Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Вложенные файлы: 1 файл

образец.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Физкультминутка.

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

6.Углы тупые и острые.

1. На «Геоконте» уже выложена фигура О4-Ц-Б4.

Возьмите резинку другого цвета и постройте угол К4-Ц-О4. У вас получился острый угол. По отношению к прямому как он расположен? (Внутри прямого угла) Верно, при этом одна его сторона совпадает со стороной прямого угла, вершины углов так же совпадают.

Возьмите третью резинку и построим угол Ф4-Ц-О4. У вас получился тупой угол. По отношению к прямому как он расположен? (Вне прямого угла) Верно, при этом одна его сторона совпадает со стороной прямого угла, вершины углов так же совпадают. Для того, чтобы проверять: острый угол или тупой, используют угольники. Возьмите свои угольники. Сколько у него углов? (3) Какая это геометрическая фигура? (Треугольник) Найдите с помощью модели прямого угла прямой угол в вашем угольнике.

Дети при помощи прямого угла выложенного на «Геоконте» находят прямые углы, учитель проверяет правильность выполнения задания.

2. Потренируемся с помощью угольника находить прямые, острые и тупые углы с.57 № 144. («Геоконты» с моделями углов лежат на краю стола). Как мы проверим, какой перед нами угол? (Совместим вершину угла с вершиной прямого угла и один луч угла должен совпадать с лучом прямого угла.)

7. Закрепление изученного материала.

Печатная тетрадь 1, с.45 № 111 – 114

8. Итог урока.

1. Повторить правила измерения угла.

2.Оценивание

9. Домашнее задание.

С.58 № 148, придумать путь «Веселого Чудачка» на «Геоконте»

Тема: «Прямоугольник и квадрат»

Цели: познакомить  с существенными признаками прямоугольника и квадрата, помочь детям осознать, что любой квадрат является прямоугольником, учить строить  прямоугольник с помощью линейки и угольника, совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование: развивающие игры В.В. Воскобовича:  «Игровизор», «Геовизор»,коврограф «Ларчик» (рабочее поле из ковролина, цветные липкие ленточки, кружочки); карточки с заданиями, фломастеры 3-х цветов.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Устный счет.

1.На коврографе «Ларчик» изображение дома. В его окошках карточки с числами, а на крыше указано, какое действие надо выполнить с этими числами. Ответы записаны на карточках, на обратной стороне которых изображены различные животные.

 

 

 

 

 

 

 

2. Игра-соревнование «Кто быстрее?» (1 команда – 1 ряд) На каждый ряд 1 «Игровизор». На карточке длина цепочки зависит от количества детей (если на рядах количество детей разное – первые могут в свою очередь решить дополнительный пример).

1-я команда               +5         -25              -7              -6              -7              +2

                            +6              -30              +7              -8              -9              +3

2-я команда              

                                     +4              -24              -20              -4          -16           +4

3-я команда

3.Подготовка к изучению нового материала. ((коврограф «Ларчик» рисунок выполнен при помощи цветных липких лент)

Ребята, назовите, какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?

(прямая, кривая, угол, круг, ломаная, луч, отрезок, треугольник,  четырехугольник).

4.Сообщение темы урока.

Какая новая фигура появилась на нашем рисунке? (четырехугольник)

Сегодня мы с вами узнаем, какими бывают четырехугольники.

5.Новый материал.

1. № 170

Фигуры из этого задания заранее вырезаются  из картона. Прикрепив, их на коврограф, учитель дает задание:

- Рассмотрите внимательно эти фигуры. Какая фигура здесь «лишняя»? Почему? (ученик убирает пятиугольник)

Чем похожи все оставшиеся фигуры? (У этих фигур по 4 стороны и по 4 угла)

Как называются эти фигуры? (Четырехугольники)

При помощи угольника найдите фигуры, у которых все 4 угла прямые.

Эти фигуры выставляются отдельно.

- Такие четырехугольники, у которых все углы прямые, называются прямоугольниками. Как вы думаете, почему их назвали прямоугольниками? (Потому что у них все углы прямые).

2. А сейчас построим несколько фигур  на «Геовизоре». Точки ставим фломастерами, а соединять их будем карандашом при помощи угольника.

Фигура 1: Ф4-К4-О4-С4 (большой прямоугольник)

Фигура 2: Ф3-К3-О3-С3 (маленький прямоугольник)

Фигура 3: Ф1-К1-Ж1-Г1 (квадрат)

Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники.) Почему? (Все углы прямые)

Назовите координаты прямоугольника, который не похож на другие. (Ф1-К1-Ж1-Г1)

Измерьте длину сторон этого прямоугольника. (Длина сторон одинакова.)

Прямоугольник, у которого все стороны равны – это квадрат.

 

Физкультминутка.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

(шаги на месте раз, два, три)

Ручками похлопаем.

