Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
Московский социально-гуманитарный институт
Факультет дефектологии
Кафедра логопедии
Дипломная работа на тему:
«Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН».
Москва
2006 г.
Содержание
Введение |
2-5 |
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников. 1.1. Понятие о звуковой культуре
речи и фонематических 1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН. 1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН. 1.4. Сравнительный анализ
методик формирования |
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48 |
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников. 2.1. Сравнительный анализ
методик по обследованию 2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента. 2.3. Структура и содержание эксперимента. |
49 – 58
58 -79 |
Глава III. Результаты эксперимента.3.1. Результаты обследования
звукопроизношения и
|
80 - 171 |
Заключение. |
172-175 |
Библиография. |
176-180 |
Приложение. |
181-226 |
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных переходов своей истории. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей с нарушением речи, свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении: сигматизмы свистящих, шипящих, горловой или одноударной [р] и т.д. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. С чем связано столь повальное нарушение звукопроизношения? Вероятно с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции. В профилактике чаще всего именно моторные нарушения (искажения) имеют у ребенка максимальный стаж дефектного произношения. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно - динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и д.р.)
Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Известно, что от степени развития фонематического восприятия, а также от сформированности навыка фонематического анализа и синтеза, т. е. умения расчленять слово на составные части, зависит успешность овладения процессом письма, так как фонематическое развитие есть тот стержень, который позволяет в одинаковых понятиях характеризовать звуковую речь, чтение, письмо (21).Ребенок очень плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одного звука употребляет другой, пишет так как говорит. Своевременная коррекция звукопроизношения и формирования фонематических процессов будет профилактикой вторичных нарушений, что немаловажно для успешного обучения ребенка в школе.
Проблема формирования фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются учителя – логопеды, воспитатели, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и нас.
Практическая значимость и актуальность данной проблемы для логопедической практики и определил выбор темы дипломной работы «Использование коррекционно – развивающих игр в преодолении фонетико – фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Предмет исследования – процесс коррекции фонетико – фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с патологией речи.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения и фонематического восприятия детей старшей логопедической группы активно использовать игровые приемы обучения, то это повысит речевую активность детей, эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на преодолении фонетико – фонематических нарушений.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы; практические: наблюдение, психолого – педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных в ходе экспериментального исследования, формирующий эксперимент, контрольный срез.
Исследование проходило в три этапа:
1 этап – изучение
2 этап – проведение констатирующего и формирующего эксперимента.
3 этап – проведение
Практическая значимость: экспериментально разработана система использования коррекционно – развивающих игр по формированию фонетико – фонематического строя речи, мелкой моторики, влияющая на формирование чистой, выразительной, правильной речи.
Базой исследования послужило МДОУ № 1 станицы Староминской Краснодарского края
Итак, наша дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинский, Б. Д. Эльконин), в психофизиологии (Н. И. Жинкин, М. М. Кольцова), в лингвистике (Л. Р. Зиндер), в психолингвистике (А. А. Леонтьев), в сурдопедагогике (Е. И. Андреева, Н. И. Белова, Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко и др.).
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.
Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельность. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотной, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы. Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
Чтобы разобраться в отклонениях от правильного произношения звуков и фонематических процессов, необходимо хорошо знать закономерности развития речи детей; оно проходит ряд последовательных периодов, имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при известных условиях. Знание условий, необходимых для развития правильной речи, позволит легче справиться с задачей исправления произношения.
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард – Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и других подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию. Но его данные о сроках появления в звуков в произношении приведены по наблюдениям за одним ребенком. Результаты этого исследования, хотя оно проведено вполне квалифицированно, не могут быть взяты на вооружение логопедической практикой именно потому, что в качестве объекта наблюдения служил один ребенок: сроки появления тех или иных звуков здесь просто не с чем сравнивать. За последнее время опубликованы работы, в которых излагаются материалы систематических наблюдений за процессом усвоения звуков речи у четырех детей (А. Д. Салахова Развитие звуковой стороны речи детей. (Дневник матери).
Г.Л. Розенград – Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет – подготовительный; от 2-х лет и далее – этап самостоятельного становления речи.
Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая должна настораживать педагога в процессе общения с ребенком
Мы останавливаемся подробно на 4-х этапах:
1-й – подготовительный (с момента рождения до года);
2-й - преддошкольный (от года до 3 лет)
3-й – дошкольный (от 3 лет до 7 лет)
4-й – школьный (от 7 лет до 17 лет)
Остановимся подробно на характеристике этих этапов.
Итак, первый этап - подготовительный. Почему он так называется? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизирует деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН