Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
Наблюдались ли трудности в
овладении следующими навыками: пользование
горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная
еда, самостоятельное одевание/раздевание,
автономное засыпание, др. ______________________________
Наблюдались ли энурез, энкопрез,
специфические пищевые предпочтения,
нарушения в двигательной сфере, расстройства
сна, др.________________ в каком возрасте _____________________
Исследование моторики
Крупная моторика
1. Ходит по узкой дорожке
2. Бежит
3. Переступает через препятствия
4. Прыгает на двух ногах
5. Прыгает на одной ноге
6. Ползает на четвереньках
7. Поднимает две руки вверх
8. Ловит большой мяч
9. Бросает большой мяч
10. Свободно спускается по лестнице
11. Свободно поднимается по лестнице
12. Проползает в тоннели
13. Бьет по мячу ногой
14. Играет сидя на корточках
Мелкая моторика
1. Сжимает предмет в руке
2. Играет в ладушки
3. Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно
4. Перекладывает предмет из одной руки в другую
5.сформирован указательный жест
6. Бросает предметы
7. Надевает колечки на палочку
8. Строит башню из кубиков
9. Переворачивает страницы
10. Одевается сам
11. Раздевается сам
12. Распаковывает предмет
13. Застегивает и расстегивает сам пуговицы
14. Отбивает мяч от пола
15. Ловит маленький мяч
16. Бросает маленький мяч
17. Выполняет действия двумя руками
18. Выстраивает конструкции по образцу
19. Завязывает шнурки
Речевая карта
Обследование понимания речи (импрессивная речь)
1. Выяснение наличия понимания речи
Реакция ребенка на обращенную к нему речь ________________________
2. Выяснение уровня понимания речи
1. Исследование наличия номинативной функции слова. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках; знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку;
а) на картинке одно и то же лицо совершает разные действия ___________
б) понимание действий, выраженных
возвратными глаголами (девочка моет куклу
- девочка умывается) ______________________________
в) установить, названия каких признаков предметов знакомы ребенку:
по величине: (большой - маленький,
толстый - тонкий, широкий - узкий, высокий
- низкий и т.д.) по форме, по цвету: ______________________________
г) установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдет речь)
Из чего ты пьешь? ______________________________
Что ты надеваешь на ножки? ______________________________
Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы? ______________________
2. Выяснение понимания грамматических форм слова.
а) Различение единственного
и множественного числа имен существительных
______________________________
б) Различение единственного
и множественного числа глаголов ______________________________
в) Понимание значения уменьшительно-ласкательных
суффиксов ______________________________
г) Понимание предлогов, выражающих
пространственные взаимоотношения двух
предметов ______________________________
3. Исследование понимания
атрибутивных конструкций (типа: дочкина
мама - мамина дочка. Девочка в красном
платье бежала за мамой. Девочка бежала
за мамой в красном платье.) ______________________________
4. Исследование широты
обобщений, скрывающейся за значением
слова (подобрать группу предметов,
соответствующую значению
5. Понимание развернутых
грамматических конструкций (например:
Отец и мать ушли в театр. Дома остались
бабушка и дети. Кто ушел? Кто остался дома? Девочка причесалась
после того, как умылась. Что она сделала
раньше? и т. д.) ______________________________
Обследование экспрессивной стороны речи
1. Исследование номинативной функции речи
а) Называние предъявленных
предметов (на картинках): части тела человека,
части лица, предметы одежды, обуви, мебели,
названия животных и т. д. ______________________________
б) Нахождение названий по описанию.
Из чего пьют? Чем режут хлеб? ______________________________
в) Нахождение категориальных
названий (общее название для группы предметов,
обобщающие слова) ______________________________
2. Выявление активного глагольного словаря
а) Названия действий предметов (по картинкам) ______________________
б) Согласование глаголов с
существительными (в числе, роде) ______________________________
3. Выявление использования
в речи прилагательных, обозначающих:
величину предметов, форму, цвет, вкус,
оценку предметов (чистый - грязный, хороший
- плохой и т. д.). Согласование прилагательных
с существительными ______________________________
4. Выявление использования
в речи других частей речи (местоимений,
наречий, числительных и т.д.) в беседе
и по сюжетным картинкам. ______________________________
Обследование отраженной речи
1. Повторение изолированных
звуков и слогов (с целью выяснить,
насколько четко ребенок
2. Повторение близких
фонем (типа: ба - па, да - та), проба на наличие
четкого речевого слуха; трудность выполнения
свидетельствует о нарушении фонематического
слуха) ______________________________
3. Исследование способности
сохранять серийные ряды звуков. Повторение
серии слогов типа: би - ба - бо, бо - ба -
би ______________________________
4. Выявление способности
воспроизводить модели слов с
разным количеством слогов с
наглядной опорой (трехсложные: лопата,
ботинки и т.д., четырехсложные: черепаха,
пирамида, надевает и т.д., пятисложные:
умывается, одевается и т.д.)_____________
Обследование синтаксической стороны речи
1. Наличие фразовой
речи__________________________
2. Объем и типы предложений______
3. Свободное пользование
фразовой речью________________
4. Составление рассказа
по серии картинок_____________
5. Способность к пересказу_______
Обследование состояния звукопроизношения у детей
1. Обследование артикуляторного аппарата
а) (в скобках отмечаются дефекты в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата) Подчеркнуть.
Губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные).
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние).
Прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)
Челюсти (верхняя выдвинута вперед - прогнатия, нижняя выдвинута вперед - прогения)
Небо (узкое; высокое «готическое»; плоское низкое)
Язык (массивный, маленький; укороченная уздечка)
б) Подвижность органов артикуляционного аппарата
Выполнение заданий по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции:
• облизать губы языком;
• Постараться дотянуться языком до носа;
• Постараться дотянуться языком до подбородка;
• Отведение вытянутого языка направо-влево;
• Пощелкать языком;
• Поцокать;
• Сделать язык широким, распластанным;
• Сделать язык узким;
• Поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении;
• Высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот;
• Вытянуть губы вперед трубочкой;
• Растянуть губы в улыбку;
• Делать попеременно эти движения, меняя ритм движений;
• Выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад;
• Раскрыть широко рот, а затем оттянуть ее назад.
• Раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти.
(При этом отметить
свободу и быстрому движений
органов артикуляционного
2. Обследование звукопроизношения
При обследовании звукопроизношения употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов)
В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком.
Отметить характер неправильного
произношения звуков: звук опускается,
заменяется другим звуком постоянно или
только в некоторых словах; искажается.
______________________________
3. Речевой диагноз. Заключение
логопеда. ______________________________
Конспекты отдельных занятий
Цель: развивать навыки коммуникативной активности.
Задачи: упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен; развивать чувство ритма; учить протягивать гласные звуки во время пения; петь весело, оживленно, различать музыкальное вступление и проигрыш; воспринимать песню весёлого характера, откликаться на её настроение; воспринимать танцевальный характер музыки, двигаться легко и изящно, бегать парами по кругу.
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом