Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Кот к рыбам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей?
5. Решение примеров.
Игра “Точно по курсу”
Конкурс капитанов.2 + 7 = 3 + 2 = 5 + 2 =
8 – 2 = 4 – 1 = 6 – 1 =
Вокруг примеров рисунки корабликов. На парусе записаны числа 9, 6, 5, 3, 7, 5, которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.
- Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь тёмное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.
Вызываю к доске 3-х учеников – по количеству столбиков примеров. Они решают пример, находят кораблик соответствующим ответом, записанным на парусе, и ставят его. Кто быстрее “проведёт” по курсу свои корабли, тот становится капитаном.
6. Физкультминутка.
На доске рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбы, вставленные в прорези, летают чайки, плавает надувной матрац в форме круга.
- Поплыли дальше.
Дети хором говорят:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
- Всё ли на море спокойно, капитан? (Капитан смотрит в бинокль)
- На море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнём, проведём физкультминутку:
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Какую геометрическую фигуру нам напоминает плавающий матрац? (Круг)
- Сколько палочек в этом круге, столько раз поднимем руки. А если, обозначенные на круге точки соединить, какая фигура получится? (Треугольник)
Присядем столько раз,
Сколько рыб здесь у нас!
Сколько чаек у нас?
Столько мы подпрыгнем раз.
7. Состав числа.
Даны рисунки рыбок. На них наклеены примеры (2 +3, 4 + 2, 6 + 1 и другие), с другой стороны – числа, являющиеся ответами (5, 6, 7 и другие). Я показываю детям рыбки с той стороны, где записан ответ. Ученик, назвавший пример, который наклеен с другой стороны рыбки, считается хорошим рыбаком, то есть поймал рыбку.
Одновременно проводится соревнование между рядами. Ряд, который больше поймал рыбок, получает красный флажок; ряд, занявший второе место – жёлтый; ряд, детям которого не повезло на рыбалке, получает синий флажок. В процессе этой игры ребята вспоминают все случаи состава чисел.
- Ребята, давайте немножко отдохнём, порыбачим.
- Кто у нас самый ловкий рыбак? (Показываю рисунки рыбок, дети начинают “ловить”)
- Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может, мы их отпустим в море?
Поплыли дальше.
Дети хором произносят:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
8. Работа по учебнику (с.46-47)
Соотнесение числа с соответствующей группой предметов.
- На пути у нас остров “Весёлые друзья”. Там дружно живут звери и птицы. У каждой семейки есть геометрическая фигура. Как же она называется? (Квадрат)
На каждом квадрате было написано число, которое обозначало, сколько членов в этой семье.
- Был сильный ураган и ветер унёс все числа. И теперь все звери и птицы не могут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать всё наоборот.
Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята,
Хрюкать!”
- Давайте, ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их, и положите число в квадрат.
Свинки замяукали:
“Мяу! Мяу!”
- Каким числом вы обозначите свинок?
Цыплята закрякали:
“Кря, кря, кря!”
- Сколько цыплят?
Воробышки прилетели
Очень весело запели:
“Мяу – у – у!”
- Сколько же их, ребята?
А вот заиньки
Были паиньки:
Не мяукали
И не хрюкали –
Наш корабль встречали,
И весело танцевали.
- Сколько их?
- Посмотрите, ребята, вы заполнили все квадраты. Но числа в них расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их, начиная с самого маленького и кончая самым большим. (Дети называют: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
- А теперь назовём числа, начиная с самого большого и кончая самым маленьким. (Дети называют: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
- Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителями острова и плывём дальше.
Плыви, кораблик, в море
И дальше – в океан.
9. Физкультминутка “Птенчик”
- У нас на берегу тоже есть и звери, и птицы. Помните, как мы ходили в лес? Видели пушистого птенчика.
Дети хором произносят слова, одновременно делая упражнения.
Слова: Упражнения:Глянул птенчик из гнезда: Голову вниз
“Ух, какая высота!”
Пускай высота
Вылетай из гнезда
На мир посмотри
раз…
два …
три … Покачивание головой
Взмах правой рукой
Плавные взмахи обеими руками
Повороты головы
влево
вправо
вперёд
10. Решение примеров.
- Капитан, всё ли спокойно в океане? Мне, кажется, кто-то показался вдали. Кто там? (Пираты)
На доске рисунок корабля, в его прорези вставлены рисунки пиратов.
- Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Взяли оружие! А им, вы знаете, является ум, острота и смелость.
Правильно решили пример – отбили пирата.2 + 1 3 + 1 9 +1
2 – 1 3 – 1 10 – 1
- От имени капитана объявляю благодарность самым важным матросам нашего корабля ….
11. Работа в тетрадях.
- Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте рабочее место, сядьте удобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными. (Дети выполняют задания с окошками на сложение и вычитание чисел).
12. Работа по карточкам.
- Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествие с нами. И он, в знак благодарности, для каждого из вас приготовил задания. Вам надо каждое число соединить с соответствующим рисунком.
13. Итог урока.
- Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной Земле. Во время путешествия мы работали над числовым рядом, готовились к решению задач; решали примеры; прибавляли и вычитали число 1; повторяли состав чисел; соотносили числа с группами предметов; вспомнили знакомые геометрические фигуры.
Приложение 6.
Урок-игра по природоведению во 2-м классе по программе А.А. Плешакова "Зеленый дом"
Тема: Лесные опасности.
Цели:
4.
5.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Дети показывают знаки домашней опасности.
2. Объяснение новой темы. Телеграмма от Лесовичка. “Дорогие ребята!
Приглашаю вас в лес на весеннюю экскурсию, но будьте осторожны в лесу. Лесовичок.”
Итак, Лесовичок приглашает нас в гости в лес…
Первая физминутка.. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу.
- Что же вы увидели красивого в лесу? (ответы детей).
- Молодцы, а теперь подумайте, почему Лесовичок пишет: “Будьте осторожны!”.
Чего нужно опасаться, что может нанести здоровью человека вред, представлять опасность для жизни человека.
- Что растет в лесу? Что любят собирать взрослые и дети? (ягоды, грибы, орехи)
3. Загадки:
Сочна, красна, душиста.
Растет низко, к земле близко.
Кто не идет, всяк поклонится. (земляника)
Растет в оборочке, на небольшом кусточке: черненькая, маленькая, сладенькая. (черника)
А какие еще ягоды растут в лесу (ответы детей)
- Но есть в лесу и ядовитые ягоды. (учитель показывает картинки бузины, вороньего глаза, волчьего лыка).
Загадки про грибы.
Под осинкой мужичок
На нем красный колпачок (подосиновик)
Под березой старичок
На нем бурый колпачок.
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой (подберезовик)
Стоит мальчонка,
Рыжая шапчонка (рыжик)
На плакате дети находят съедобные грибы.
- В нашей стране около двухсот видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут 25 видов.
- А какие грибы мы не собираем (ответы детей).
- Можно ли сбивать несъедобные грибы? (дети объясняют, почему нельзя сбивать)
4. Работа по учебнику.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
А четыре – улетела.
- О чем была физминутка?
- Бабочка относится к насекомым. А есть ли среди них такие, которые доставляют людям неприятности? (ответы детей)
В какое время года их особенно много? (летом)
Работа с иллюстрацией в учебнике. (стр.32, 33)
- Посмотрите на иллюстрации. Назовите съедобные и несъедобные ягоды, ядовитые грибы.
Игра “Светофор”.
Учитель называет съедобные ягоды или грибы. Дети показывают светофор зеленого цвета. Если ядовитые – красный.
5. Итог урока.
Что интересного было сегодня на уроке? Какую осторожность вы будете соблюдать, находясь в лесу?
6. Домашнее задание.
(творческое: нарисовать, что относится к лесным опасностям)
113
Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности