Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по културе.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Дети по голосу (магнитофонная запись) определяют какой человек: добрый или сердитый, ласковый или грубый… Откуда берутся слёзы? Плакать – это всегда плохо? отчего вы грустите и что вас радует?

4. «Путешествие в страну эмоций  и чувств». 

1. Учить  распознавать эмоциональное состояние людей по выражению лица, жестам, мимике, действиям.

 

2. Закрепить  первоначальное представление об  основных человеческих эмоциях: радости, удовольствии, удивлении, страхе, испуге.

 

3. Продолжать  развивать чувство эмпатии: сочувствия, содействия, жалости, доброжелательности.

 

4. Совершенствовать  поведенческий и речевой этикет  на эмоциональной основе. 

Радость, удивление, страх, испуг, веселье, сочувствие, сопереживание, жалость.

 

Воспитанный, вежливый, безразличный. 

Предметные и сюжетные картинки с изображением различных состояний людей.

 

Запись музыки, шкатулка, ширмы, уголки страха, испуга, радости; незнакомец. 

1. Поможем  незнакомцу или нет?

 

2. Нужно  ли дарить незнакомцу эмоцию  страха и испуга? 

К вам подошёл незнакомый человек с просьбой.

 

Как вы поступите?

5. «У природы нет плохой погоды». 

1. Познакомить  детей с разными средствами  и формами передачи эмоциональных  состояний (музыка, живопись).

 

2. Показать  способность различных природных  явлений вызывать различные эмоциональные  состояния. 

Гроза-угроза; дождь - слёзы; туман-печаль; солнце - сиять; стихия - бушевать.

 

Грусть, пора, весна - красна, зимушка-зима, лето - весёлая пора. 

Музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года».

 

Репродукции картин пейзажистов: Шишкина, Левитана и др.

 

Подбор стихов о временах года. 

1. Рассматривание  картин.

 

2. Прослушивание  музыкальных произведений.

 

3. Д/и «Нарисуй  настроение». 

6. Этюд «Оживи картинку». 

1. Показать  детям возможность изображать  любую картинку с помощью неречевых  средств общения.

 

2. Приучать  детей пользоваться при общении  разнообразными жестами, мимикой, позами.  Картинки с изображением пейзажей, сюжетные картинки «Мама расстроена…», «К нам пришли гости», «Мы едем в трамвае» и др. 

1. Рассмотреть  картинку.

 

2. Дать задание: изобразить без слов

 

содержание картинки.

 

3. Другие  дети оценивают достоверность

 

выполнения задания. 

7. Этюд «Мальчик и девочка  подружились». 

1. Закрепить  умение изобразить ситуацию с  помощью неречевых средств общения  так, чтобы она была понятна  для окружающих людей.

 

2. Расширить  количество жестов, поз, мимических  движений при изображении ситуации.  Игра-соревнование «Кто лучше и правдоподобнее исполнит этюд», атрибуты: фуражка, косынка и др. 

1. Деление  детей по парам.

 

2. Дать задание  для всех пар.

 

3. Изображение  этюда всеми парами.

 

4. Сравнение  и оценка выполнения задания . 

8. П/и «Что мы видели не  скажем, а что делали - покажем». 

1. Закрепить  умение детей без затруднений  подбирать необходимые неречевые  средства общения в любых ситуациях.

 

2. Изображать  ситуацию таким образом, чтобы  она была понятна без применения  словесных высказываний.   

1. Деление  детей на подгруппы.

 

2. Дети договариваются, какую ситуацию они будут изображать.

 

3. Одна подгруппа  выполняет задание, другая подгруппа  – отгадывает.

 

4. Выигрывает  та подгруппа детей, которая правильнее  изображает ситуацию и их выполнение  заданий быстрее отгадывается  детьми другой подгруппы. 

9. Игровое домашнее задание «Нарисуй  маску». 

1. Продолжать  развивать эмоциональный мир  ребёнка через освоение «языка эмоций».

 

2. Закрепить  умение выражать различные эмоциональные  состояния через художественные  средства выразительности. Радость, испуг, горе, удивление, обида, недоумение. А.Н. Толстой «Приключения Буратино». 

1. Рассматривание  иллюстраций с изображением героев театра Карабаса-Барабаса из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».

 

2. Д/и «Изобрази  маску».

 

3. Рисование  масок для театра пантомимы. 

2. В мире вежливых слов. 1.»Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться ». 

1. Раскрыть  этимологическое, социокультурное  значение слова – «здравствуй».

 

2. Выработать  устойчивое эмоционально-положительное  отношение к приветствиям в  разной речевой форме.

 

3. Добиться  понимания последствий соблюдения  или нарушения формы приветствия для других людей.

