Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Поэтому если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок родился в асфиксии («асфиксия» - удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях) и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прищуривается, когда к нему начинают обращаться. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляются, на резкую - плачет.

Период « гуления» отличается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а, бм - бм, бль, у - гу, бу и т.д. Именно они потом являются основой для становления  членораздельной речи. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн –агн, ля – аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

А.Н. Гвоздев характеризовал гуление в отличие от криков как «согласие, возникающее на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные точки зрения их места образования». По преимуществу эти согласно - подобные компоненты гуления имеют гортанно – глоточное – заднеязычное происхождение, что и отражается в терминах «гукание», «воркование», «гуление». Расцвет гуления падает на 4-6 месяцев жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально – выразительного вокализма родной речи, что и объясняет следующий удивительный факт: взрослые американцы, датчане и китайцы могут опознать своих соотечественников среди 6 – месячных младенцев по издаваемым ими звуком гуления. Молчащие взрослые или взрослые с эмоционально – невыразительными вокальными компонентами речи могут у ребенка периода гуления не вызватьориентировочно - исследовательского поведения, а следовательно, и коммуникативно - позновательной активности. (Е.Н. Винарская) Поэтому, чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается  воспроизводить ее. В своих работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.

При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7 – 8 месяцев дети произносят слоги типа ба – ба, дя – дя, тя –тя – тя, де – да, и т.д., соотнося их определенными окружающими людьми. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными их лицами, предметами, действиями.  «Ма – ма» (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается  подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а так же воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. Усиленная акцентуация материнской речи, обращенной к ребенку, с обилием  в ней эмоционально выделенных ударных слогов (Сашенька, дорогой ты мой), а так же отмеченные К.И. Чуковским страстных ритмических обращений , кормящей матери к младенцу («Буцики, Муцики, Дуцики» или «рубашонка, шонка, шонка»), во время которых мать ласкает и целует его, ведут к тому, что ударные слоги в совокупности с их зашумленными предударными и заударными «соседами»  получают в речи матери единое звучание меняющейся звучности: то нарастающей, то спадающей. Ощущая эти эффекты звучности, ребенок подражательно воспроизводит их в своих лепетных реакциях и начинает таким образом операционно осваивать звуковую структуру псевдослов, соотносящихся в материнской речи уже не со слогами, а с частями фонематических, фонематическими словами и словосочетаниями.

Естественно, что такое возрастание объема операционных единиц означает для ребенка переход вновь на более высокий мотивационно - активационный уровень поведения, что, в частности знаменует приближение следующего периода в коммуникативно – познавательном развитии ребенка – периода лепетных псевдослов. (Е.Н. Винарская)

В 8,5 – 9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. Так, если на консультацию приводят ребенка 2,5 – 3 года , который не понимает обращенную к нему речь и не говорит, важно выяснить не пропало ли у него гуление в раннем возрасте. В подобных случаях необходимо сделать ему аудиограмму.

Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются довольно ясные звуки. Среди них чаще гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие. Однако эти звуки недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.

К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньше и менее четко.

Качество произносимых звуков зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета в его развитии имеет большое значение.

Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появление первых осмысленных слов – и с помощью речи. (А.И. Максаков)

Преддошкольный этап.              

  В этот период расширяется  объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. До полутора лет, фразовая речь у детей отсутствует. Употребляемые ребенком слова многообразны: одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» - упал, лежит, споткнулся; «дай» - отдай, принеси, подай; «биби» - идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед. Такие слова – предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются у детей в 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов – корней:

- Папа, ди (папа, иди)

- Ма, ди кх (мама, дай кису).

Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью:  одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность факторов:

а) механизм подражания словами окружающих;

б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

в) благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, Внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение,  достаточное общение со взрослыми).

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года – 10-15 слов, к концу второго года – 30 слов, к трем годам – примерно 100 слов,  а то и 300 слов.

Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачек в расширении словаря детей.

Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. Чаще всего это согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Можно выделить в этот этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама дай куклу); «Вова, нет тина»; ( У Вовы нет машины).

При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

Уже в 2,5 – 3 годам дети пользуются трех – четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди – идет – идешь – не иду; кукла – кукле – куклу).

На втором году жизни дети довольно четко  начинают произносить  такие гласные звуки как а, у, и, о, но звуки ы, э, заменяют звуками и, е; большинство согласных малыш или совсем не произносит, или произносит не верно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяются мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо «дай», «сянки» вместо «санки»); отсутствуют шипящие звуки, звуки л, рь, р. Это объясняется  возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. В произношении слов, кроме произношения неправильных звуков, отмечается упрощенное их произнесение, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый («ко» или «моко», вместо молоко)

Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно – ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаяська (чебурашка), синюська (свинюшка).

Как отмечает Н.С. Жукова, «с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменить слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачек в развитии речи».

Таким образом, к концу преддошкольного периода, дети обращаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

Итак, преддошкольный период наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка, поэтому именно этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга.

Дошкольный этап.

Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачек в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

Некоторые авторы выделяют этот этап детского словотворчества, постоянного интереса к языковым явлениям и обобщениям. (Т.Н. Ниакова, С.Н. Цейтлин и др.) Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, и использованием слогов и союзных слов (чтобы, потому что,   если, тот … который и т. д.):

- Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время  болеет.

- Около ушек у меня волосики  будут длинные, так как это  мои     завлекалочки.

- Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый  ветер.

В это время активный словарь увеличивается в 3-4 раза, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

На третьем году жизни хотя и значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата, но произношение у детей все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), ребенок пытается «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это им не всегда удается и дети начинают заменять недостающие звуки другими например: р и л,  заменяют звуками и или ль, шипящие и твердые свистящие – мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками ть, дь («сюба» - «тюба» - шуба; «сянки» - «тянки» - санки; «зюк» - «дюк» - жук). Нередко заменяются твердые согласные, простые, по артикуляции, мягкими («дяй» - дай). Причем такая замена обнаруживается лишь в определенных группах звуков т, д, с, з, (т.е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произношении губно – губных (п, б, м) и губно – зубных (в, ф). Многие дети заменяют звук ы звуком и, звук х звуком к.

При произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут сохранить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги; заменяют или опускают отдельные звуки. При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно – двухсложных («пигин» - пингвин).

К концу 4 года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразный становиться словарь и в качественном отношении. В речи детей кроме существительных, глаголов встречаются местоимения, наречия появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на признак и качества предметов (холодный, горячий) к концу года используют притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Но обобщающими понятиями не пользуются, такими как одежда, фрукты и т.д.

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН