Формирование взаимоотношений детей в театрализованной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Выявление влияния, театрализованной игры на формирование взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом работы являются взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предметом работы является театрализованная игра как средство формирования взаимоотношений детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………. 3

1. Теоретические основы формирования
взаимоотношений детей дошкольного возраста…………………….………... 7
1.1 Современные подходы к проблеме
формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста……….……7
1.2 Этапы и особенности развития взаимоотношений
детей дошкольного возраста……………………………………………..………12
1.3. Формирование взаимоотношений детей
как задача театральной деятельности………………………….…...24
2. Экспериментальное исследование формирования
взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста в театральной деятельности …………………..……..38
2.1. Констатирующий эксперимент.
Выявление взаимоотношений
детей в группе……………………………………………………………..………..38
2.2. Формирующий эксперимент………………………………………..……….50
2.3. Обсуждение результатов исследования……………………………..……..54
Заключение ………………………………………………………………………...60
Приложение ………………………………………………………………………..63
Список литературы…………………………………………………………….....88

Вложенные файлы: 1 файл

Ленин диплом.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированность. Если взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения.

Этим движениям свойственна особая раскованность, не нормированность,

незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д.

Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского взаимодействия до конца дошкольного возраста. Еще одна особенность - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Стремление привлечь к себе внимание сверстников, поделиться своими впечатлениями очень характерно для дошкольников вообще, но в младшем  возрасте оно занимает ведущее значение. С возрастом дети все чаще демонстрируют перед сверстниками то, что они умеют делать, свои достижения и возможности. При этом дети любят поучать товарищей и приводить себя в пример. Также дети достаточно часто обмениваются друг с другом познавательными сообщениями, которые не связаны с конкретными действиями и ситуацией. В живом непосредственном общении дети достаточно часто оценивают друг друга и даже выделяют некоторые качества, которые определяются достаточно категорично и однозначно. Подобного рода оценки дети часто дают друг другу на основании сиюминутных, ситуативных проявлений. И обо всех недовольствах дети охотно и откровенно сообщают окружающие. Несмотря на то, что дети нужны друг другу, они часто ссорятся. Детям все свои достоинства важнее не просто иметь при себе, но демонстрировать сверстнику, причем так, чтобы хоть в чем-то превзойти партнера. Маленькому ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший, любимый. Сверстник ему нужен для сравнения с собой. Ребенку трудно понять, что сверстнику тоже нужна поддержка и похвала. В этом-то и заключается причина детских конфликтов. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику. Еще одна причина частых ссор и конфликтов детей: неспособность к пониманию внутренней жизни другого человека. Примерно в пять лет дети отчетливо начинают понимать, что они нужны друг другу. Конечно, потребность общения со сверстниками появляется раньше, но младшие дошкольники, как не странно, не осознают этого, они просто тянутся к другим детям. К 5 – 6 годам конфликтов и ссор становиться меньше. Детям уже не так важно утвердиться в глазах сверстника, гораздо важнее играть вместе. Кроме этого явного, осознанного стремления быть вместе, в дошкольном возрасте зарождается интерес к другому и желание что-то сделать для него, которые не зависят от их общего занятия. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер в увлекательной игре, но и самоценная и значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями. Также важно отметить и то факт, что общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка – дошкольника. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольников в потребность общения со сверстниками. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.

В условиях общественного  дошкольного воспитания, когда ребенок  постоянно находится с другими  детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применения на практике усваивается нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Благополучие взаимоотношений ребенка с другими детьми и, прежде всего личностных – одно из важнейших внутренних условий развития личности дошкольника, поскольку непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы. При неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное, интеллектуальное развитие личности.

Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится особенным, противопоставленным существом и предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на обнаружение общности, а на противопоставление себя и другого, что отражает, прежде всего, изменения самосознания ребенка. К старшему дошкольному возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Их сознание возможно лишь благодаря тому, что во внутреннем мире ребенка существует тот, которому можно отнести себя и свои переживания, и который сам может отнестись к нему во всей целостности. Этим внутренним другим и становится для старшего дошкольника сверстник.

В основе положительных  взаимоотношений детей лежат  механизмы нравственной регуляции  поведения. Важнейшими внешними регуляторами выступают образца и правила поведения. Образцами для детей, как известно, служат взрослые - их поступки, взаимоотношения, а также сверстники, пользующие авторитетом в труппе, персонажи литературных произведений и т.д. Взрослые знакомят ребенка с правилами поведения, в которых закреплены нормы гуманности, доступные ему. Правила организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках.

Таким образом, весь спектр отношений человека и человеческих взаимоотношений представлен в психологии детства. С той лишь поправкой, что для ребенка его отношение к окружающей действительности, к людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому в высшей степени пронизаны эмоциями (нравится – не нравится; приятно - неприятно); субъективными пристрастными оценками (хорошо – плохо; доброе - злое) и личностными смыслами (полезно – вредно; интересно – скучно – для меня).

В   психолого-педагогических   исследованиях   отмечается, что основой  для  формирования   взаимоотношений служит совместная со сверстниками  практическая деятельность и общение. Взаимоотношения, как считают исследователи, ярко проявляются и формируются в небольших детских объединениях»

По мнению М.В.   Воробьевой,   Т. А.   Марковой,   Б.Г. Пушминой,    М.И.    Тимошенко    в   группе   детского   сада   создаются возможности   для   развития   между   детьми    взаимоотношений, основными    характеристиками    которых    является    доброжелательность.   Данные   авторы  рассматривают   это   качество "внимательное,   сочувственное  отношение  к другому".   В  зависимости от складывающейся  ситуации эти проявления могут  быть  различны:   в   одном   случае   сверстнику   требуется   помощь,   в другом   -   одобрение,   в   третьем   -   сочувствие,    и т.д.  Этот общий ориентир ребенка на сверстника и позволяет ему выбрать поступок адекватный складывающейся ситуации.     У    ребенка    постепенно    формируется     эмоционально- ценностное отношение к себе как субъекту отношений со сверстниками. Это отношение как бы "вырастает", складывается на почве детских переживаний во взаимоотношениях  с другими детьми под влиянием оценочных воздействий воспитателя. Для дошкольника актуальна потребность в «приобщенности» к социально одобряемым образцам поведения.

Наиболее благоприятны для дошкольников такие формы  взаимодействия, которые предполагают двухсторонние эмоциональные контакты взрослого с ребенком, ребенка с ребенком. Обязательный момент подобных взаимоотношений - умение почувствовать заинтересованность в общении с ребенком, готовность разделить его настроение, переживание. Ребенок же в свою очередь должен испытать радость от общения. Эмоциональные переживания при этом приобретают силу и служат движущим мотивом поведения дошкольников. 

В процессе совместной деятельности возникают взаимоотношения, образующиеся на основе предметно заданных взаимоотношений  и приобретающие со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловленными содержанием совместной деятельности, взаимоотношения оказывают воздействие на ее процесс и результаты. Совместная деятельность является опосредующим фактором развития личности и взаимоотношений в группе. В отличие от взрослых, совместная деятельность детей направлена на усвоение общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений.

Совместная деятельность, формы ее организации опосредствуют  проявления взаимоотношений в детской группе: чем выше степень совместности (интерактивности), тем интенсивнее протекают в ней процессы коллективообразования, проявляются отношения взаимной согласованности, сотрудничества и гуманности. На основе многочисленных исследований становится возможным выделить стадии развития совместной деятельности в детской группе: от эмоциональной совместимости в диаде «взрослый - ребенок» (мать - дитя) во младенчестве к стадии предсотрудничества со сверстниками в младшем дошкольном возрасте, затем в среднем дошкольном к совместным действиям с партнером по игре с элементами сотрудничества. Лишь к концу старшего дошкольного – началу младшего школьного возраста совместная деятельность достигает стадии взаимного согласования и соучастия в различных сферах деятельности детей, появляются так называемые «играющие коллективы» сверстников с общностью требований, единством цели, чувством «Мы». Совместная деятельность по формуле «рядом, но не вместе» начинает сменяться формулой «один за всех и все за одного».

Несмотря на различные  варианты проявления отношений в  детской группе в зависимости  от исторических условий ее существования  как предпосылок ее развития, структура  взаимоотношений в группах детей  имеет инвариантную модель функционирования этих отношений, т.е. общие закономерности для каждого возрастного периода. Они складываются из того, какие формы регламентированной и нерегламентированной совместной деятельности преобладают в детском коллективе на определенном возрастном этапе; из того, какие функции совместной деятельности закреплены за каждым ее видом внутри самого возраста.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту сверстник  является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целостного, неразделимого «Я». Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому, которое делает возможным общность детей и их причастность друг к другу.

Можно сделать вывод  о том, что взаимоотношение детей  дошкольного возраста познавательно  насыщенное, ярко, эмоционально окрашено, что сверстник для ребенка  является предпочитаемым партнером, средством  самоутверждения и формирования целостного «Я». Все эти факторы и совокупности с благополучием отношений между детьми способствует развитию и становлению ребенка полноценной личностью общества.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Формирование взаимоотношений детей как задача театральной игровой деятельности

Многочисленные исследования, направленные на изучение особенностей взаимоотношений детей, свидетельствует об огромной значимости данного аспекта в психолого-педагогической теории и практики. Ученые стремились установить объективные зависимости между особенностями строения деятельности и возможностью для развертывания сфер взаимоотношений (Р.С. Буре, Р.Г. Надежина, Н.С. Пантина, А.П. Усова и другие).

Так же в трудах Р.А. Иванковой  изучает объективные возможности  игровой деятельности для формирования детских взаимоотношений. Она доказывает, что степень овладения игровой деятельностью лимитирует уровень взаимодействий, который достигается детьми в совместной игре, а через него и уровень взаимоотношений.

Р.А. Иванкова определяет условия формирования положительных  взаимоотношений в игре. Во-первых, это совершенствование самой игровой деятельности, усложнение ее структуры за счет создания ситуаций, вызывающих объективную необходимость вступления во взаимодействие. Во-вторых, организация и регуляция взаимодействия в процессе этой деятельности, вызывающих объективную необходимость вступления во взаимодействие. При соблюдении этих условий, приобретают максимальную эффективность методы и приемы педагогической работы, специально направленные на вооружение детей умениями и навыками в области установления взаимоотношений со сверстниками, сообщение детям знаний о нормах поведения по отношению к сверстникам, введение определенных правил оценки поступков детей со стороны педагога и т.п.

Н.Я. Михайленко на основе анализа игровой деятельности с точки зрения их строения доказывает, что взаимоотношение является одним из центральных моментов связи между участниками игры на уровне ролевого поведения. Она обосновывает необходимость создания особых педагогических ситуаций, когда воспитатель разыгрывает сюжет, особенно подчеркивая, выдвигая на первый план отношения к тем или иным предметам и персонажам, выражаемые интонациями, мимикой, позами. Образцы взаимоотношений, демонстрируемые взрослыми, ребенок достаточно быстро перенимает.

Н.С. Пантина выявляет наличие объективных связей между деятельностью и возможностями для развертывания в ней гуманных взаимоотношений и формулирует методологические принципы, позволяющие продуктивно изучать детские взаимоотношения.

В своей работе она  подчеркивает, что специфика детских взаимоотношений заключается в том, что они составляют относительно самостоятельную сферу психических проявлений, но в то же время испытывает тесную зависимость от тех предметных и игровых действий, в связи и по поводу которых они развертываются. Следовательно, методологические требования заключаются в построении такой теоретической и экспериментальной модели, которая одновременно репрезентировала бы и деятельность, и взаимоотношения.

Информация о работе Формирование взаимоотношений детей в театрализованной игре