 

4. Закрепить  у детей полученные знания  в различных игровых и повседневных  ситуациях. 

Приветствия:

 

-Доброе  утро!

 

- Добрый  день!

 

- Добрый  вечер!

 

- Доброго  здоровья!

 

- Рада вас  видеть;

 

- Я по  Вас соскучилась;

 

- Мир Вашему  дому;

 

- Привет;

 

Пожелать здоровья, проявить внимание и др. 

Набор сюжетных картинок с изображением приветствия людей в разные века.

 

Стихотворения:

 

В. Кривошеев «Доброе утро»;

 

А.Яшин «Добрые слова». 

1. Выучить  с детьми стихи.

 

2. Прочитать  стих. В. Солоухина «Имя у тебя одно».

 

3. Выучить  пальчиковую гимнастику «Мальчик - пальчик».

 

4. сказка  на фланелеграфе: «Маша заблудилась» 

Встретились два друга… Если кто-то не поздоровался, значит…

 

В группу вошёл незнакомый человек… Как ты поступишь? По пути в музыкальный зал вам встретился воспитатель по физкультуре… Как ты поступишь?

2. Имя у тебя одно, навсегда  оно дано… 

1. Закреплять  форму знакомства и умения  обращаться друг к другу по  именам, употребляя уменьшительно-ласкательную  форму.

 

2. Показать  формы знакомства с людьми разного возраста.

 

3. Вызвать  негативное отношение к кличкам, прозвищам и грубым формам  обращения. 

- Разрешите  с Вами познакомиться, представиться;

 

- Рад с  Вами познакомиться;

 

- Очень  приятно;

 

- Позвольте, прозвище, кличка, знакомство. 

Игрушка – попугай, глобус, часы.

 

Рассказ М. Пляцковского «Эй-ты».

 

Стих. В.Солоухина «Имя у тебя одно».

 

Дразнилки. 

1. Выучить  стих. В Солоухина «Имя у тебя  одно».

 

2. Разучить  пальчиковую гимнастику «Этот  пальчик…»

 

3. Рассказать  детям об истории и значении имён.

 

4. Предложить  родителям рассказать об истории  имени ребёнка. Как бы ты назвал свою дочку, сына?...

3.У русских по отчеству принято  звать. 

1. Дать представление  об особенностях обращения ко  взрослым в разных странах.

 

2. учить  образовывать и называть форму отчества.

 

3. Воспитывать  любовь и уважение к старшим. Отчество, предки, род, традиция,, Америка, Англия, мисс, миссис, сэр, синьор, синьора, синьорита, товарищь. Карта, фотографии родителей. 

1.Провести  игру «Образуй отчество от  имени».

 

2. Упражнять детей в правильном обращении ко взрослым, своим родителям. 

Тебя послали в соседнюю группу попросить корм для рыбок.

 

Как ты обратишься к воспитателю?

4. Путешествие в Спасибоград. 

1. Упражнять  в проявлении вежливости и  приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте.

 

2. Воспитывать  чувство деликатности, такта, чуткости. Деликатность, чуткость, такт, тактичность, отзывчивость., приветливость, уважительность,, грубость, недоброжелательность, неприветливо, жестоко, чёрство. 

Иллюстрации сюжетных картинок с нравственными поступками.

 

Игрушки: Мальвина, Буратино, ширма, пейджер.

 

Стихи: В. Орлов «Вежливый хвост».

 

Э. Гельдман «Муравей и сороконожка».

 

А. Казанцев «Встреча». 

1. Провести  развивающую игру «Вежливо - невежливо» (по типу хорошо-плохо).

 

2. Выучить  стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы». Что ты ответишь на оказанную тебе услугу?

5. Счастливого пути! 

1. Познакомить  с разными формами прощания  и способами применения их в различных ситуациях.

 

2. Закрепить  формы приветствия.

 

3. Закрепить  представление детей о видах  транспорта и правилах поведения  в городском транспорте. 

Прощание:

 

- До свидания!

 

- Прощай!

 

- До скорой  встречи!

 

- Счастливого  пути!

 

- Доброй  дороги!

 

- Удачной  поездки!

 

- Счастливого  возвращения! Сюжетные картинки из серии В.В.Гербовой; набор предметных картинок с изображением разных видов транспорта; игрушка Незнайка; стихи И. Токмаковой «Счастливого пути». 

1. Сюжетно-ролевая  игра «Путешествие».

 

2. Выучить  стих. И. Токмаковой «Счастливого  пути»

 

3. Прочитать  стих. Э. Машковской «Вежливое слово». 

К тебе приехал друг из другого города…

 

Твои родственники решили отдохнуть на курорте. Ты поехал на вокзал провожать их…

6.Я приду к тебе в гости. 

1. Познакомить  детей с качествами, присущими  хозяину (хозяйке) дома.

 

2. Учить  подбирать синонимы. Характеризующие  слово «гостеприимство». 

Хозяйка, хозяин, гость, гостеприимство.

 

Принимать гостей, радоваться, ликовать.

 

Приветливый, приятный, гостеприимный, щедрый, тактичный. Звонок, фартук, жилет, платок, стих. О. Григорьев «Гостеприимство». 

1.Ввести  в сюжетно-ролевую игру эпизод  с гостеприимным хозяином.

 

2. Инсцинировка  стихотворения О. Григорьева «Гостеприимство». 

Приём невоспитанного гостя.

 

Оля пришла в гости. Пройдя в комнату она стала ходить по ней, рассматривать вещи, трогать их руками. Правильно ли вела себя Оля? Как нужно вести себя в гостях?.

7. У меня зазвонил телефон… 

1. Углублять  знания детей о правилах речевого  этикета во время телефонного разговора на основе схем-моделей.

 

2. Упражнять  детей в употреблении глагола  «звонить» с соблюдением правильного  ударения.

 

3. Воспитывать  выдержку, умение считаться с  желанием других. 

- Алло! Квартира  Ивановых?

 

- Вы располагаете  временем?

 

- Извините за беспокойство.

 

- Коротко  буду говорить.

 

- Можно  Вас побеспокоить?

 

Оторвать от дел, звонит. 

Два телефонных аппарата, схемы-модели.

 

Стих. А. Барто «Почему телефон занят?»

 

Игра «Испорченный телефон». 

1. Напомнить  детям содержание стих. К.И. Чуковского «Телефон»

 

2. Раскрасить  одного из героев стихотворения  по желанию детей и научить  его правильно и вежливо разговаривать  по телефону. Аня звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью – ей купили Барби. Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина моет собаке лапы после прогулки. Как поступит Аня?

8. Телефон весь день звонит… 

1. Упрочивать  умение вести разговор по телефону.

 

2.Учить  отвечать на заданный вопрос; формулировать просьбу; пригласить  к телефону

 

3-е лицо; передать просьбу отсутствующему  адресату. 

Приятный собеседник.

 

- Рад Вас  слышать;

 

- Приятно  с Вами побеседовать;

 

- Я Вас  слушаю!

 

- Ясно, что  я могу передать? 

Рассказ Н. Носова «Телефон».

 

Усложнённые добавленные схемы-модели. 

1. Прочитать  рассказ Н. Носова «Телефон».

 

2. Предложить детям чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» 

Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и пригласить её прийти к ней поиграть. Трубку взяла мама. Как должна вести разговор Юля?

 

А если человек так и не придумал бы телефон?

 

Кто оборвал телефонную трубку?

9. Слово лечит, слово ранит. 

1. Познакомить  детей с тем, что слово (речь) является  средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

 

2. Показать  роль интонации и её влияние  на общение людей. 

Пословицы:

 

- Ласковым  словом и камень растопишь;

 

- Доброе  слово дом построит, а злое  слово – дом разрушит;

 

Заботливая, нежная, преданная, чуткая.

 

- Доброе  слово лечит, а злое калечит;

 

- От худого  слова – да навек ссора;

 

- Худое  слово и сладким мёдом не запьёшь. 

Куклы: Петрушка, Буратино.

 

Стихотворение Э. Машковской «Петрушка».

 

Отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» (сцена со сверчком).

 

Стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…»

 

Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его» 

1. Прочитать  детям стих. О. Шибаева «Дядя Саша  огорчён»

 

2. Спросить  детей о том, как они понимают  пословицы. 

Два мальчика поссорились. Помири их.

 

Твой друг обижен на тебя.. Извинись перед ним и попробуй помириться.

10. Составление «Словаря добрых слов». 1. Закрепить вежливые и ласковые слова, речевые выражения, усвоенные на предыдущих занятиях. См. выше. Кукольный театр. 

1. Игровая  ситуация с волчонком.

 

2. Составление  словаря для волчонка.

 

3. Инсцинировка  «Как волчонок стал вежливым». 

11. Д/и «Азбука вежливости» Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент.  Флажки, карта вежливых слов. У детей карта с изображением различных ситуаций. Дети идут по схеме и выставляют флажки с вежливыми словами. 

12. Д/и «Чем порадовать маму» Углубить чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме. Любимая, ласковая, дорогая, милая. 

Карта, игровое поле, которого разделено на секции с различными сюжетными картинками и соответствующими речевыми оборотами.

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности