Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Вложенные файлы: 1 файл

образец.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Кот к рыбам подобрался

Одну схватил и умчался.

Сосчитайте, ребята, скорей,

Сколько осталось рыб у друзей?

5. Решение примеров.

Игра “Точно по курсу”

Конкурс капитанов.2 + 7 =               3 + 2 =               5 + 2 =

8 – 2 =               4 – 1 =               6 – 1 =

Вокруг примеров рисунки корабликов. На парусе записаны числа 9, 6, 5, 3, 7, 5, которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.

- Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь тёмное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.

Вызываю к доске 3-х учеников – по количеству столбиков примеров. Они решают пример, находят кораблик соответствующим ответом, записанным на парусе, и ставят его. Кто быстрее “проведёт” по курсу свои корабли, тот становится капитаном.

6. Физкультминутка.

На доске рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбы, вставленные в прорези, летают чайки, плавает надувной матрац в форме круга.

 

- Поплыли дальше.

Дети хором говорят:

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

- Всё ли на море спокойно, капитан? (Капитан смотрит в бинокль)

- На море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнём, проведём физкультминутку:

Рыбки весело плескались

В чистой голубой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- Какую геометрическую фигуру нам напоминает плавающий матрац? (Круг)

- Сколько палочек в этом круге, столько раз поднимем руки. А если, обозначенные на круге точки соединить, какая фигура получится? (Треугольник)

Присядем столько раз,

Сколько рыб здесь у нас!

Сколько чаек у нас?

Столько мы подпрыгнем раз.

7. Состав числа.

Даны рисунки рыбок. На них наклеены примеры (2 +3, 4 + 2, 6 + 1 и другие), с другой стороны – числа, являющиеся ответами (5, 6, 7 и другие). Я показываю детям рыбки с той стороны, где записан ответ. Ученик, назвавший пример, который наклеен с другой стороны рыбки, считается хорошим рыбаком, то есть поймал рыбку.

 

Одновременно проводится соревнование между рядами. Ряд, который больше поймал рыбок, получает красный флажок; ряд, занявший второе место – жёлтый; ряд, детям которого не повезло на рыбалке, получает синий флажок. В процессе этой игры ребята вспоминают все случаи состава чисел.

- Ребята, давайте немножко отдохнём, порыбачим.

- Кто у нас самый ловкий рыбак? (Показываю рисунки рыбок, дети начинают “ловить”)

- Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может, мы их отпустим в море?

Поплыли дальше.

Дети хором произносят:

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

8. Работа по учебнику (с.46-47)

Соотнесение числа с соответствующей группой предметов.

- На пути у нас остров “Весёлые друзья”. Там дружно живут звери и птицы. У каждой семейки есть геометрическая фигура. Как же она называется? (Квадрат)

На каждом квадрате было написано число, которое обозначало, сколько членов в этой семье.

- Был сильный ураган и ветер унёс все числа. И теперь все звери и птицы не могут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать всё наоборот.

Замяукали котята:

“Надоело нам мяукать!

Мы хотим как поросята,

Хрюкать!”

- Давайте, ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их, и положите число в квадрат.

Свинки замяукали:

“Мяу! Мяу!”

- Каким числом вы обозначите свинок?

Цыплята закрякали:

“Кря, кря, кря!”

- Сколько цыплят?

Воробышки прилетели

Очень весело запели:

“Мяу – у – у!”

- Сколько же их, ребята?

А вот заиньки

Были паиньки:

Не мяукали

И не хрюкали –

Наш корабль встречали,

И весело танцевали.

- Сколько их?

- Посмотрите, ребята, вы заполнили все квадраты. Но числа в них расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их, начиная с самого маленького и кончая самым большим. (Дети называют: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

- А теперь назовём числа, начиная с самого большого и кончая самым маленьким. (Дети называют: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)

- Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителями острова и плывём дальше.

Плыви, кораблик, в море

 

И дальше – в океан.

9. Физкультминутка “Птенчик”

- У нас на берегу тоже есть и звери, и птицы. Помните, как мы ходили в лес? Видели пушистого птенчика.

Дети хором произносят слова, одновременно делая упражнения.

Слова: Упражнения:Глянул птенчик из гнезда:               Голову вниз

“Ух, какая высота!”

Пускай высота

Вылетай из гнезда

На мир посмотри

раз…

два …

три …               Покачивание головой

Взмах правой рукой

Плавные взмахи обеими руками

Повороты головы

влево

вправо

вперёд

10. Решение примеров.

- Капитан, всё ли спокойно в океане? Мне, кажется, кто-то показался вдали. Кто там? (Пираты)

На доске рисунок корабля, в его прорези вставлены рисунки пиратов.

- Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Взяли оружие! А им, вы знаете, является ум, острота и смелость.

Правильно решили пример – отбили пирата.2 + 1               3 + 1               9 +1

2 – 1               3 – 1               10 – 1

 

- От имени капитана объявляю благодарность самым важным матросам нашего корабля ….

11. Работа в тетрадях.

- Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте рабочее место, сядьте удобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными. (Дети выполняют задания с окошками на сложение и вычитание чисел).

12. Работа по карточкам.

- Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествие с нами. И он, в знак благодарности, для каждого из вас приготовил задания. Вам надо каждое число соединить с соответствующим рисунком.

13. Итог урока.

- Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной Земле. Во время путешествия мы работали над числовым рядом, готовились к решению задач; решали примеры; прибавляли и вычитали число 1; повторяли состав чисел; соотносили числа с группами предметов; вспомнили знакомые геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

 

Урок-игра по природоведению во 2-м классе по программе А.А. Плешакова "Зеленый дом"

Тема: Лесные опасности.

Цели:

4.                              Научить детей различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.

5.                              Сформулировать правила безопасного поведения в лесу.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Дети показывают знаки домашней опасности.

2. Объяснение новой темы. Телеграмма от Лесовичка. “Дорогие ребята!

Приглашаю вас в лес на весеннюю экскурсию, но будьте осторожны в лесу. Лесовичок.”

Итак, Лесовичок приглашает нас в гости в лес…

Первая физминутка.. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу.

- Что же вы увидели красивого в лесу? (ответы детей).

- Молодцы, а теперь подумайте, почему Лесовичок пишет: “Будьте осторожны!”.

Чего нужно опасаться, что может нанести здоровью человека вред, представлять опасность для жизни человека.

- Что растет в лесу? Что любят собирать взрослые и дети? (ягоды, грибы, орехи)

3. Загадки:

Сочна, красна, душиста.

Растет низко, к земле близко.

Кто не идет, всяк поклонится. (земляника)

Растет в оборочке, на небольшом кусточке: черненькая, маленькая, сладенькая. (черника)

А какие еще ягоды растут в лесу (ответы детей)

- Но есть в лесу и ядовитые ягоды. (учитель показывает картинки бузины, вороньего глаза, волчьего лыка).

Загадки про грибы.

Под осинкой мужичок

На нем красный колпачок (подосиновик)

Под березой старичок

На нем бурый колпачок.

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой (подберезовик)

Стоит мальчонка,

Рыжая шапчонка (рыжик)

На плакате дети находят съедобные грибы.

- В нашей стране около двухсот видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут 25 видов.

- А какие грибы мы не собираем (ответы детей).

- Можно ли сбивать несъедобные грибы? (дети объясняют, почему нельзя сбивать)

4. Работа по учебнику.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

- О чем была физминутка?

 

- Бабочка относится к насекомым. А есть ли среди них такие, которые доставляют людям неприятности? (ответы детей)

В какое время года их особенно много? (летом)

Работа с иллюстрацией в учебнике. (стр.32, 33)

- Посмотрите на иллюстрации. Назовите съедобные и несъедобные ягоды, ядовитые грибы.

Игра “Светофор”.

Учитель называет съедобные ягоды или грибы. Дети показывают светофор зеленого цвета. Если ядовитые – красный.

5. Итог урока.

Что интересного было сегодня на уроке? Какую осторожность вы будете соблюдать, находясь в лесу?

6. Домашнее задание.

(творческое: нарисовать, что относится к лесным опасностям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

113

 



Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности