Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
1 команда 2 команда
Конкурс капитанов
1 Конкурс. Перед вами три пустые карточки:
В течение 10 секунд запомните расположение кружочков в трех квадратах, а затем воспроизведите их в пустых квадратах.
2 Конкурс Логические задачи.
Ване надо встать завтра утром в 9ч. Вечером в 6ч. он завел будильник на 9ч. и лег спать. Через какое время его разбудит будильник? /Будильник зазвонит в 9 ч. вечера, т.о., он разбудит Ваню через 3 часа./
Незнайка решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу ручья он оказался?
В 2 часа дня в Москве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? /Нет, т.к. через 10 часов будет 12 часов ночи, а солнца в это время не бывает./
Конкурс болельщиков
Во время последнего тура конкурса капитанов проводится конкурс болельщиков.1) Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нем
И пишут они и считают,
Читают, творят и мечтают. /Школа/
2) Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. /Цифры/
3) Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. /Девятка/
4) Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. /Ноль/ 5) Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. /Стулья/
6) Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. /Циркуль/
7) Я люблю прямоту, и сама прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. /Линейка/
8) Кулик не велик,
Да целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. /Школьный звонок/
Конкурс для команд
1. Математический кроссворд.
Разгадав кроссворд, вы получите слово, ради которого мы сегодня здесь собрались.
Один из компонентов вычитания /уменьшаемое/.
Число, состоящее из ста десятков /тысяча/.
Мера измерения жидкости: один… /литр/.
Линия, ограниченная с двух сторон /отрезок/.
Сумма длин всех сторон – это… /периметр/.
Геометрическая фигура, у которой все 4 стороны равны /квадрат/.
24 часа – это одни… /сутки/.
Один из компонентов деления /делитель/.
100 лет – один… /век/.
Что измеряют в квадратных единицах измерения /площадь/.
2.
3.
Учитель: Итак, время подводить итоги. Этим займется наше жюри. Команды работали очень хорошо. Ну, а кто сегодня победитель, мы узнаем через несколько минут. Пока жюри подводит итог, учащиеся инсценируют стихотворение Б. Заходера “Вредный кот”.
Объявление результатов.
Учитель: Надеюсь, что это время вы провели не только весело, с пользой для себя, и поняли, что математика не простая наука.
I ученик: И прекрасна и сильна
Математика – страна
II ученик: Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то.
III ученик: Сколько печкам угля надо?
А детишкам шоколада?
IV ученик: Сколько звезд на небесах?
А веснушек на носах?
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Вот для этого нужна МАТЕМАТИКА!
Учащиеся исполняют песню “Раз, два, три…” /сл. Панина, муз. А.Варламова/
1. Нас с детства учили по пальцам считать,
Нас с детства учили задачки решать.
И мы на родителей страшно сердились,
Но годы прошли, мы всему научились.
ПРИПЕВ: Мы поем сейчас для вас – это раз,
Этой песенки слова – это два,
От зари и до зари – это три;
На природе и в квартире,
Раз и два, и три четыре,
Нам не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
2. Нам с детства твердили: “Учись, не ленись!”
Нам с детства бубнили: “Пойдет на всю жизнь!”
Но годы прошли, знанья нам пригодились,
На взрослых напрасно, мы видно, сердились.
3. А мы ведь любили по пальцам считать,
А мы ведь любили читать и писать.
Но взрослым об этом мы не говорили,
Какими мы глупыми все-таки были.
Все: Спасибо за внимание.
Игра окончена, до свидания!
Приложение 4.
Урок-игра "Космическое путешествие"
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся , снимает усталость, удерживает внимание, развивает речь, обогащает словарный запас. Но главное - огромнейший эффект: ни одного скучного и равнодушного лица на уроке! Всем интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до автоматизированного навыка математические знания, понятия.
Уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-состязания провожу один раз в четверть. Они входят в систему уроков. При разработке нестандартных уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли.
На уроке использовала:
1) принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
2) принцип действенного подхода к обучению;
3) принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий).
4) принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Цели. Совершенствование вычислительных навыков , закрепление умения решать примеры и задачи в пределе 10, развитие речи, логического мышления, памяти, внимания и воспитание трудолюбия.
Оборудование:
Карточки на тренировку внимания
Фонограмма" Утро планеты "
Ракета
Плакат с фигурой для копирования
Карточки с разноуравневыми заданиями.
Этапы уроков
I. Организационный момент
Мы начинаем наш урок. На уроке нашими помощниками будут учебники, тетради, карандаши, ручки, линейки.
Проверьте, все ли на месте!
Дети проверяют
II. Мобилизующий этап
Перед вами лежит пособие, где числа показаны вразброс. Задание: показать числа в прямом и обратном порядке. Работать в паре по моему сигналу (10 секунд)
На каждой парте пособие
Работают в паре.
По команде учителя один показывает числа в прямом направлении, а другой в обратном
III. Вступление
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие
– Вы согласны?
– Да!
IV. Сообщение темы и цели урока
– Наш урок будет проходить по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания в пределе 10."
– Чему мы будем учиться?
- Решать примеры, задачи, аккуратно писать в тетради.
– Класс по желанию разделим на 3 экипажа. Нужно выбрать название.
Делятся по желанию. Выбирают названия.
"Салют"
"Восток"
"Планета"
V. Повторение изученного материала
1.Тренировка внимания
Чтобы летать вокруг Земли, каждому космонавту нужно быть очень внимательным.
Задание: Среди звездного неба есть созвездие "Большая медведица" На листках, которые лежат перед вами вы должны скопировать это созвездие.
(На доске дается на плакате это созвездие)
Внимательно посмотрите и запомните.
(Пособие убирается)
Молодцы! С этим заданием вы справились • *
2. Работа с геометрическим материалом. Конструирование
– А на чем полетим?
- На ракете!
– Мы должны ее сконструировать. В каждом экипаже нужно выбрать конструктора, им может быть тот, кто вперед соберет геометрическую фигуру, назовет ее.
Индивидуальные задания у каждого, выполнение их учащимися.
– Проверка работы учителем, консультантом
– Конструкторы, к доске!
– Какое задание вы должны выполнить?
– Сконструировать ракету.
(Конструируют ракету)
3. Устный счет Нумерация чисел в обратном порядке
– Ракета готова! Конструкторы молодцы! Внимание! - Пуск!
Хором:
10, 9, 8, 7, 6, 5,4, 3, 2, 1
4. Устные упражнения
(Звучит фонограмма "Утро планеты")
Во главе каждого экипажа должен быть командир. Им становится тот , кто быстрее всех выполнит задание , покажет ответы.
Дети на столах выкладывают карточки с цифрами-ответами к примерам
2+3
4+5
6-4
9-3
5. Гимнастика для глаз: (плакат перед глазами)
Командиры: Артюшкин Н., Баранова Л., Устюгова В. - Чтобы ракета летела быстрее проговорим волшебные слова.
– Лети, лети, ракета на запад, на восток, считая километры и прибывая в срок!
Выполнение гимнастики глаз
– А теперь у нас произойдет посвящение в космонавты. У каждого на столе лежит шапочка, на ней пример. Когда решите, тогда надеваете шапочку.
Молодцы! Все стали космонавтами!
Дети решают по одному примеру. Ответ пишут на шапочке и ее надевают.
6. Решение примеров (работа в паре)
Корабль в космосе. Надо установить связь между отсеками корабля.
Члены экипажа работают в паре, решая примеры.
1 вар. 2 вар.
10=* +2 9=8+ *
6=2 +*
Связь установлена.
Корабль продолжает полет/
7. Релаксация
Упражнение "Ракета" Вы летите, вас качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире, прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.
Корабль качнуло. Прижмите к полу правую ногу. Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло немного в другую сторону, прижмите к полу левую ногу.
Дети выполняют упражнение.
Выпрямьтесь. Вдох-пауза. Выдох-пауза.
Стало ракету качать,
Ногу к палубе прижать,
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Снова руки на колени
А теперь немного лени
Напряженье улетело
И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко!
8. Работа в тетради
• продолжить рисунок
Пока вы отдыхали, корабль сбился с курса. Чтобы его вернуть на прежний путь, надо продолжить узор.
Продолжение узора учащимися в тетрадях, самостоятельная работа.
Чтобы быть космонавтом, нужно много знать. Работаем по уровням.
Выполнение разноуровневой работы учащимися:
• У -1 Решить примеры
1+1 6-1
5+2 4-2
3+3 3-2
У-2
1+1 8-1
5+2 4-2
3+3 8-2
Дописать по 1 аналогичному примеру в каждый столбик. У-3
1+1 8-1
5+2 4-2
3+3 8-2
Образуй пары примеров. Укажи стрелками
- Тренировка памяти (зрительный вариант)
Потренируем нашу память
В течение 10 секунд вы должны запомнить, как можно точнее фигуры и их начертить.
Определить и подчеркнуть лишнюю фигуру.
Дети чертят по памяти геометрические фигуры, определяют лишнюю фигуру, делают объяснение
9. Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3,4 Вот летит ракета ввысь!
Дети выполняют физкультминутку
10.Решение задач
А теперь нас ждет выход в открытое пространство.
Командиры снимают звезду и выполняют задание
Работа в группе.
(Задания на звездах)
Экипаж "Ракета"
1. Составить задачу про звезды
2. Задача решается
2+7
3.Составить обратную задачу
Экипаж "Восток"
1.Составить задачу про звезды
2. Задача решается
3+6
3.Составить обратную задачу
Экипаж "Планета"
1. Составить задачу про звезды
2. Задача решается
4+5
З.Составить обратную задачу
Проверка задания
Наш корабль совершил круг вокруг Земли. Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова.
Лети, лети ракета
На запад, на восток
Считая километры,
И прибывая в срок!
11. Итог урока
Вы отлично потрудились, удачно провели полет-чему вы научились, находясь в космическом путешествии?
– Вам присваивается звание "КОСМОНАВТ"
– Повторим прямой и обратный счет до 10; решали примеры, задачи, тренировали память, внимание.
Вручаются медали.
– Какое настроение?
Дети показывают лицо веселого человечка
Приложение 5.
Урок-игра "Морское путешествие"
Цели:
работа над числовым рядом;
повторение состава чисел;
подготовка к решению задач.
Оборудование:
числа;
знаки;
флажки;
рисунки почтальона Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов, пиратов, мышек;
карточки с заданиями;
бинокль;
медали.
Ход урока
1. Сообщение темы.
2. Вступление.
- Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что вас ждёт сюрприз.
А сейчас… Ой. Что такое? Кто там возится? Вот какой сюрприз приготовил Печкин… Ребята, к нам пришёл кот Матроскин.
Мы сегодня отправимся в плавание. А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать условия:
быть очень внимательными;
правильно выполнять задания;
не допускать ошибок.
- Прежде чем отправимся в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
3. Работа по числовому ряду.
Заранее в тетрадях некоторых детей вложены рисунки мышек с корзинкой в лапах.
- Ребята, на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли! Как хорошо!
Берите мышек и выходите к доске. (Дети ставят их на полку)
Сколько мышек? (6)
У каждой мышки есть корзинка, на ней записано число. Давайте прочитаем числа.
По порядку они расположены?
Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку: от 5 до 10.
Какое число идёт при счёте за числом 5? 7? 9? Перед числом 6? 8? 10?
Назовите “соседей” числа 6, 8, 10.
Мышки помогли нам поработать над числовым рядом.
4. Подготовка к решению задач.
- А теперь проведём математическую разминку.
1)
Сидят рыбки,
Стерегут поплавки
Рыбак Корней
Поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей –
Четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
2)
Саша с Колей рыб удили
Девять рыбок наловили.
Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности