Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:05, дипломная работа
Цель: Выявление влияния, театрализованной игры на формирование взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом работы являются взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предметом работы является театрализованная игра как средство формирования взаимоотношений детей.
Введение…………………………………………………………………….………. 3
1. Теоретические основы формирования
взаимоотношений детей дошкольного возраста…………………….………... 7
1.1 Современные подходы к проблеме
формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста……….……7
1.2 Этапы и особенности развития взаимоотношений
детей дошкольного возраста……………………………………………..………12
1.3. Формирование взаимоотношений детей
как задача театральной деятельности………………………….…...24
2. Экспериментальное исследование формирования
взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста в театральной деятельности …………………..……..38
2.1. Констатирующий эксперимент.
Выявление взаимоотношений
детей в группе……………………………………………………………..………..38
2.2. Формирующий эксперимент………………………………………..……….50
2.3. Обсуждение результатов исследования……………………………..……..54
Заключение ………………………………………………………………………...60
Приложение ………………………………………………………………………..63
Список литературы…………………………………………………………….....88
Такая игра, по мнению Е.Е. Кравцовой, пройдя в своем развитии через образно-ролевую игру, тесно связанную с театрализацией, перевоплощением в образ и переодеванием, а затем сюжетно-ролевую игру с правилами, достигает высшего этапа вновь в режиссерской игре старшего дошкольного возраста, которая мало похожа на игру трехлетнего. В ряде программ дошкольного воспитания подчеркивается, что образная (имитационная) и отобразительная игры – необходимый этап для развития театрализованных игр.
Основная цель театрализованной
игры создать условия для
Исходя из этого, основной целью руководства этой деятельностью, является не простое ознакомление детей с художественным произведением, по мнению А.А. Брянцева, создание условий для самостоятельного проявления игровых особенностей детей, формирования и развития взаимоотношений.
По мнению Т.В. Башаевой, восприятие взаимоотношений людей и их внутренних переживаний для ребенка становиться возможным на основе полученного опыта, полученного в разнообразных жизненных ситуациях ( в игре, в общении). Полученный опыт систематизируется с помощью эталонов поведения, принятых в обществе, понятий, в которых они закрепляются, и внешних признаках их проявления.
Для усвоения этого комплекса знаний, умений и навыков
ребенку необходимо получить, во-первых,
наглядные представления разнообразных
взаимоотношений и научиться понимать
их по внешним признакам; во-вторых, практические
действия детей в театрализованной игре,
опыт взаимоотношений и переживаний необходимо
организовать так, чтобы данный опыт
переносился ребенком в реальные жизненные
ситуации. В-третьих, ребенку необходимо
научиться анализировать сложные жизненные
ситуации и моделировать свое поведение
в них, представляя себя в такой же ситуации.
Правильное понимание поступков людей,
их переживаний, умение рассказать о них,
а также передать разными способами свое
состояние и переживания, в соответствии
с принятыми нормами, поможет ребенку
быстро адаптироваться в любых жизненных
ситуациях. Восприятие социальных явлений
занимает центральное место в восприятии
театрализованного представления, т.к.
все они в разной степени раскрывают внутренний
мир людей. Поэтому восприятие музыки,
танцев, декораций (все это является
составными частями театрализованных
игр)помогает сформировать целостный
образ внутреннего мира людей и их взаимоотношений.
Анализ исследований позволил выявить
характеристику умений,
необходимых для театрализованной ‚игры:
знание средств образной
выразительности, выработка умений
пользоваться ими, передача эмоционального
состояния персонажа; работа над текстом,
знание своей роли; нахождение мизансцен,
взаимодействие персонажей. Все эти умения
приобретаются сначала в процессе сюжетно-ролевой
игры, которая является естественным проявлением
взаимодействий ребенка с окружающим
миром. Дети значительно активнее воспринимают
спектакль, чем взрослые. Это подтверждается
стремлением ребенка после спектакля
воспроизводить все, что обогатило его чувства (игра в полюбившегося
героя, дальнейшее придумывание событий,
рисование, лепка героев). Восприятие художественного
произведения предполагает не только
способность узнавать, понять изображенное.
Необходимым условием художественного
восприятия является эмоциональная окрашенность
реакции зрителя, выражение отношения
к нему (Л.В. Запорожец, Б.М.Теплов, П.М Якобсон
и др.). Дошкольники активно относятся
к принятому образу, пытаются сами повлиять
на ход событий, им свойственна экспрессивность
к оценке. По мнению В.В. Столина, в содержание
взаимоотношений ребенка включены когнитивный,
эмоциональные компоненты, где единицей
является смысл. Это натолкнула нас на
мысль о том, что в процессе бесед с детьми
об игре и в процессе подготовки к ней
необходимо выделять единицу смысла и
делать на нем акценты, а именно – понимают
ли дети значение, ценность игры, события,
героя, себя.
Театрализованная деятельность есть детская
среда самовыражения и становления социокультурного
опыта, который представляет собой духовный
внутренний скрытый смысл личности, способный
проявиться в ролевом поведении и на
различном уровне в социокультурных ситуациях.
Мы предполагаем, что именно театрально-игровая
деятельность как социокультурное явление,
представляющая различные образы людей,
позволит ребенку «примерять» другие
образы на себя, ощущать на себе эти образы
и создавать собственный внутренний образ
взаимоотношений. В связи с тем, что театрально-игровая
деятельность есть явление социокультурное,
нам предоставляется возможность, рассматривать
театрализованную деятельность, как условие
развития взаимоотношений. Социокультурный
опыт ребенка задается извне социальной
группой, социальным окружением. В нашем
исследовании таким социокультурным окружением
является театрализованное действие,
где разворачиваются образы того или иного
поведения персонажей служащие для ребенка
определенными эталонами для подражания
взаимоотношений.
Таким образом, развивающее воздействие театрализованной игры на ребенка, определяется, прежде всего, спецификой структурных компонентов и свободой самостоятельностью, активностью ребенка при освоении этих компонентов. Когда дети самостоятельно, строят сюжет их деятельность значительно усложняется, Н.Я.Иванова и Н.С.Пантина, обращают внимание на то, что если в первом случае регулятором служил заданный сюжет-образец, то позже в качестве таких регуляторов выступают более сложные образования: общая схема сюжета; план-замысел игры, причем план-замысел должен быть построен самостоятельно. Общая схема сюжета регулирует построение плана-замысла, а план-замысел регулирует реализацию игры т.е. большими потенциальными возможностями для формирования взаимоотношений являются театрализованные игры.
Театрализованные игры (по исследованиям Д.Б. Эльконина, Артемовой) служат для старших дошкольников упражнениями в взаимоотношениях с другими людьми. Они помогают им осознать свои особенности подойти к пониманию норм морали.
Театрализованные игры ставят детей перед необходимостью договариваться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к сотрудничеству.
2. Экспериментальное
исследование формирования
2.1. Констатирующий эксперимент. Выявление взаимоотношений детей в группе
В соответствии с поставленной с целью, гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:
В связи с этим экспериментальное исследование проходило в 3 этапа:
- констатирующий эксперимент
- формирующий эксперимент
- контрольный эксперимент
Констатирующий эксперимент
Экспериментальное исследование проходило на базе ДОУ №67 города Прокопьевска. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.
В целях повышения объективности результатов экспериментального исследования было создано 2 группы: контрольная и экспериментальная.
Критериями отбора детей для участия в эксперименте явились:
- возраст;
- физическая и психическая
- отсутствие ярко выраженной агрессии к окружающему миру.
Списки групп – см. Табл. №1
Констатирующий эксперимент
Для реализации первой задачи,
выявление уровня взаимоотношений
детей и степени востребованнос
- особенности реальных
взаимоотношений со
- Особенности избирательных
взаимоотношений со
С помощью методики одномоментных срезов
(в свободном общении) мы выявили частоту
детских контактов. Для этого мы многократно
(в течение 3 дней) фиксировали все имеющие
у детей попытки как желание вступить
в контакт, так и отказа от него. Данные
наблюдения мы фиксировали в таблице (таб..3).
Проанализировав количественные показатели
данной таблицы, мы выделили общительных
детей, количество которых составило в
контрольной (73%), в экспериментальной
(70%); и малообщительных детей – в контрольной
(27%), в экспериментальной (30%); Группу малообщительных
составили дети, у которых есть желание
общаться, но сверстникам с ними не интересно;
и те дети, которые предпочитают быть одни,
не испытывают от этого дискомфорта (см.
Табл. № 2).
Особенности избирательных
взаимоотношений детей со сверстниками,
мы изучали с помощью
Процедура выполнения эксперимента
была следующей: каждый ребенок должен
выбрать 3-х детей «по секрету»,
и чтобы никто не видел, положить им в конверт открытку.
Фамилии и имена детей мы занесли в таблицу,
напротив каждой ставили порядковый номер.
В протоколе фиксировали, как ребенок
принимает предложение подарить картинки
детям; имена детей, которым испытуемые
отдавали свои 1,2,3 выборы. После игры
мы посчитали количество полученных
выборов, число взаимных выборов и результаты
мы занесли в таблицу (см. Табл. № 3)
При обработке экспериментального материала мы использовали показатель- количество полученных выборов. Испытуемые, получившие 6 и более – «звезды» ( 1 группа), 3-5- это «принятые» (2 группа), 1-2 – «не принятые» (3 группа);0 – «изолированные» (4 группа).
В результате обработки материалов социометрии констатирующего эксперимента выяснилось, что имеет место все 3 статусных категории.
Анализ экспериментального материала показывает, что преобладающей мотивировкой в выборе сверстника явилось указание на отсутствие отрицательных качеств и форм поведения («не дерется», «не бьет», «не обижает», «не щиплет»), распространенным мотивом является указание на особенности внешнего вида «красивая», «у нее красивое платье», «аккуратная»), а затем идет не осознанная симпатия («он хороший», «нравиться») и указание на нравственные качества («добрая», «помогает воспитателю», «делится игрушками»).
По количеству выборов дети были распределены следующим образом: к высокому уровню были отнесены – «звезды» (экспериментальная группа – 18%,контрольная группа 16%); к среднему – «непринимаемые» (экспериментальная группа – 51%,контрольная группа 52%);к низкому – «непринимаемые», «изолированные» (экспериментальная группа – 31%,контрольная группа 32%) – см. График № 1, № 2.
Для конкретизации правильности выводов по предыдущим методикам мы использовали создание специальных ситуаций в процессе изучения художественного произведения С. Михалкова «Как друзья познаются».
Осмыслить ответ Бобра по замыслу самого автора предстоит детям. Это может произойти лишь на основе эмоционального окрашенных, устойчивых моральных представлений о том, как следует поступать друзьям, когда одному из них грозит беда, а также на основе тех чувств, которые испытывают дети, воспринимая негативное поведение Лисы и Кабана.
Самостоятельная оценка ребенком морального поведения сказочных персонажей представляла для нас большой интерес. Он усугубляется и тем, что эгоистические устремления - подлинные мотивы поступков этих персонажей прикрывались лицемерием « Иди ты первый, ты старше, тебе почет» (Кабан). «Спасай Бобра, Бобер тонет!» (Лиса).
Как дети поймут смысл этих слов, смогут ли почувствовать за ними подлинные отношения?
В сказке не говорится о том, как поступают друзья, но вся ее направленность заключается в том, чтобы дети не только эмоционально откликались на воспринятое, но и крепче утвердились в нравственных нормах, в готовности помогать друзьям. Детские суждения о поведении персонажей данной сказки нам представлялись диагностичными. Для выявления моральных представлений о хорошем и плохом во взаимоотношениях, а также умения в какой то мере понимать использованные автором художественные средства.
Методика данного исследовательского занятия была такова. Сказка рассказывалась ребенку индивидуально. В исполнении оттенялись соответствующими интонациями подлинные взаимоотношения. Это являлось необходимым условием для их правильного восприятия. Давалось время для их правильного восприятия. Последняя фраза в сказке являлась поводом к первому вопросу:
Как ты думаешь, почему Бобер не захотел идти дальше вместе с ними? (Лисой и Кабаном) Ответ ребенка выражал первое и непосредственное суждение о данном поступке и побуждал к размышлениям, почему Кабан сказал: « Ты иди первым, ты старше, тебе почет»? помогла ли Лиса хоть чем ни будь Бобру? Почему она кричала: «Кабан спасай Бобра, пропадет наш Бобер»?
Эти вопросы были направлены на выявление понимания детьми внутренних мотивов морального поведения персонажей. В заключении ребенку задавался четвертый вопрос: как же поступают настоящие друзья?
Ответ предполагает обобщение, в нем должны были отразиться моральные правила, которые были уже усвоены ребенком.
Ответы на данном занятии показали, что дети обладают разным уровнем возможностей дать оценку моральным взаимоотношениям литературных произведений.
Здесь выделились пять групп ответов на поставленные перед детьми вопросы.
Определилась группа детей, которая отвечала, что Бобер не пошел с Лисой и Кабаном дальше, потому, что они не выручили его из беды. (экспериментальная группа – 17%,контрольная группа -16%);
Во вторую группу относятся ответы детей, которые показывают, что они также видят причину отказа Бобра в поведении Лисы и Кабана, но оценочных суждений о взаимоотношениях не высказывают. Эти дети, верно, определили факты, характеризующие поведение Лисы и Кабана, но не сделали из этого обобщения (экспериментальная группа – 27%,контрольная группа - 26%);
В третью группу были выделены ответы детей, которые причину отказа Бобра идти дальше в поход искали не во взаимоотношениях. Не связывали их с моральным поведением спутников(экспериментальная группа – 21%,контрольная группа - 22%);
Таня: «Они не хотели идти с ними потому, что ему хотелось домой». Катя: «Потому что мостик провалился, как же он пойдет дальше».
В четвертую группу отнесли детей, которые не проникли в суть сказки. Женя: «Потому, что Бобер должен дружить с Бобрами» (экспериментальная группа – 19%,контрольная группа - 21%);
В пятую группу отнесены ответы детей с ярким проявлением эгоизма. Со слабым уровнем нравственного развития (экспериментальная группа – 16%,контрольная группа - 15%);
Информация о работе Формирование взаимоотношений детей в театрализованной игре