(хлопки в ладоши раз, два, три)

Раз присядем,

Два присядем,

(приседания)

Быстро встанем,

(повороты туловища)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

7. Построение прямоугольника.

Печатная тетрадь 1, с.53 № 128, с.55 № 131

8. Итог урока.

1. Повторить признаки прямоугольника и квадрата.

2.Оценивание

9. Домашнее задание.

С.68 № 176; придумать и выложить на «Геоконте» сказочный предмет или необычный узор из прямоугольников и квадратов.

Такие разделы математики как: “Двузначные числа”, “Сочетательное свойство сложения”, “Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд” лучше даются детям при включении в практическую работу “Игровизора”, “Ларчика”, конструктора цифр “Восьмерка”. Например, при изучении двузначных чисел дети конструируют при помощи “Восьмерки” цифру разряда десятков по моему заданию, а цифру разряда единиц путем выполнения математического действия. При выполнении этого задания дети обучаются вычислительным действиям с двузначными числами, закрепляется зрительная ассоциация двузначного числа, тренируется мелкая моторика рук.

“Игровизор” наиболее эффективен в моей работе при использовании в начале урока для математической разминки (устный счет, состав числа, ориентир в пространстве, закрепление знаний геометрических фигур, решение математических ребусов и т.д.).

Одна из трудных тем предмета – умножение. Для успешного освоения материала в индивидуальной работе с детьми мы использовали игру “Планета умножения”. Это настольная игра для подгруппы детей из 2-6 человек. она состоит из игрового поля (“планета” с десятью “космическими станциями”) и ста игровых карточек (“экипажи”). На каждой карточке - от 1 до 10 красных кружков (“члены экипажа”). В ходе игры карточки постепенно накапливаются (“экипажи” собираются) и перемещаются между колонками цифр из центра “планеты” к “станциям”. дети имеют возможность играть в нее на переменах, в вечернее время, закрепляя знания темы. Поддерживая игровую ситуацию заданную игрой все свои задания на уроках, строим собирая “членов экипажа” для полета, проверяя “летные” задания, выставляя оценки в зависимости от накопленных очков игры. Родители отмечают интерес детей к умножению и очень удивлены результатами усвоения таблицы умножения.

Развивающие игры В.В. Воскобовича можно использовать не только на уроках математики, но и русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Самую сложную тему в начале обучения грамоте “Буквы и звуки” прошли легко и эффективно при помощи “Конструктора букв”. Весь секрет состоит в том, что дети не только произносят название буквы, но и конструируя ее, могут потрогать руками, подобрать различные оттенки частей буквы, отметить цветом твердость или мягкость звука. С помощью “Конструктора букв” мы составляли слоги, слова и даже небольшие предложения, что позволило нам в дальнейшем фантазировать, составлять описательные рассказы, сказки, вести дневники наблюдений и выкладывать слова и предложения, как буквами, так и схемами на коврографе “Ларчик”. “Ларчик” - это прекрасный эквивалент школьной доски. Он выполнен из ковролина. Весь материал крепится при помощи липкой ленты, что позволяет проводить урок динамично и продуктивно. Дети имеют возможность продолжать игру, начатую на уроке в свободное время. Мы старались поддерживать и поощрять их инициативу самостоятельно играть в развивающие игры.

В нашей школе выделена отдельная комната под названием “Фиолетовый лес” (это сказочная область развивающих игр В.В. Воскобовича). В фиолетовом лесу мы знакомимся со свойствами природных явлений (замерзание воды – игра “Прозрачные льдинки”), с животным миром (персонажи сказочного леса), что вызывает интерес детей к дальнейшему изучению предмета “Окружающий мир”. В приложении даны разработки уроков-игр, интеллектуальных марафонов и КВНов.

2.4 Описание результатов контрольного эксперимента

 

            Рассмотрим результаты контрольного эксперимента. Для удобства представим высокие и низкие уровни сформированности интеллекта.

Показатели сформированности интеллекта в экспериментальной группе до и после эксперимента 

Таблица 3.

 

Высокий уровень

 

Низкий уровень

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления

15%

45%

48%

20%

Сформированности произвольности

18%

36%

47%

25%

Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей

13%

28%

47%

20%

Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков

15%

33%

52%

27%

Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии

20%

40%

45%

23%

Диаграмма 3. Показатели сформированности интеллекта в экспериментальной группе до и  после эксперимента

1 - Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления

8  - Сформированности произвольности

9  - Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей

10     - Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков

5 - Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии

Показатели сформированности интеллекта в контрольной группе до и после эксперимента

Таблица 4.

 

Высокий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления

17%

48%

17%

48%

Сформированности произвольности

15%

48%

15%

48%

Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей

15%

44%

15%

44%

Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков

18%

47%

18%

47%

Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии

18%

45%

18%

45%

Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности