Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
2. Выпиши то, что относится к формам земной поверхности:
7
А) равнина;
Б) высокий дом;
В) поле;
Г) гора.
7
3. Выпиши, что является главным источником тепла на Земле:
электричество, дрова, Солнце, газ, каменный уголь, торф.
4. Допиши конец народных примет:
Ласточки низом разгонялись -
Воробьи в пыли купаются -
Дым из трубы прямо вверх поднимается -
5. Составь цепь питания живых организмов.
…. — … — … — …
Математика - 4 класс
1. Запиши все двузначные числа, у которых число десятков на 3 меньше числа единиц.
2. Трехзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значений, но в его названий все слова начинаются с одинаковой буквы. Какое это число?
3. Если в некотором трехзначном числе, оканчивающемся нулем, отбросить этот нуль, то число уменьшится на 351. Найди это число.
4. Написано 99 чисел: 1,2,3,…98,99. Сколько раз в записи чисел встречается цифра 5?
5. В трехзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все 3 цифры различные. Найди это число.
2 вариант
Русский язык – 3 класс
1. Выпиши слова с ударением на третьем слоге:
картина, ударение, чернота, ласточка, убежали
2. Выпиши слова, в которых все согласные звуки звонкие:
зубы, голос, голуби, арбуз, звон.
3. Восстанови пословицу:
Не _____ сто _______, а ______ сто __________.
____ двумя ________ гонишься - ____ одного _________.
4 Добавь 1 букву каждому слову и напиши полученные слова:
шпага, база, шел, банк, дача, порт, клад, рис.
5.
радость, задумал, коряга,
Математика - 3 класс
1. Какие примеры зашифрованы (одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, а разные буквы – разные цифры):
2. У всех 25 учеников на родительское собрание пришли папы и мамы. Мам было 20, пап – 10. У скольких учеников на собрание пришли и мамы, и папы?
3. Сколько всего двухзначных чисел, в записи которых нет цифры 2 ?
4. Горело 9 свечей. Четыре из них потушили. Сколько их осталось, объясни.
5. Напиши самое маленькое пятизначное число так, чтобы все цифры были разными.
Природоведение – 3 класс
1. Назови деревья, листья которых осенью краснеют.
2. Овощными растениями являются (выбери правильный ответ):
а) яблоня, груша, смородина
б) капуста, огурцы, лук.
в) просо, рис, кукуруза.
3. Собери из букв как можно больше названий домашних животных (буквы можно использовать только один раз).
ц о б а к с а т у г ь о ы к у з к в а
4. Какой овощ употребляют только в незрелом виде? Почему?
5. Выпиши лишние слова в каждой строчке.
а) сосна, ель, береза, лиственница
б) корова, лошадь, коза, лиса
в) морковь, лук, яблоко, помидор.
1.Составь лесенку слов на букву д , чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.
д . .
д . . .
д . . . .
д . . . . .
д . . . . . .
д . . . . . . .
2. Выпиши из предложения все словосочетания:
Узенькая тропинка привела нас к незнакомой реке.
3. Напиши слова, раскрывая скобки:
(от)крывать, (от)мороза, (не)жный, (не)смотреть, (по)тухли, (у)дома, (у)бегать, (на)колоть.
4. Подбери синонимы и антонимы:
7
Красивый -
Быстрый -
Мрачно -
Зной -
Смелый -
Яркий -
7
5. Замени русскими пословицами, выражающими такой же смысл, пословицы разных народов.
Тот не заблудится, кто спрашивает.
Тот, кто не учится, ходит в потёмках.
1. Название какого дерева состоит только из предлогов?
2.Ответь на вопросы:
1)Какое вещество меняет свое название при переходе из твердого состояния в жидкое?
2) Какие растения выращивают для получения плодов?
а) морковь, б) огурец, в) дыня, г) картофель.
3. Какие из названий рек: Красная, Оранжевая, Желтая, Голубая, Синяя, Белая, Черная – есть на карте мира? Какие еще “цветные” названия можно встретить на карте мира?
4. Раздели на группы названия птиц. Объясни, почему?
Скворец, синица, сорока, снегирь, воробей, журавль, голубь, грач, ласточка, ворона.
5. Приведи примеры полезных и вредных для здоровья человека привычек.
Полезные:
Математика – 4 класс
1. Сумма двух чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найди эти числа.
2. Из 300 жителей деревни 200 говорят на тат. яз., 180 – на русском. Сколько жителей этой деревни говорят и на татарском, и на русском языке?
3. Три девочки собирали орехи. Оля и Маша собрали 11 орехов, Маша и Даша – 12. Оля и Даша – 13 орехов. Сколько орехов собрала каждая девочка?
4. Найди зашифрованный пример (одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, а разные буквы – разные цифры):
Реши
+ Если_
Силен
5. В трехзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все три цифры различные. Напиши это число.
Приложение 3.
Урок-игра "Клуб весёлых математиков (КВМ)"
Цели:
развивать интерес к предмету, творческие способности;
воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.
Ход урока-игры
Класс разбивается на 2 команды.
I. Введение в игру
Ведущий: Привет, друзья! Сегодня в классе
Большой и интересный день.
Мы приготовили веселый
Наш школьный праздник –
Дети (все вместе): КВМ!
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть!
Учитель: В нашей игре принимают участие две команды.
Напоминаю правила игры:
время на обсуждение 30 секунд или одна минута, в зависимости от задания;
ответы не выкрикивать, при готовности поднять сигнальную карточку;
если команда дала неправильный ответ, слово предоставляется соперникам.
II. Представление команд
Как нету на свете
Без ножек столов,
Как нету на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов –
И без панцирей раков,
Так нет в математике
Действий без знаков.
/Стихотворение по-очереди читают представители двух команд/
Команда № 1 “Плюсы”
Мы – плюсы!
И этим мы гордимся.
Мы для сложения годимся,
Мы добрый знак соединенья,
И наше в том предназначенье.
Команда № 2 “Минусы”
Мы – минусы!
Мы – добрый знак
Ведь не со зла мы отнимаем,
А свою роль лишь выполняем.
Команда “Плюсы”
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье
Не получится сложенья!
Команда “Минусы”
Вычитаем! Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и лед, и снег,
Если вычесть снег и лед,
Будет птичий перелет.
Сложим солнышко с дождем
И немножко подождем…
И получим травы.
Разве мы не правы?
Чтоб работать быстро и ловко
Нам нужна для ума тренировка.
Учитель: Итак, уважаемые команды, разминка. На каждое задание дается по 30 секунд. По окончании работу нужно сдать членам жюри на проверку.
/У учащихся на столах лежат листочки с заданиями. Формулировку задания читает учитель. Команды получают одинаковые задания/
Возьмите карточку № 1.
Решив необычные примеры, вы сможете прочитать пословицу.
Карточка № 1
1 команда
Знамя – мя + нить – ть + е = /знание/
Лучи – и + шея – я + е = /лучшее/
Богатырь – ырь + ствол – л = /богатство/
/Ответ: Знание – лучшее богатство/
2 команда
Ученый – ый + омлет – лет + уж – ж = /ученому/
Везение – ение + дом – ом + еда – да = /везде/
Доска – ска + роза – за + газета – зета = /дорога/
/Ответ: Ученому везде дорога/
Учитель: Ну, а теперь проверим домашнее задание. Каждая команда должна была найти и выучить как можно больше пословиц, в которых идет речь о числах. Приготовились. Итак, внимание конкурс “Бой пословиц”!
Карточка № 2
Разгадайте загадки и запишите ответы.
Первые буквы правильных ответов вписать в клетки.
Учитель: Мы продолжаем осваивать математические просторы и следующая карточка № 3. Узнав закономерность, продолжите каждый ряд на 4 числа.
3,4,6,9,13… /18,24,31,39/
2,19,3,18,4,17… /5,16,6,15/
2,3,5,8,13… /21,34,55,89/
Карточка № 4
Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Что больше: их сумма или произведение? /сумма, произведение равно 0/.
Блиц-турнир /команды отвечают по очереди, на каждую задачу – 30 секунд/.
На столе стояло 5 стаканов с ягодами, Вова съел ягоды из одного стакана. Сколько стаканов на столе? /5 стаканов/
Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? /два/
Эльдар записал в тетради число 54 и цифру 5 зачеркнул. На сколько уменьшилось число?
У квадрата отрезали один угол. Как можно назвать полученную фигуру? /пятиугольник/
Трое друзей поехали на дачу в поезде. Дорога заняла 6 часов. Сколько часов ехал каждый? /6 часов/
Каждую головку сыра разрезали пополам. Сколько было головок сыра, если получилось 6 половинок?
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? /двое/
Алла – дочь Марии, а Мария – дочь Арины. Кем приходится Алла Арине? /внучкой/
Подведение итогов разминки
Учитель: Наши команды – достойные соперники и приготовили свои задания.
/Представители команд зачитывают свои задания друг другу./
Учитель: А теперь нас ждет математическая рыбалка; выиграет та команда, которая лучше всех знает таблицу умножения.
/Из бумаги вырезаются рыбки, к тыльной стороне которых скрепками прикрепляются карточки с примерами. Игра проходит в виде эстафеты. У детей удочки с магнитными “поплавками”. Дети бегут к рыбкам, вытаскивают по 1 и, решив пример, каждая команда складывает в свое ведро. Последним бежит капитан, забирает весь улов и приносит жюри. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок решила все примеры./
Учитель: Молодцы, ребята! Вы показали хорошее знание таблицы умножения.
Ученик: И таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права,
Чтоб не случилось в мире,
А все же будет 2 х 2
По прежнему – 4.
Учащиеся исполняют песню “Дважды два четыре” /сл. Пляцковского М., муз. Шаинского В./
ПРИПЕВ: Дважды два – четыре, дважды два – четыре –
Это всем известно в целом мире.
Дважды два – четыре, дважды два – четыре –
Это всем известно в целом мире.
Дважды два – четыре, дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать.
Дважды два – четыре, дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем.
1. Трижды три навеки девять,
Ничего тут не поделать,
И не трудно сосчитать
Сколько будет пятью пять –
Пятью пять – двадцать пять,
Пятью пять – двадцать пять –
Совершенно верно.
2. У кого друзья ни спросим
Шестью восемь – сорок восемь,
Шестью шесть, прошу учесть,
Неизменно тридцать шесть.
Шестью шесть – тридцать шесть.
Шестью шесть – тридцать шесть
Совершенно верно.
Инсценировка стихотворения Б.Заходера “Пошел Сережа в первый класс”.Пошел Сережа в первый класс.
С Сережей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
– Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь на пари – Я доказать могу всегда
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот один, а вот и два, смотри!
Один да два – закончил сын, –
Как раз и будет три!
– Вот молодец! – сказал, отец. –
И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!
Учитель: А теперь посмотрим насколько внимательны и хорошо считают наши команды.
Конкурс “Кто быстрее сосчитает до 30?”
По одному игроку из команды выходят к таблицам. Они должны считать вслух и одновременно показывать называемые цифры. Побеждает тот, кто быстрее и точнее покажет все числа.
Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности