечивающей развитие театрализованной деятельности показал, что в дошкольном учреждении руками воспитателей создано многообразные атрибуты и средства театрализованной деятельности: маски, костюмы, декорации, предметы для создания образов героев и т.п. Дети берут их непроизвольно, и они не обеспечивают им дополнительной театрализованной деятельности. Чаще всего воспитатели используют атрибуты как демонстрационное средство для упражнения детей в выполнении заданной взрослым роли, а дети самостоятельно не используют их для самовыражения своего образа изображаемого героя. Это еще одно противоречие, которое побудило нас к созданию модели образовательно-театрализованной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Третьей задачей констатирующего  этапа исследования явилась деятельность по выявлению особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной театрализованной деятельности.

Критерии и показатели взаимоотношений дошкольников в театрализованной деятельности – см. Табл. № 4.

Наблюдение за состоянием самостоятельной театрализованной деятельности развернутой детьми старшего дошкольного возраста  позволило выявить, что 60% детей с удовольствием и активно участвуют в создании своих образов – Белоснежка, Буратино,  Мальвина, русалочка, Шрек и д.р. 40% самостоятельно выбирают «первые роли» инициативу и руководство берут на себя  те дети, которые общительны, умеют рассказывать друг другу увлекательные истории (25%). К числу тех детей которые самостоятельно могут импровизировать сценки-диалоги, типа «Встреча колобка и лисы», «Маша и медведь», «Старик и золотая рыбка», были отнесены дошкольники, способны не только передать содержание диалога, но и мимически, двигательно создать образ (30%). Самостоятельно творчески инсценируют этюды те дети, которые активно участвуют во всех праздниках и спектаклях (15%).

Следует отметить, что почти вес старшие дошкольники проявляют достаточно устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Однако, как мы сказали выше, взять на себя роль организатора или «первые роли» исполнения могут не все дети, большая часть детей (65%) хотят выполнять «вторые роли». Это объясняется тем, что современные дети, опекаемые собственными родителями, боятся или не готовы проявлять самостоятельность, а также особенностями взаимодействия воспитателей с этой группой детей. Авторитарный стиль воспитателя жестко регламентирует детскую игру, и дети и ней всегда ждут указаний воспитателя - что им делать, редко проявляют инициативу. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает детям воспроизвести образ какого-то героя, показать характер его общения, взаимодействия, дети, чаще всего, обращаются к воспитателю с вопросами «А что дальше?», «Покажите, как он делал», «Правильно я показываю?» и т.п.

В старшем дошкольном возрасте низкий уровень развития самостоятельной театрализованной деятельности проявляет небольшой процент детей, которые отказываются принимать участие в данном виде взаимодействия дошкольников. К этой группе относятся или «новенькие» дети, или трудно адаптируемые в детском сообществе, или застенчивые, или дети, запущенные в воспитании. К сожалению, в большинстве своем случаев в педагогической практике, такие дети остаются вне поля зрения педагогов, их не привлекают к театрализованной деятельности и не оказывают им педагогической поддержки.

В   самостоятельной    театрализованной    деятельности    в    нашем исследовании     нас     привлекает    взаимоотношение старших дошкольников. Анализируя особенности проявления, мы выявили, что разнообразными способами коммуникаций детей в процессе изображения поведения героев, владеет достаточно низкий процент детей (20%). К ним относятся те дети, которые хорошо адаптированы и общительны. Этот показатель является весьма тревожным в детском сообществе, оставить коммуникацию, только как процесс трансляции информации и выделяет важный аспект процесса общения - речевые коммуникации как активное взаимодействие субъектов. Коммуникации и умение общаться, создают предпосылки не только для развития взаимоотношений старших дошкольников, но и определяют успешность ребенка в дальнейшей жизни. Значительные затруднения испытывают старшие дошкольники в ситуации, если общение их меняется под воздействием вхождений третьего ребенка в ситуацию, или же, если кто-то вставляет реплику, не соответствующую знакомой сюжетной линии. Это показатель того, что у дошкольников только начинает складываться такая характеристика творчества, как гибкость, определяющая возможность ребенка импровизировать, придумывать, разыгрывать сюжеты в театрализованной деятельности.

Позитивным во взаимоотношении старших дошкольников является то, что они расположены к гуманному и доброжелательному разрешению возникших конфликтов в театрализованной деятельности. Чаще всего, такие конфликты возникают по поводу отклонения или от сюжета, или от образа, или от использования изученных средств изображения, В основном, дети ратуют за соблюдение правил в создании художественного образа, которые ранее им преподнес воспитатель. Следует отметить, что по ценности героев старшие дошкольники ориентируются в меньшей степени, чем на нравственные правила.

 Мы отметали, что исключительно все дети на возникшие конфликты реагируют эмоционально. Из всех детей, участвующих в эксперименте на констатирующем -этапе, агрессивно реагировали - 30%; выходили из игровой ситуации - 20%; требовали от партнера ориентироваться на поведение того или иного героя - 20%; требовали выполнения правил -30%. Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что дети эмоционально пережинают характер своего поведения  характер других сверстников, активно реагируют на любые неточности сверстников и почти все стремится «к образцовому» поведению и опыту взаимодействия

Особенности проявления  взаимоотношений старших  дошкольников в самостоятельной  театрализовано игровой  деятельности (в %) – см. Табл. № 5.

  К низкому уровню проявления взаимодействия   были   отнесены   те   старшие   дошкольники,   которые проявили и низкий уровень в самостоятельной активной деятельности, связанной с развертыванием театрализованного действия. Эти дети, в основном, неуверенные в собственных успехах и возможностях и находятся  в ожидании указаний со стороны взрослого. На данном этапе (35%) дети самостоятельно не могут организовать и разыграть сказку от начала до конца. Так как у детей нет достаточного опыта коммуникаций. Они передают лишь характерные особенности тех персонажей, роли которых исполняют (ходят в развалочку, как Медведь, всех поучают, как Мальвина, и т. д.), но динамики действия, общения по роли, взаимодействия персонажей нет. Данный факт, свидетельствует о том, что дети самостоятельно могут исполнить только свою роль. Умением договориться, выстроить взаимоотношения, взаимодействия персонажей владеет достаточно низкий процент детей.

Таким образом, констатирующий этап исследования, позволил обнаружить, что театрализованная деятельность выступает процессом  эстетического развития детей, используется в меньшей степени, чем как  средство формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Изучая  потенциальные возможности театрализованной деятельности, мы выявили, что в дошкольном учреждении данный вид деятельности используется как средство развлечения, создания эмоционального настроения детей  и воспитания эстетических чувств.

Однако, остается нереализованными возможности  этого вида деятельности в становлении  взаимоотношений ребенка, общении  и взаимодействия его в среде  сверстников и взрослых. Поддерживая  интерес ребенка к театрализованной деятельности, педагоги, в основном, обращают внимание на развитие речи детей на ее интонационную выразительность.

В результате проведенных исследований, можно  сделать вывод о развитии взаимоотношений  у детей дошкольного возраста

 Высокий уровень

Владеет разнообразными способами коммуникаций; быстро реагирует на изменения ситуации общения; доброжелательно разрешает возникшие противоречия во взаимоотношениях, ориентируясь на образы и ценности героев или нравственные правила. Создает целостный образ ролевого поведения и реальных отношений. Ориентируется в поведении на ценности, усвоенные при чтении литературных произведений и в театрализованной деятельности.

Средний уровень 

Владеет способами коммуникаций, но не всегда адекватно может применить  в ситуациях; на возникшие конфликты реагирует эмоционально, агрессивно или выходит из игровой ситуации; иногда ориентируется на образы и ценности героя или правила.

Низкий уровень

Способы коммуникации свернуты и характеризуются стереотипностью; боится проявить самостоятельность в разрешении возникших конфликтов; ориентируется в поведении на указания взрослого.                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Формирующий эксперимент

На  формирующем   этапе   эксперимента   нами   были   поставлены следующие задачи:

 

1. Разработка  модели  образовательно-театрализованной  среды  как

пространства  взаимоотношений детей дошкольного возраста

2.Систематизация   методов, стимулирующих проявление потребностей

ребенка   во взаимоотношения.

Модель образовательно-театрализованной среды представляет собой целостную систему, в образовательный процесс дошкольного учреждения. Она представлена нелепым, содержательным, технологическим, и средовым компонентами. Образовательно-театрализованная модель в нашем исследовании строилась на принципах: гуманизации, центрирующей ребенка в мире детства и в мире взрослых, обеспечивающий ребенку взращивание собственной свободы, достоинства и самоуважения; ценностной ориентации, раскрывающей общечеловеческие личностные ценности; интеграции, определяющей целостность образовательного процесса и развития личности. Ценность образовательно-театрализованной среды заключена в том, что она создает условия для развития и саморазвития образа ребенка дошкольного возраста, и приобретения опыта взаимодействия в сообществе сверстников и взрослых, где ребенок проявлял такие ценности как свобода, достоинство, интересы, используя в качестве средств реальные и театрально-игровые образы и способы коммуникаций.

Информация о работе Формирование взаимоотношений детей в театрализованной игре