Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Диаграмма 1. Показатели сформированности интеллекта в экспериментальной группе
1 - Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления 2 - Сформированности произвольности 3 - Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей 4 - Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков 5 - Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии |
Показатели сформированности интеллекта в контрольной группе
Таблица 2.
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления | 17% | 35% | 48% |
Сформированности произвольности | 15% | 37% | 48% |
Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей | 15% | 41% | 44% |
Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков | 18% | 35% | 47% |
Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии | 18% | 37% | 45% |
Диаграмма 2. Показатели сформированности интеллекта в контрольной группе
1 - Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления 5 - Сформированности произвольности 6 - Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей 7 - Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков 5 - Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии |
Показатели двух групп свидетельствуют о том, что уровень сформированности интеллекта низкий как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Полученные данные говорят о том, что у младших школьников плохо развиты зрительная перцепция и наглядно-образное мышление, они ошибаются в последовательности, не могут понять ошибок или их рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, категориальность мышления, у них низкий уровень обобщения.
2.3 Описание формирующего эксперимента
Интеллект – это отражающая система различных уровней сложности ее природной или технической организации, находящаяся между отражаемыми стимулами и отраженными реакциями, система процессов улавливания, запоминания и установления связей между информациями, необходимыми для решения задач. У человека – это познание как атрибут сознания.
Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Задача эта нелегкая, но вполне разрешимая. Школьники, как все люди вообще, обладают разными складами ума: у одних аналитический, у других преобладает наглядно-образный, у третьих образные и абстрактные компоненты мышления развиты относительно равномерно. Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников.
При разработке программы занятий по развитию интеллекта учащихся мы поставили следующие задачи:
1) целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
2) приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
3) активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
4) соблюдение баланса между интуицией и знанием;
5) разноплановое рассмотрение одного итого же объекта;
6) опору на опыт ребенка;
7) параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;
8) взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
9) единство интеллектуальных и специальных умений;
10) создание каждому ребенку условий максимально эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Такую роль может сыграть математика в составе других учебных дисциплин.
Рассмотрев структуру предъявления общих и специфических знаний и умений на уроках математики:
умение выделять в предметах различные свойства;
умение выделять общие и отличительные признаки;
умение отличать в предметах существенные (важные) свойства от несущественных, второстепенных и устанавливать разницу между общими и существенными признаками;
умение сравнивать.
Так как начало работы по формированию этих логических приемов можно построить разными путями и, учитывая, что целесообразная учебная деятельность рождается в недрах игровой, то на своих уроках мы старались максимально использовать развивающие игры.
Включение в учебник математики Н.Б. Истоминой диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы математических действий, анализируются ошибки, уже предполагают игровую ситуацию на уроке. Но наиболее эффективным средством интеллектуального развития младших школьников, которое мы открыли для себя, служат развивающие игры, созданные В.В. Воскобовичем.
Оригинальность и самобытность игр, с которыми наши дети знакомятся, уже в дошкольных группах заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, как дошкольника, так и младшего школьника, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс “думания” над задачей. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Происходит глубокая задействованность психических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь.) А также качеств личности (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость.) Многовариантность и разные степени сложности заданий одной игры позволяет мне использовать их в индивидуальной работе на уроке для углубления знаний учащихся и как наглядное практическое пособие для изучения новых тем. Импонирует мне и наличие сказочного образа в играх, для детей младшего школьного возраста это является одним из стимулов выполнения задания. Важна, на мой взгляд, возможность создания плоскостных и объемных изображений, создания схем. Широкий спектр возможности проявления творчества в создании своих собственных схем и изображений. Проявления творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей, позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, умению логически завершать задание.
Представим продуктивностью усвоения программного материала при включении в ход урока развивающих игр.
Раздел математики, включающий геометрию и такие разделы, как угол, луч, отрезок, прямоугольник, квадрат, виды треугольников, ломаная, решение задач с использованием геометрических фигур даже самым слабым детям были поняты детьми на первом уроке. Такой результат мы получили, используя на уроке методические пособия В.В. Воскобовича “Геоконт”, “Геовизор”, и серию “Чудо-крестики”. “Геоконт” - представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый “луч”, второй “гвоздик”). С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры. “Геовизор” представляет собой папку с прозрачным верхом – экраном. Внутрь папки вкладываются листы с заданиями. Сами задания выполняются фломастером по координатной сетке на экране “Геовизора”. Помимо демонстрационного материала, который я использовала при объяснении новых тем (“Геоконт Великан”, “Чудо-соты”, “Чудо-крестики”), каждый ребенок имел раздаточный материал, при помощи которого вторая часть каждого урока проводилась в форме выполнения практического (сказочного) задания. Например: объяснить путь солнечного зайчика или начертить путь Снежной Королевы. В этих заданиях помимо знакомства с отрезком, видами линий, дети вспоминали теплые и холодные тона, фантазировали о том, что произойдет, если пути героев пересекутся, придумывали сказки.
Использование игры “Геоконт” стимулирует математическое развитие, предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их.
В игре развиваются конструктивные умения, происходит тренировка тонких движений пальцев, что, по мнению физиологов, является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи и интеллекта ребенка.
Построив модель при помощи цветных резинок на “Геоконте” переносим ее на “Геовизор”. После выполнения задания следы фломастера удаляются салфеткой. Используя эти игры, я имею возможность наглядно, красочно и ненавязчиво познакомить детей с геометрическими представлениями. А затем дети самостоятельно с помощью разноцветных резинок моделируют геометрические фигуры, предметы окружающего мира, что способствует живому, ярому восприятию их, убеждаются, что на “Геоконте” можно рисовать, растягивая резинку, фигурки, буквы, цифры. Представим разработку уроков.
Тема: «Угол»
Цели: познакомить детей с новой геометрической фигурой, с ее частями (вершина, стороны угла), учить строить угол в тетради с помощью линейки, на основе практической деятельности познакомить детей с понятиями «прямой угол», «тупой угол» и «острый угол», учить находить тупые и острые углы, помочь учащимся осознать, что величины угла не зависит от длины его сторон; совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: развивающие игры В.В. Воскобовича: конструктор цифр «Восьмерка», «Игровизор», «Геоконт», коврограф «Ларчик» (рабочее поле из ковролина, цветные липкие ленточки, кружочки); карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Устный счет.
1. Задания на карточках 3-4 ученика. («Игровизор»)
Вставить числа в выражениях:
64+…=67 23+…=28
79-…=73 57-…=51
98-…=92 82+…=88
2. Состав чисел 11,12. (конструктор цифр «Восьмерка»). Например, учитель проговаривает: «11 это 6 и…» дети на «Восьмерке» показывают второе число.
3.Подготовка к изучению нового материала. (коврограф «Ларчик» рисунок выполнен при помощи цветных липких лент)
Ребята, назовите, какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?
Прямая, луч, отрезок, ломаная, кривая замкнутая и незамкнутая, круг, прямоугольник, треугольник, ромб.)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О геометрических фигурах.)
4.Сообщение темы урока.
Верно. Мы познакомимся с новой геометрической фигурой, которая называется – угол.
5.Новый материал.
Постройте на своих «Геоконтах» фигуру О4-Ц-Б4.(Учитель выполняет те же действия на «Геоконте Великане») У вас получился прямой угол. Его еще называют главным, потому что все остальные углы сравнивают с ним по величине. Стороны угла – это лучи. Какие лучи имеет наш угол? (Б4-Ц и О4-Ц). Точка, из которой эти лучи проведены – это вершина угла. Какая вершина у нашего угла? (точка Ц)
Возьмите резинку другого цвета и постройте на «Геоконтах» фигуру О2-Ц-Б2. Какая фигура у вас получилась? (Прямой угол) Чем отличаются эти два угла? (Лучи первого длиннее, чем лучи второго) А углы одинаковые? (Да) Зависит ли величина угла от длины его сторон? (Нет) Правильно, ведь стороны угла – лучи, а луч мы можем продолжать сколько угодно, но его величина от этого не меняется.
Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности