Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Альметьевский институт
Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности
(выпускная квалификационная работа)
Допущен к защите: ___________________ «___»______________2009г. Зав. кафедрой педагогики и психологии, «__»________________2009 г. к.п.н., доцент Мустафина З.Г.
|
Альметьевск – 2009 г.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.2 Интеллект младших школьников
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников
Выводы первой главы
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента
2.3 Описание формирующего эксперимента
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента
Выводы второй главы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Важнейшей задачей современного школьного образования является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания и продуктивно использовать их на практике. В связи с этим происходит изменение самой сути образования: обучение становится не дидактическим, основной целью которого является формирование знаний, умений и навыков в условиях социально-нормативного контроля, усвоение и воспроизведение образцов, а дидактико-психологическим, направленным на общее психическое развитие каждого ученика.
В рамках гуманизации и индивидуализации образования основные усилия педагогов и психологов направлены на создание образовательной среды развивающего типа, позволяющей снять психологические барьеры в индивидуальном психическом развитии школьника. Ученик становится субъектом образовательной деятельности как процесса развития личности в целом, её телесного, эмоционального, интеллектуального, личностного и духовно-нравственного начал.
В педагогике и психологии накоплен обширный материал, анализ которого позволяет утверждать, что психическое развитие детей дошкольного (А. А. Венгер, А. В. Запорожец, Б. П. Никитин), младшего школьного (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Б. Истомина, А. И. Раев, Д. Б. Эльконин), подросткового (М. Кле, Н. С. Лейтес, И. Я. Лернер, А. К. Маркова) возраста зависит от характера, содержания и организации игровых и учебных программ. Поэтому педагог, ставящий перед собой задачу психического развития каждого учащегося, неизбежно сталкивается с необходимостью использования развивающих систем обучения, личностно ориентированных технологий и новых форм организации учебного процесса.
В связи с этим в настоящее время усиливается интерес к созданию новых методов, программ и систем обучения, которые направлены в первую очередь на общее психическое развитие учащихся, в частности, на их интеллектуальное развитие (особенно в младшем школьном возрасте).
Эти методы и программы складываются или интуитивно-эмпирически, или базируются на основе психолого-педагогических исследований.
В педагогике и психологии накоплен обширный научный материал, раскрывающий особенности и закономерности интеллектуального развития ребенка в процессе обучения. Фундаментальное значение в этом плане имеют философско-антропологические представления о человеке как социальном существе и субъекте деятельности (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); закономерностям развития интеллекта посвящены исследования Д. Векслера, Р. Кеттелла, А. Р. Лурии, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Ч. Спирмена, Р. Стернберга, Н. Ф. Талызиной, О. К. Тихомирова и других, особенностями интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения занимались Л. С. Выготский, 3. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, Л. А. Пономарев, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова и другие.
В основе исследований Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и других находится осознание того факта, что более высокий уровень развития младших школьников возможен в условиях развивающего обучения.
Результатами развивающего обучения по системе Л. В. Занкова считается высокий уровень наблюдения, развитое мышление и практическое действие; по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова — развитие теоретического мышления с такими его составляющими как рефлексия, анализ, абстракция.
Проблемное обучение способствует повышению уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс познавательных задач проблемного характера (И. Я. Лернер, М. И. Мах-мутов, А. М. Матюшкин и др.).
Развивающими считают такие экспериментальные направления, как социоигровая педагогика Е. Е. Шулешко, программа диалектического мышления Н. Е. Вераксы, интеллектуально-развивающие программы А. 3. Зака, способствующие развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Как показал анализ, к настоящему времени накоплен научный фонд, характеризующий в той или иной степени закономерности развития интеллектуальных способностей младших школьников в развивающей системе обучения. Вместе с тем остаются недостаточно разработанными некоторые аспекты развития интеллектуальных способностей в традиционном обучении.
В процессе исследования мы выявили следующие противоречия в проблеме интеллектуального развития младших школьников в традиционном обучении:
— между требованиями, предъявляемыми к уровню интеллектуального развития младших школьников и состоянием современного традиционного образования;
— между ростом значимости интеллектуального развития младших школьников и недостаточной педагогической компетентностью, необходимой для его развития;
— между признанием необходимости специальной работы по развитию интеллекта у учащихся младшего школьного возраста и отсутствием теоретически обоснованной и практически апробированной системы развивающих игр и упражнений.
С учётом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в исследовании влияния системы развивающих задач и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность процесса интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста может быть существенно повышена, если:
— осуществляется формирование положительного отношения к учению, тем самым обеспечивается успех учащихся в обучении;
— организуется формирование познавательной раскрепощённости;
— обеспечивается поэтапное освоение системы развивающих игр и упражнений, исходя из новообразований возраста, динамики ведущей деятельности, индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские концепции образования и диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Каган), философско-антропологические представления о человеке как социальном существе и субъекте деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев), культурно-историческая концепция развития личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин) личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) подходы.
Методы исследования: для установления искомых зависимостей и проверки искомых предположений в работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ литературы, изучение и обобщение массового психолого-педагогического опыта, наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
На I этапе проанализированы литературные источники, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования, уточнено содержание понятий «развивающие задачи», «интеллектуальное развитие», «критерии интеллектуального развития»; сформулирована общая гипотеза, намечены программа и методики её эмпирической проверки; создана база опытно-экспериментальной работы; осуществлен констатирующий этап эксперимента.
II этап связан с процессом интеллектуального развитии я учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений.
На III этапе осуществлён анализ динамики интеллектуального развития младших школьников, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации, завершено оформление дипломной работы.
В опытно-экспериментальной работе участвовали 52 учащихся 1—2 классов.
Научная новизна исследования:
— обоснована возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденция к индивидуализации обучения;
— раскрыты сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений, направленной на интеллектуальное развитие младших школьников в условиях традиционного обучения;
— определены критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста;
— выявлен и экспериментально обоснован один из вариантов процесса интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы, а также научно-методические рекомендации создали предпосылки для диагностики и эффективного интеллектуального развития, учащихся младшего школьного возраста. Разработана и апробирована система развивающих игр и упражнений в школе.
Структура дипломной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Интеллект или интеллектуальная деятельность представляет собой важнейший структурный компонент человеческой психики.
Интеллект в наибольшей степени связан с важнейшими проявлениями психики человека и наиболее полно может дать представление о ее состоянии. В интеллекте выделяют большое число разнообразных навыков и способностей, которые можно определить как факторы интеллекта. По уровню интеллекта удобнее всего классифицировать людей, относя их к тому или иному уровню развития и даже определяя их дальнейшую судьбу. В школьной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося [36, c. 123].
Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности