Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
С развитием логопедической науки и практики, психологии речи (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Ф. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшиться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический слух.
В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение не возможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму, механизм речевого слуха измеряется так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и прочее. Термин «речевой слух» употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти упорядоченно - в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные а, о и т.д) совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой – громко, ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина – низким и хриплым и т.д. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только, слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высокие характеристики), но и зрительный образ и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. По мнению Н.И. Жинкина к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становятся возможным вычисление отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико – синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличают их от других. Посредством аналитико – синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей не совершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средством звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.
Речь детей с ФФНР характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например: р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука – рука, ковова – корова и т.д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.
Количество нарушений звуков у ребенка с ФФНР может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Один из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их различению. Последнее является более грубым, так как нарушает смысл высказывания.
На ряду с нарушенным звукопроизношением у детей ФФНР наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.
Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова.
Звуконаполняемость – количество и порядок звуков внутри слога.
Нередко отдельные дети с ФФНР затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а так же предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звука – слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют могут пропустить их или наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, киртити – кирпичи, тоита - строительство, пуато – молоко, вадавося – водопроводчик, милися – милиционер и т.д.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т.д.)
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
в) затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР не редко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных знаний вскрывает сложную патологию.
У детей с ФФНР наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией, акустико–фонематической и артикуляционно-фонематической формы.
Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР. Без специального коррекционного воздействия не научится различать и узнавать фонемы, на слух анализировать звуко – слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФНР:
Исходя, из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФНР в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев проявляются особенности дисциплинарного характера.
После обследования детей с ФФНР необходимо:
При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФНР. Организуя логопедическую работу с ними целесообразно:
Характеристика детей с общими недоразвитием речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развитие речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Своеобразие развитие словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гришпун, Т.Б. Филичевой и других.
Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно - следственной зависимости.
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН