Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа
Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение
4. творческие
(оформление результата в виде
детского праздника, детского дизайна,
например «Театральная неделя»)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатели ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группой участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т.д.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные, например: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Книжкина неделя» и др.;
- межгрупповые, например: «Математические коллажи», «Мир животных», «Времена года» и др.;
- творческие, например: «Мои друзья», «Любим сказки», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и др.;
- индивидуальные, например: «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» и т.д.;
- исследовательские, например: «Мир воды», «Питание и здоровье» и др.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на весь учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация
желания искать пути
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование
предпосылок поисковой
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого. А затем и самостоятельно;
- формирование
умения применять данные
- развитие
желания пользоваться
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
II этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
Ш этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений и навыков.
IY этап 9. Подготовка к презентации. Презентация.
8. Продукт
деятельности готовят к
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе
изученных проблем детей
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана – схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение
в план – схему проекта
7. Домашние
задания и задания для
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Глава 3. Практическая
Задачи:
- анализ
педагогических условий в
- выявление
уровня представлений детей
- разработка проекта ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
- определение
эффективности группового
Эксперимент по проблеме культурного общения детей старшего возраста проводился на базе МДОУ ЦР № 179 «Алиса» г. Ульяновска.
В нём участвовало 24 ребёнка старшей группы:
- в формирующей группе 12 детей;
- в контрольной группе 12 детей.
Список детей старшей группы
1. Влад Р.
2. Катя А.
3. Саша А.
4.Лера Б.
5. Эмиль Б.
6. Миша Б.
7. Никита Г.
8. Настя Б.
9. Максим Д.
10. Антон Д.
11. Луиза И.
12. Карина З.
13. Дима Б.
14. Илья К.
15. Дима К.
16. Ксюша С.
17. Вика С.
18. Паша К.
19. Яна С.
20. Артём Ш
21. Софья Б
22. Ира Ю.
23. Вика Я.
24. Яна Ц.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий
этап, на котором выявлен уровень
представлений старших
2. Формирующий
этап, направленный на формирование
у старших дошкольников
3. Контрольный
этап, который позволил оценить
эффективность предложенного
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
Задачи:
- анализ педагогических условий в ДОУ;
- выявление
уровня представлений старших
дошкольников о культуре
Прежде, чем начать работу по выявлению уровня представлений о культуре общения, необходимо выяснить условия, в которых воспитываются дети старшей группы. Именно педагогические условия являются базой формирования культуры поведения, а значит и общения тоже. Анализ таковых позволил констатировать факт, что в детском саду созданы все условия для работы по формированию культуры общения.
В методическом кабинете данного дошкольного учреждения отведено место по данному разделу работы, где сконцентрирован весь методический материал: методические пособия, художественная литература по программе «Детство» (по разделу «Культура поведения»), разработанные воспитателями конспекты занятий («Как стать волшебником?», «Почему ты плачешь?», «Как поделить печенье?», «Несколько вредных советов» и др.)
В групповой комнате старшей группы воспитателями оформлена «рамка настроения». В уголке художественно-речевой деятельности присутствует много иллюстрированных книг о культуре поведения: Н. Пикулева «Слово на ладошке», В. Осеева «Волшебное слово», «Что сказала бы мама» и др.
В игровом уголке представлены дидактические игры: «Так бывает или нет?», «Можно и нельзя», «Правила чистюли», «Поищем и найдём добрые слова», «Тихо – громко» и т.д.
Нельзя не отметить, что в уголке природы присутствуют модели «экологического светофора» и «цветика - семицветика», с помощью которых детей знакомят с правилами поведения в природе.
В приёмной комнате для родителей оформлена ширма «Правила поведения», «Слойность одежды». Кроме того, есть книга – раскладушка на тему «Как знакомить детей с правилами поведения».
Особо хочется подчеркнуть культуру поведения и общения воспитателей и няни данной группы: они всегда приходили опрятно и чисто одетыми, причёсанными, речь их была спокойна, богата вежливыми словами.
На этапе констатирующего эксперимента применялся ещё один немаловажный метод исследования – наблюдение, который даёт основание утверждать, что культурно – гигиенические навыки и навыки культуры еды у большей половины детей сформированы, а вот культура общения, которая порождает неправильное поведение, оставляет желать лучшего результата. В данной группе дети приучены мыть руки после каждого посещения туалета, правильно пользоваться полотенцем. После обеда дошкольники поласкают рот. Для этого используются специальные стаканчики, в которые няня перед обедом наливает кипячёную воду. На обеденных столах обязательным атрибутом являются скатерти, салфетки в салфетницах. Туалетная комната отвечает санитарным нормам: полотенца висят в отдельных ячейках, не касаясь рядом висящих, картинки – опознаватели яркие, на деревянных кружочках, полотенца для ног висят пронумерованные; есть условия для закаливающих мероприятий.
Тем не менее, при таких созданных условиях дети часто отнимают друг у друга игрушки, предметы гигиены, грубят друг другу, часто не уступают друг другу место, посмеиваются над недостатками своих сверстников, поэтому дети часто конфликтуют.
Просмотр планов воспитателей за 1 квартал позволяет отметить следующие мероприятия, проводимые по данному разделу:
- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Сила не право»;
- дидактические игры: «Можно и нельзя», «Так бывает или нет», «Достань из корзинки волшебное слово»;
- занятия «Я приду к тебе в гости»;
- обсуждение ситуации «За что бы я сегодня себя похвалил»;
- рассматривание репродукций картин, фотографий, рисунков о культуре поведения.
Анализ планов даёт основание полагать, что работа по формированию культуры общения детей планировалась не последовательно, хаотично, отсутствует система.
Таким образом, можно сделать вывод, что для детей старшей группы в дошкольном учреждении созданы все условия для формирования культуры общения. Остаётся только найти эффективный метод, при котором реализация данной проблемы будет проходить наиболее успешно. Метод группового ролево-игрового проектирования по всем параметрам подходит для этого, так как дети в игровой форме обыгрывают реальные ситуации, используя те же нормы и правила общения и поведения, что и в окружающей социальной обстановке.
Так как на данный момент разработанной методики диагностирования уровня сформированности навыков культурного общения не существует, поэтому автором совершенно обоснованно выбраны игровые задания в следующей последовательности:
- обследование
умений ребёнка понимать
- обследование
умений ребёнка применять
- обследование словарного запаса вежливых слов, умения пользоваться правилами речевого этикета;
- обследование культурных навыков общения в реальной обстановке.
Алгоритм проведения диагностики
1. Подобрать иллюстрированную книгу В. Осеевой «Волшебное слово», семейные фотографии, карточки с изображением различных эмоций, сюжетные картинки «Мальчик ударил девочку», «Тётя злая и добрая», «Девочка уступила место старушке».
2. Индивидуально побеседовать по картинкам .
3. Провести этюд.
4. Понаблюдать
за общением детей в сюжетно-
5. Провести занятие «Культурный человек».
6. Провести экскурсию в музей с поездкой в транспорте.
7. Оценить
ответы, высказывания и поведение
детей в соответствии с
8. Составить
диагностические итоговые
Перечень диагностических заданий
I. Обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками
1. Д/и «Угадай эмоцию, выраженную мимикой»
Цель: выяснить знания детей о мимике, эмоциях.
Материал: карточки с изображением различных эмоций (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.).
2. Д/и «Оживи картинку»
Цель: выявить умения детей воспринимать и использовать жестовую речь.
Задание: детям предлагалось показать с помощью жестов такие движения как, «отдай», «не покажу», «прислушиваться», «тонкий», «толстый».