Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
Расширяется словарь ребенка интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. В речи преобладают простые предложения, но появляются и сложные.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков. Дети все чаще начинают верно произносить слова с о стечением 2-3 согласных, становятся возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более). Некоторые дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но как правило многие дети не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» - шуба), ж и з («заба» - жаба), ч на ц («цасы» - часы), щ на с или сь («сенок» - щенок, «савель» - щавель), сонорные звуки р, рь, л, заменяют звуком и и ль («лак»- рак, «лека» - река, «иодка» - лодка)
С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена: («капушта» вместо капуста, «клизовник» в место крыжовник). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, дети еще не редко пропускают звуки, слоги, переставляют их. Например, слово «пожалуйста» могут произнести как «пожаста»; «температура» как «тематура».
Совершенствуется речевой слух ребенка. В этом возрасте дети допускают ошибки: неправильно употребляют ударения, укорачивают многосложные слова. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны почти всех звуков у других она может быть еще не достаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т.д.
В возрасте пяти – шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. В этом возрасте начинают овладевать монологической и диалогической речью.
В дошкольном возрасте наблюдается активное становлении фонематической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. На пятом году жизни полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, р, рь, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру, но иногда допускают ошибки, это касается наиболее трудных , мало употребительных слов и чаще всего незнакомых. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категориях. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм («играю батиком» – играю с братиком; «мамой были магазине» – с мамой были в магазине; «мяч упал и тоя» – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, употребление слогов, их замены и пропуск – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.
Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строить различные по конструкции предложения, согласовать в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы, свободно пользоваться монологической речью: способен рассказывать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Уровень развития фонематического слуха позволит овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечает А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонения в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).
Школьный период.
Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления сводных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
Итак, развитие детской речи – это сложный многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико – грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие - лишь частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико – грамматического строя русского языка.
Таким образом, физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условнорефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов.
1.2.Характеристика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ФФНР, ОНР. Психолого–педагогическая характеристика детей с этими нарушениями.
Одним из важнейших направлений изучения детей с речевыми нарушениями является проблема развития речи.
Особенности речевого развития детей данной категории, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого –педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с ОНР, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода детского словотворчества. Затягивание периода функционирования неологизмов (Н. Б. Борякова. 1982, Н. С. Жукова,Е. М. Мастюкова, Т. Б.Филичева,1990 и др.), слабая речевая активность, бедность, недеференцированность словаря (А. Д. Кошелева, 1972;С. Г. Шевченко. 1976, 1979 и др); недостаточная сформированность грамматического строя (Е. Ф. Соботович. 1984; Р. Д. Тригер. 1987 и др), низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слов (Р. Е. Левина. 1940;Е. В.Мальцева, 1975, 1989 и др).
Как уже отмечалось выше, у большинства детей звукопроизношение к 4-6 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от гре. dis - расстройство и lalia- речь).
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным исследования Е.Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-20% дошкольников и у 5-7% младших школьников.
В настоящее время дислалия определяется, как нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохраненной иннервации речевого аппарата.
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата дислалия делится на 2 вида:
а) функциональную (нарушено воспроизведение, произношение звуков, в то время как сам речевой аппарат не имеет патологических изменений);
б) механическую (неправильное произношение обусловлено выраженными нарушениями в строении артикуляционного аппарата).
Что вызывает функциональную дислалию?
Причины механической дислалии.
Это, прежде всего врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:
а) дефекты в строении зубного рода (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
б) дефекты в строении челюсти:
Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности у каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное произношение звуков.
В зависимости от количества нарушенных групп звуков дислалия делится на мономорфную (страдает одна группа звуков, например свистящих – с, сь, з, зь, ц) и полиморфную, когда нарушено две и более групп звуков).
По количеству нарушенных звуков различается дислалия простая (от 1 до 4 звуков) и сложная (от 4 и более звуков).
Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному:
Чаще встречаются пропуски следующих звуков: р, л, к, г, с, з, ц, ж, ш, ч, щ. (кот – от, сумка – умка и т.д.). Они пропускаются ребенком постоянно во всех словах и не могут быть произнесены изолированно (вне слова).
2. Звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонематической системе русского языка: например, вместо нормального р произносится «горловой» или «боковой» р.; вместо нормального с - межзубный с;
3. Звук заменяется другим, имеющимся в фонематической системе языка, более простым по артикуляции (л-у). Замены звуков могут быть следующими:
В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются ниже перечисленные виды недостатков:
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН