Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа
Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение
На первых этапах нравственного развития дошкольника моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям, от которых эти отношения и оценки исходят. Эта слитность проявляется, отмечает Д.П. Эльконин, и в восприятии дошкольниками литературных произведений. (54, стр. 327). Такая недифференцированность эмоционального отношения и восприятия нравственного аспекта поступков была подтверждена в экспериментах С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. Оказалось, что если необходимо познакомить ребёнка с, каким либо, способом отношений между людьми надо, чтобы образец содержал этот способ в форме, притягательной для ребёнка.
Но если такое знакомство детей с нравственными образцами – достаточное условие, то для усвоения нравственного смысла только эмоционального отношения к носителю этих образцов, недостаточно. Такое предположение вытекает из понимания смысла нравственных отношений. Выражающегося в учёте тех последствий, которые повлекут за собой совершаемые ребёнком действия для другого, в учёте переживаний и желаний другого человека. Многие исследователи указывают на чрезвычайно большое значение эмпатии для раскрытия нравственного смысла поступков.
В психологии и педагогике большое значение в раскрытии нравственного смысла поступков обычно придаётся взрослому, который должен привлекать внимание ребёнка к последствиям его поступков и поступков других людей для тех, на кого они направлены. (49, стр. 123).
Характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам и представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников. В ряде исследований отмечалось, что характер поведения детей раннего возраста и дошкольников зависит от того, как относятся дети к сверстнику: с симпатией, антипатией или нейтрально. Так, в работах Р.И. Ибрагимовой и Н.П. Лысенко показано, что первоначально (в конце раннего возраста и в младшем дошкольном возрасте) поступки детей, объективно заключающие в себе выполнение элементарных этических норм, возникают на основе чувства симпатии. У средних дошкольников выполнение нравственной нормы также во многом зависит от того, как дети относятся к сверстнику. Только в старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на более широкий круг людей, не имеющих с ними непосредственной связи. При этом отмечалось, что выполняя нравственную норму по отношению к несимпатичным детям, 6-7 летние дошкольники не испытывали чувства удовольствия.
Особенности психического развития детей дошкольного возраста важно учитывать для выяснения вопроса о возможных границах нравственного развития в этом возрасте. Система взаимоотношений состоит из ряда взаимосвязанных элементов, различных по своей сложности и обобщённости (нормы, идеалы, принципы). Вполне естественно, что первоначально ребёнку доступны лишь самые простые нравственные отношения, причём нормы в зависимости от их сложности также усваиваются детьми не одновременно.
Таким образом, усвоение ребёнком норм нравственных отношений предполагает, прежде всего, определённую степень развития у него таких качеств, как произвольность, самооценка. А также переход социальных, внешних по отношению к ребёнку нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается наличием 3-х основных моментов:
- представлением
определённого нравственного
- раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своём поведении;
- переходом
имеющихся у ребёнка знаний
в нравственные мотивы
Существуют различные издания по дошкольной педагогике, которые касаются вопросов речевого этикета. При написании данной темы были трудности с отбором литературы, т.к. её оказалось не достаточно. Хотя эта тема необычайно важна, т.к. именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества, которыми человек по мере своего взросления, будет пользоваться и пронесёт через всю жизнь, подавая пример своим поведением.
Книга Максаковой А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» предназначена для воспитателей детского сада. Цель данной книги - помочь воспитателю в организации и проведении бесед с родителями по вопросам формирования у ребенка правильной, чистой, культурной речи. (28, стр.2)
Замечательная книга Формановской Н.И. «Речевой этикет и культура общения». Эта книга подробно и объёмно рассказывает об этикете речи и различных аспектах этого вопроса. (48, стр. 32)
Авторы, виднейшие российские учёные и педагоги: Максакова А.И.
Формановская, Островская Л. Ф., Чуканова З., Юдина Н., Одинцова Л. и другие практические работники опубликовали свои статьи, которые отражают суть исследуемой мной темы.(7, 23, 34, 43, 51, 57)
У таких авторов, как Эльконин Д.Б., Харламов И.Ф., Хрипкова А.Г., Курочкиной И.Н., можно отметить содержательность и разнообразие материалов, направленных на конкретную методическую помощь воспитателям по наиболее актуальным проблемам дошкольной педагогики, материалы по развитию и обследованию детской речи, возрастные нормы освоения речи; педагогическая диагностика речевого развития детей 3-6 лет и примеры составления индивидуальных характеристик этого развития.(49,52,54).
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Важное место в содержании нравственного воспитания занимает формирование сознательной дисциплины и культуры поведения.
Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создаёт предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения её качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Он делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создаёт условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности.(49, стр. 380)
Слово «дисциплина» - латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определённую систему знаний. В другом же смысле, в каком мы его употребляем в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твёрдо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».
Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе твёрдо установленного порядка, отдельных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придаёт ей определённую специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для неё обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.
Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом – как норма морали. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят так же те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах.
Сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного в учреждении порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения.
Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит своё отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины детей. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. в этом смысле культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Содержание дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами. (49, стр. 382.)
Особенности формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста
Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети старше четырёх лет в своих действиях всё чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вовремя вышли на прогулку; выполнять поделки для игры, в подарок маме, малышам. Поступки сверстников и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают её с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения в психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются и перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определённым образом (например, здороваться с взрослыми и в детском саду, и во дворе дома, и в квартире). Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявлять необходимые усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потере детьми, уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворённости. Следует помнить также, что у ребёнка очень рано, уже на первом-втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности. При неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки. (39, стр.9)
При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Добавим также, что положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны лишь в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
Нравственные чувства отражают общественную мораль. Правила, требования, мотивы поступков, базирующиеся на нравственных поступках, в основном понятны дошкольнику, поскольку с первых лет жизни связи его с окружающим достаточно разнообразны. Поэтому, с полным правом можно говорить об особой роли чувств в воспитании ребёнка вообще и культуры поведения в частности.
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребёнка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силён и значим в глазах ребёнка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания всё же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также подвижность средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестаёт быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений к окружающим, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь служит основой для оценки динамики развития ребёнка и корректировки дальнейшего процесса воспитания. (39, стр. 10.)
Чтобы лучше узнать ребёнка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни. Особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребёнка обстановке.
Особого внимания воспитателя требует организация быта, повседневной жизни детей. С одной стороны, многие элементы быта повторяются изо дня в день, что составляет благоприятную основу для успешного формирования навыков культуры поведения, но с другой – в быту ребёнок в большей степени предоставлен себе. А в результате именно в повседневной жизни особенно наглядно можно видеть, насколько общественные нормы поведения усвоены ребёнком, насколько они стали его потребностью.
По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, здороваются и т.д. Очень важен стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.