Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;

Содержание

Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44

Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69

Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Богомазовой Ю последняя версия.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)

Травмы головы_________________________________________________

Закрытие родничка (раннее, норма, позднее)_________________________

 

 Раннее психомоторное развитие:

Голову держит с_________________________________________________

Сидит с________________________________________________________

Ползает с_______________________________________________________

Стоит с________________________________________________________

Ходит с________________________________________________________

Появление первых зубов__________________________________________

Количество зубов к году _________________________________________

Характер нарушения моторики (излишне подвижен, суетлив, не координирован в движениях, двигательное беспокойство, заторможен, несвоевременная переключаемость движений и др.)_____________________________________________________________

 

Раннее речевое развитие

Гуление_______________________________________________________

Лепет_________________________________________________________

Первые слова с_________________________________________________

Первая фраза с_________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________

Использование жестов__________________________________________

Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения_______________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту__________________________________________________________

 

Наблюдались ли трудности в овладении следующими навыками: пользование горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда, самостоятельное одевание/раздевание, автономное засыпание, др. _________________________________________________________________

Наблюдались ли энурез, энкопрез, специфические пищевые предпочтения, нарушения в двигательной сфере, расстройства сна, др.________________  в каком возрасте _____________________________

 

Игровая деятельность (любит, не любит играть с игрушками)________________________________________________________

 Любимые игрушки, игры ________________________________________

 

Прочее_________________________________________________________

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                                                                                       

                               Исследование моторики

Крупная моторика

1. Ходит по узкой дорожке 

2. Бежит 

3. Переступает через препятствия 

4. Прыгает на двух ногах 

5. Прыгает на одной  ноге 

6. Ползает на четвереньках 

7. Поднимает две руки  вверх 

8. Ловит большой мяч 

9. Бросает большой мяч 

10. Свободно спускается  по лестнице 

11. Свободно поднимается  по лестнице 

12. Проползает в тоннели 

13. Бьет по мячу ногой 

14. Играет сидя на корточках 

Мелкая моторика

1. Сжимает предмет в  руке 

2. Играет в ладушки 

3. Вынимает предметы из  ящика и кладет их обратно 

4. Перекладывает предмет  из одной руки в другую 

5.сформирован указательный  жест 

6. Бросает предметы 

7. Надевает колечки на  палочку 

8. Строит башню из кубиков 

9. Переворачивает страницы 

10. Одевается сам 

11. Раздевается сам 

12. Распаковывает предмет 

13. Застегивает и расстегивает  сам пуговицы 

14. Отбивает мяч от пола 

15. Ловит маленький мяч 

16. Бросает маленький мяч 

17. Выполняет действия  двумя руками 

18. Выстраивает конструкции  по образцу 

19. Завязывает шнурки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

                                      Речевая карта

   Обследование понимания речи (импрессивная речь)

1. Выяснение наличия понимания речи

Реакция ребенка на обращенную к нему речь ________________________

2. Выяснение уровня понимания речи

1. Исследование наличия  номинативной функции слова. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках; знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку;

а) на картинке одно и то же лицо совершает разные действия ___________

б) понимание действий, выраженных возвратными глаголами (девочка моет куклу - девочка умывается) ______________________________________

в) установить, названия каких признаков предметов знакомы ребенку:

по величине: (большой - маленький, толстый - тонкий, широкий - узкий, высокий - низкий и т.д.) по форме, по цвету: __________________________________________________________________

г) установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдет речь)

Из чего ты пьешь? _______________________________________________

Что ты надеваешь на ножки? ______________________________________

Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы? ______________________

2. Выяснение понимания  грамматических форм слова.

а) Различение единственного и множественного числа имен существительных ___________________________________________________

б) Различение единственного и множественного числа глаголов __________________________________________________________________

в) Понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов __________________________________________________________________

г) Понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов _____________________________________

3. Исследование понимания  атрибутивных конструкций (типа: дочкина  мама - мамина дочка. Девочка в красном платье бежала за мамой. Девочка бежала за мамой в красном платье.) ___________________________________

4. Исследование широты  обобщений, скрывающейся за значением  слова (подобрать группу предметов, соответствующую значению предъявленного  слова). ____________________________________________________________

5. Понимание развернутых грамматических конструкций (например: Отец и мать ушли в театр. Дома остались бабушка и дети. Кто ушел? Кто остался дома? Девочка причесалась после того, как умылась. Что она сделала раньше? и т. д.) _____________________________________________________________

Обследование экспрессивной стороны речи

1. Исследование номинативной функции речи

а) Называние предъявленных предметов (на картинках): части тела человека, части лица, предметы одежды, обуви, мебели, названия животных и т. д. _______________________________________________________________

б) Нахождение названий по описанию. Из чего пьют? Чем режут хлеб? __________________________________________________________________

в) Нахождение категориальных названий (общее название для группы предметов, обобщающие слова) _______________________________________

2. Выявление активного глагольного словаря

а) Названия действий предметов (по картинкам) ______________________

б) Согласование глаголов с существительными (в числе, роде) __________________________________________________________________

3. Выявление использования в речи прилагательных, обозначающих: величину предметов, форму, цвет, вкус, оценку предметов (чистый - грязный, хороший - плохой и т. д.). Согласование прилагательных с существительными __________________________________________________________________

4.  Выявление использования в речи других частей речи (местоимений, наречий, числительных и т.д.) в беседе и по сюжетным картинкам. __________________________________________________________________

Обследование отраженной речи

1. Повторение изолированных  звуков и слогов (с целью выяснить, насколько четко ребенок различает  отдельные звуки и насколько легко он находит для них артикуляцию) __________________________________________________________________

2. Повторение близких  фонем (типа: ба - па, да - та), проба на наличие четкого речевого слуха; трудность выполнения свидетельствует о нарушении фонематического слуха) __________________________________________________________________

3.  Исследование способности  сохранять серийные ряды звуков. Повторение серии слогов типа: би - ба - бо, бо - ба - би __________________________________________________________________

4. Выявление способности  воспроизводить модели слов с  разным количеством слогов с  наглядной опорой (трехсложные: лопата, ботинки и т.д., четырехсложные: черепаха, пирамида, надевает и т.д., пятисложные: умывается, одевается и т.д.)______________________________________________________________

Обследование синтаксической стороны речи

1.  Наличие фразовой  речи________________________________________

2.  Объем и типы предложений____________________________________

3.  Свободное пользование  фразовой речью_________________________

4.  Составление рассказа  по серии картинок_________________________

5. Способность к пересказу_______________________________________

Обследование состояния звукопроизношения у детей

1. Обследование артикуляторного аппарата

а) (в скобках отмечаются дефекты в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата) Подчеркнуть.

Губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные).

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние).

Прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)

Челюсти (верхняя выдвинута вперед - прогнатия, нижняя выдвинута вперед - прогения)

Небо (узкое; высокое «готическое»; плоское низкое)

Язык (массивный, маленький; укороченная уздечка)

б) Подвижность органов артикуляционного аппарата

Выполнение заданий по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции:

• облизать губы языком;

• Постараться дотянуться языком до носа;

• Постараться дотянуться языком до подбородка;

• Отведение вытянутого языка направо-влево;

• Пощелкать языком;

• Поцокать;

• Сделать язык широким, распластанным;

• Сделать язык узким;

• Поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении;

• Высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот;

• Вытянуть губы вперед трубочкой;

• Растянуть губы в улыбку;

• Делать попеременно эти движения, меняя ритм движений;

• Выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад;

• Раскрыть широко рот, а затем оттянуть ее назад.

• Раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти.

(При этом отметить  свободу и быстрому движений  органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько  легко осуществляется переход  от одного движения к другому) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обследование звукопроизношения

При обследовании звукопроизношения употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов)

В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком.

Отметить характер неправильного произношения звуков: звук опускается, заменяется другим звуком постоянно или только в некоторых словах; искажается. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Речевой диагноз. Заключение логопеда. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

 

                             Конспекты отдельных занятий

  1. Конспект группового музыкально-коррекционного занятия

Цель: развивать навыки коммуникативной активности.

Задачи: упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен; развивать чувство ритма; учить протягивать гласные звуки во время пения; петь весело, оживленно, различать музыкальное вступление и проигрыш; воспринимать песню весёлого характера, откликаться на её настроение; воспринимать танцевальный характер музыки, двигаться легко и изящно, бегать парами по кругу.

Оборудование и материалы: игрушка – лошадка, лента, картинки с изображением барана и дерущихся петухов, музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики), ноты песни Разореновой С. «Два петуха», литовская народная музыка «Пляска парами».

Ход занятия:

1.Приветствие 

В гости к детям прискакала лошадка с длинными вожжами. Она здоровается с ребятами: «Иго-го!».

- Ребята, давайте поздороваемся с лошадкой так, как поздоровается она. (Лошадка здоровается с детьми разной интонацией, они пытаются повторить точно так же).

2.Музыкально-ритмические  движения

Один ребёнок берёт лошадку в руки, педагог берёт вожжи (длинную ленту, прикрепленную к лошадке). Все дети встают за ребёнком с лошадкой, и оказываются внутри вожжей.

Дети выполняют упражнение «Лошадки» Л. Банниковой.

Все идут, высоко поднимая колени, и прищелкивают язычками. Останавливаясь, все дружно говорят: «Тпр- р-р-у!»

Посадить лошадку на стул и предложить её понаблюдать, что будут делать дети.

3.Развитие чувства ритма, музицирование

Педагог показывает детям картинку с изображением барашка. Четко и ритмично произносит текст потешки. Педагог исполняет потешку, дети слушают.

«Барашеньки, крутороженьки, по горам ходят, по долам бродят».

При повторном исполнении дети пытаются подпевать. Обратить внимание детей на то, что нужно протягивать гласные звуки.

- Ребята, давайте вспомним стихотворение про лошадку.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

- Смотрите, ребята, у меня много различных музыкальных инструментов. Я вам сейчас сыграю новую музыку, которая называется «Всадники», а вы послушаете, и выберете музыкальные инструменты, чтобы подыграть лошадке.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом