Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по културе.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Этюды: «Примерка  новой шапки», «Использование пылесоса», «Меня хвалят».

 

Цель: выявит умение правильно вести себя, используя неречевые средства общения.

 

4. Д/и «Расскажи  и покажи, какими жестами люди  используют на картинках»

 

Цель: выявить умение определять значение жестов на картинках

 

II. Обследование умения ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях

 

1. С/р игра  «Путешествие»

 

Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.

 

Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.

 

2. Рассматривание  иллюстраций к книге В. Осеевой  «Волшебное слово», с последующей  беседой

 

Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.

 

Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».

 

Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе?, Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их.

 

3. Занятие  – тест «Культурный человек»

 

Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.

 

Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.

 

III. Обследование культурных навыков общения в реальной окружающей обстановке

 

1. Экскурсия  в музей с поездкой детей  в трамвае

 

Цель: понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.

 

Умение пользоваться правилами речевого этикета диагностировалось в процессе наблюдения и проведения II и III разделов диагностики.

 

Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).

 

Низкий уровень (1 балл): поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом.

 

Средний уровень (2 балла): ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога.

 

Высокий уровень (3 балла): выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил.

 

Исходя из этого, выделяются критерии оценки:

 

9 – 11 баллов  – низкий уровень;

 

12 -19 баллов  – средний уровень;

 

20 – 27 баллов  – высокий уровень.

 

Диагностика проводилась со всеми детьми формирующей и контрольной групп. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.

 

В ходе диагностирования дети старшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняли игровые задания. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками. В сюжетно-ролевых играх вели себя скованно, стеснялись выполнять главные роли и быть на виду у других, например: Влад Р., Дима Б., Яна Ц. Такие дети, как Эмиль Б., Вика Ц., Паша К. часто проявляли агрессию по отношению к сверстникам, мотивируя тем, что они плохо и неряшливо одеты или же просто испытывают к ним неприязнь. Почти все дети пользуются небогатым словарём речевого этикета. Как правило, они ограничиваются только использованием таких речевых оборотов, как: здравствуйте; до свидания; дайте, пожалуйста. Что касается использования неречевых средств общения, то можно заметить, как дети не всегда верно и по назначению применяют их. Например, Антон Д. во время с/р игры «Путешествие» с сердитым выражением лица пробурчал: «Проходите, пожалуйста». При составлении рассказов некоторые дети (Влад Р.,Аня И. и др.) прежде чем произнести первое слово, крутили пуговицу на костюме, смотрели по сторонам, на лице было смущение: «Это лес. Здесь дети. Они это… грибы собирают. Здесь собачка. Она это… тоже с ними. А здесь девочка. А рядом это … растёт гриб – мухомор. Она его увидела…Вот… А потом это, ну…»

 

Таким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено, что навыки культурного общения находятся в основном на низком и среднем уровнях сформированности, необходимо пополнять у детей словарный запас.

 

Данные обследования детей старшей группы указаны в таблице 1.

 

(см. Приложение)

 

Графическое изображение результата констатирующего эксперимента детей старшей группы см. в Приложении (график 1- списочный состав детей с 1-12; график 2 – списочный состав детей с 13-24).

 

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в старшей группе:

 

Высокий уровень – 5 ребёнка;

 

Средний уровень – 11 детей;

 

Низкий уровень – 8 детей.

 

В процентном отношении это выглядит следующим образом:

 

Высокий уровень – 21%;

 

Средний уровень – 46%;

 

Низкий уровень – 33%.

 

По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения.

 

§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы

 

Задачи:

 

- разработка  группового ролево-игрового проекта, направленного на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников;

 

- включение  сформированных навыков общения  в социальное окружение;

 

- определить  эффективность группового ролево-игрового  метода в процессе формирования  навыков культуры общения у  детей старшего дошкольного возраста.

 

По результатам обследования дети старшего возраста были поделены на подгруппы: формирующую (экспериментальную) и контрольную; была определена зона ближайшего развития детей старшего дошкольного возраста, спроектирована последовательная система работы по исследованной проблеме, выбран метод.

 

Группы подбирались равнозначные по таким критериям, как: возраст, интеллектуальное развитие, воспитанность, условия воспитания в семье.

 

 

 

Список детей формирующей группы

 

1. Влад Р.

 

2. Катя А.

 

3. Саша А.

 

4.Лера Б.

 

5. Эмиль  Б.

 

6. Миша Б.

 

7. Никита  Г.

 

8. Настя  Б.

 

9. Максим  Д.

 

10. Антон  Д.

 

11. Луиза  И.

 

12. Карина  З.

 

 

 

Список детей контрольной группы

 

1. Дима Б.

 

2. Илья К.

 

3. Дима К.

 

4. Ксюша  С.

 

5. Вика С.

 

6. Паша К.

 

7. Яна С.

 

8. Артём  Ш

 

9. Софья  Б

 

10. Ира Ю.

 

11. Вика  Я.

 

12. Яна Ц.

 

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе:

 

Высокий уровень – 3 ребёнка;

 

Средний уровень – 5 детей;

 

Низкий уровень – 4 ребёнка.

 

В процентном отношении это выглядит следующим образом:

 

Высокий уровень – 25%;

 

Средний уровень – 42%;

 

Низкий уровень – 33%.

 

Результаты констатирующего эксперимента контрольной группы:

 

Высокий уровень – 2 ребёнка;

 

Средний уровень – 6 детей;

 

Низкий уровень – 4 ребёнка.

 

В процентном отношении это составляет:

 

Высокий уровень – 17%;

 

Средний уровень – 50%;

 

Низкий уровень – 33%.

 

По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения с помощью проекта.

 

Проект состоит из четырёх блоков:

 

- неречевые  средства общения;

 

- в мире  вежливых слов;

 

- культура  и мы;

 

- общение  в дружбе.

 

Первый блок направлен на развитие у детей у детей осознанного проявления своих чувств и понимание чужих эмоций, знакомство с формами и средствами передачи различных эмоциональных состояний и приобщение к культуре проявления своих чувств.

 

В этом блоке присутствуют: занятия; подвижные игры, дидактические игры; различные этюды; чтение стихотворений; рисование различных масок, эмоциональных состояний героев стихотворения и сказок.

 

Второй блок нацелен на изучение, установленных культурными нормами, речевых оборотов, применяемых в различных ситуациях. Сюда вошли: занятия, составление словаря вежливых слов; анализ различных жизненных ситуаций; наклеивание вежливых слов на картинках с ситуациями в утренний и вечерний отрезок времени; чтение художественной литературы; заучивание и инсценирование стихотворений, анализ пословиц и поговорок.

 

Третий блок включает в себя мероприятия, направленные на воспитание культурного общения и поведения в общественных местах, расширение и употребление речевого этикета, и применение своих знаний в реальной жизни. Этот блок богат не только занятиями, но и объяснением поговорок; анализом различных стихов; обыгрыванием этюдов, стихов; сюжетно-ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.

 

Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями.

 

культура дошкольник речевой этикет

 

 

Примерный проект воспитания у старших дошкольников культуры общения

 

п/п 

Название блока 

Тема занятий и других мероприятий. 

Программные задачи 

Словарь 

Дидактический, литературно-художественный материал 

Методические указания. 

Ситуации

I. Неречевые средства общения. 1. «Я ли не удалец, я ли не молодец». 

1. Познакомить  детей с несловесными средствами  общения.

 

2. Показать  детям, что мимика и жесты помогают  полнее выразить мысль. а иногда они способны заменить собою целые слова. Жесты, мимика, пантомима, радость, грусть, удивление, страх. 

Рассказ Чуковского «Цыплёнок», иллюстрации к рассказу.

 

Г. Юдин «Нелетающий зонт», мимическая гимнастика.

 

Д/игра «Тень».

 

Стих. К. Чуковского «Черепаха».

 

Стих. Э. Машковской «Кислые стихи».

 

Стих. В. Берестова «Дракон». Определить вместе с детьми жесты, мимику, помогающие понять содержание стихотворений «Черепаха» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Машковской, «Дракон» В.Берестова. Детям предлагаются различные рисунки. На каких рисунках – символах художник передал радость, удивление, грусть, страх. можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбнуться, оскорбить…

2.»Театр масок». 

1. Развивать  эмоциональный мир ребёнка через  освоение языка эмоций».

 

2. Продолжать  развивать способность их понимать  и осознавать свои и чужие  эмоции, правильно выражать их  и полноценно переживать, перевоплощаясь.

 

3. Учить  детей сравнивать, сопоставлять  признаки, характерные черты того  или иного эмоционального состояния. 

Эмоция, чувства, состояние, удовольство, удовлетворение. Нахмуриться, улыбнуться, прищуриться.

 

Сияющие глаза, радостный смех, злое выражение лица. 

Предметные картинки с изображением эмоций: радость, смех, испуг, удовлетворение.

 

Игра «Снятие страхов». 

1. Провести  игру «Нарисуй свой страх».

 

2. Провести  игру «Дорисуй эмоцию». 

Игра - беседа «Разговор с игрушками по душам».

 

- Почему  кукла такая грустная, весёлая, довольная?

 

- Что можно  сделать для этой куклы, чтобы  она засмеялась, обрадовалась?

3. « Веселье и унынье». 

1. Учить  детей культуре чувств, способам  их выражения и умение замечать  эмоциональное состояние другого  человека.

 

2. Воспитывать  у детей внимательное отношение  к другому человеку и способность  «читать эмоции» и соответственно реагировать на них.

 

3. Учить  детей вслушиваться в интонацию  говорящего, определять по интонации  душевное состояние говорящего.

 

4. Формировать  умение взбодрить другого человека. 

Пословица: не всё ненастье, проглянет и солнышко красно.

 

Веселье, унынье, грусть, тоска, печаль. 

Стих. Д. Хармса «Весёлый старичок».

 

Д/игра «Какой он?».

 

Магнитофонная запись голосов 

1. Игра «Хорошо-плохо»; Все улыбаются – это хорошо, а если вы унылые?...

 

2. Прочитать  стих. В. Погоревского «Унылый и  весёлый».

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности