Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147
Анализируя морфофункциональные изменения произошедшие под воздействием занятий теми или иными упражнениями следует сказать, что наибольший эффект на изменение роста (в сторону увеличения) оказали упражнения на развитие подвижности в суставах.
В упражнениях силового характера достоверные изменения произошли в показателях:
- окружность плеча в напряженном состоянии и покое;
- динамометрия правой и левой кисти;
- становая
тяга, а также в показателях
треморометрии и
Упражнения скоростно-силового характера существенно повлияли на следующие показатели:
- экскурсию грудной клетки в покое и при вдохе;
- окружность бедра;
- жизненную емкость легких;
- ЧСС в
покое; и, как и силовые упражнения
на рефлексометрию и
Полученные данные, позволяют с большой степенью точности объяснить положительное влияние на здоровье ребенка современных форм оздоровительной гимнастики.
Поскольку детям не всегда показано заниматься тем или иным видом оздоровительной гимнастики в “чистом виде”, предлагаемая методика, апробированная в пед. эксперименте, позволяет считать ее пока одной из немногих эффективно воздействующих на здоровье ребенка.
При разработке методики исходили из следующего:
- занятия
должны включать много
- быть эмоционально окрашены;
- иметь достаточно большую моторную плотность (не менее 60 %);
- использовать гимнастическое оборудование и предметы (гимнастические палки, скакалки, мячи и т.д.).
Основываясь на этом, а так же на данных литературы и собственном опыте, мы разработали следующий подход к чередованию упражнений в оздоровительных занятиях с детьми: 2/3- упражнения основного назначения (гибкость, сила, скоростно-силовые) и 1/3 - упражнения другого характера.
Особое внимание следует обращать на изменения в организме ребенка, происходящие в результате занятий спортивной гимнастикой.
Наши данные, как и данные литературы, говорят о том, что этот вид гимнастики эффективно воздействует на развитие физических качеств и координации. Однако воздействие на организм ребенка занятий спортивной гимнастикой не всегда носит положительный характер.
Результаты исследований, говорят о том, что оздоровительная гимнастика для детей 4-7 лет гораздо важнее, нужнее и ценней для укрепления и сохранения здоровья, нежели занятия спортивной гимнастикой.
Несмотря на то, что нагрузка, применяемая в тех и других занятиях может быть одинаковой, моторная плотность в оздоровительных занятиях, несомненно, выше в силу целого ряда причин.
Во-первых, в силу специфики спортивной гимнастики на снаряде может находиться только один человек.
Во-вторых, у детей этого возраста и квалификации, упражнение занимает не более 40 секунд. Моторная плотность здесь равна 43 - 47%. В оздоровительных занятиях нет этих сдерживающих факторов. Детям не нужно ждать своей очереди для подхода к снаряду. Занятия проводятся со всей группой в более энергичном темпе, поэтому моторная плотность превышает 60 -70%.
Другими словами, спорт (в чистом виде) не всегда оказывает положительное влияние на организм ребенка.
Полученные результаты дают повод утверждать, что отбор в секцию спортивной гимнастики нужно вести не только по морфологическим критериям и уровню развития физических качеств, но и по уровню здоровья.
Кроме того, мы утверждаем, что тренировочный процесс по спортивной гимнастике крайне необходимо вести с учетом полученных результатов.
Считаем необходимым, использовать в спортивной гимнастике упражнения из комплексов оздоровительной гимнастики.
Предположительно, это возможно применять или в отдельно отведенные для этого дни (посвящать этому целое занятие), или применять их в заключительной части тренировки.
Результаты медико-биологического обследования, полученные в ходе педагогического эксперимента, дают основание предполагать, что занятия оздоровительной гимнастикой для детей более необходимы, чем занятия спортивной гимнастикой, нацеленной на конкретный результат.
Подведем итоги.
1. Основываясь
на результатах объективных
2. Нами установлено,
что кроме специфического
Во всех трех группах был выявлен прирост следующих показателей:
- Рост 0.75 см
- Вес 0.28 кг
- экскурсия грудной клетки вдох 1.19см покой 1.02 см
- окружность плеча в напряженном состоянии 1.51 см в покое 1.48 см
- окружность бедра 0.67 см
- сила кисти
правая 1.06 кг
левая 1.18кг
- становая тяга 1.02 кг
- ЖЕЛ 0.07л
- ЧСС в покое 15.65 уд/мин
- Рефлексометрия
До нагрузки 0.012 миллисек.
После нагрузки 0.019 миллисек.
- Треморометрия
до нагрузки 22.35 кол-во ошибок за мин.
после нагрузки 30.15 кол-во ошибок за мин.
3. Существующее
представления в теории и
4. Эффективность, апробированной нами методики, подтверждается показателями уровня здоровья определяемого коэффициентом Махалобиуса.
В группе “Гибкость” до начала основного педагогического эксперимента, коэффициент равен 2.5 у.е., что говорит о том, что дети этой группы находились в предпатологическом состоянии. Детально проанализировав данные методики “Диакомс” можно сказать, что отклонения наблюдались в основном в сердечнососудистой системе.
В группе “Сила” коэффициент составил 2.8 у.е., что также говорит о пред патологии. По данным методики “Диакомс” наблюдалось значительное снижение иммунитета, нарушение функции органов пищеварения и снижение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
В группе “Скоростно-силовые” коэффициент равен 2.7, что так же говорит о наличии отклонений в состоянии здоровья. При детальном анализе полученных данных наблюдалось снижение иммунитета, изменения в функционировании сердечно-сосудистой системы и некоторые изменения в других органах.
Проанализировав данные, полученные после проведения основного медицинско-педагогического эксперимента, мы обнаружили, что:
В группе “Гибкость” коэффициент Махалобиуса составил 1.6, в группе “Сила” - 1.1, а в группе “Скоростно-силовые” - 1.28. При таких показателях можно уверенно говорить о том, что предложенная оригинальная методика оздоровительных занятий гимнастикой с детьми оказывает положительное оздоровительное воздействие на функционирование органов и систем организма.
По данным исследования (система “Диакомс”) - произошли следующие изменения: во всех группах значительно улучшились показатели иммунитета, повысилось функциональное состояние сердечнососудистой системы, и практически отсутствовали изменения в других органах и системах.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что предложенная оригинальная методика оздоровительных занятий оказала положительное воздействие на организм детей.
Цель: определение уровня двигательной активности детей в течение дня.
Методы: наблюдение, хронометраж деятельности детей, математические методы - вычисление по формуле.
Полноценное физическое развитие дошкольников – это, прежде всего, правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности[31,C.24]. Познакомившись с исследованиями специалистов в области двигательной активности детей (М.А. Васильевой, В.Г. Алямовской и Л.Н. Пустынниковой) приходим к выводу, что необходимым условием сохранения здоровья детей является постоянное соблюдение двигательного режима. Он включает в себя организованные формы занятий физическими упражнениями (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры), а также самостоятельную двигательную активность детей.
Для того чтобы обеспечить своевременное и качественное развитие движений детей в ДОУ, проведено исследование их двигательной активности в течение дня. С этой целью проведены наблюдения за движениями детей в 1 и 2 половину дня у воспитателя Космачевской Л.Ф.в подготовительной группе. Задания в играх и физических упражнениях были подобраны в соответствии с возрастом детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов. Весь материал был распределён в определённой последовательности с учётом сложности движений. Для выявления двигательного режима в детском саду за основу был взят тот объём игр, физкультурных занятий, самостоятельной деятельности, который рекомендован М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» в подготовительной группе.
Наши наблюдения показали следующее, что в основном пребывание ребёнка в детском саду составляет 9 часов; из них 3 часа - это дневной сон, таким образом, обследована двигательная активность ребёнка в течение 6 часов бодрствования. Для работы использован секундомер, измерялись по времени все движения ребёнка от начала до окончания каждого периода движения. Двигательная активность в подготовительной группе составила в общем 164 минуты, из них организованной двигательной деятельности - 52 минуты (см. приложение № 12) и самостоятельной деятельности - 105 минут. Высчитывая время двигательной активности по формуле, получили следующий результат:
164 * 100%
ДА = ---------------------- = 46%
360
По исследованиям специалистов двигательная активность ребёнка должна составлять не менее 50 - 60 % от периода бодрствования[11,C.29].
Таким образом, наблюдения в течение дня показали низкую двигательную активность ребёнка. При проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики и других физических упражнений воспитателем были использованы такие методические приёмы как показ, объяснения как надо выполнять какое-либо движение и др. Наблюдение самостоятельной деятельности детей позволили определить: каким видом деятельности дети больше занимаются, как педагог направляет и помогает в выборе физических упражнений и игры. Наблюдения показали, что в самостоятельной деятельности дети очень пассивны, содержание двигательной деятельности однообразно. Физкультурные занятия построенные по общепринятой схеме (вводная, основная, заключительная), не дают должного эффекта в физическом воспитании, вследствие чего и двигательная активность не соответствует норме, из-за этого низкие показатели физического развития и оздоровления. Исходя из данных проведенного анализа (на начало эксперимента) в ДОУ заболеваемость высокая, что наглядно представлено в таблице 11 и на диаграмме 1:
Показатели общей заболеваемости детей (в процентном соотношении) посещающих детский сад в 2000 г.
Таблица 11
Заболеваемость (%) |
Ни разу не болели |
1 раз |
до 2-х раз |
до 3-х раз |
более 3-х раз |
34 |
18 |
32 |
11 |
5 | |
|
|||||
Диаграмма 1
Таким образом, низкие показатели двигательной активности детей (46 %) и высокая заболеваемость заставляют серьёзно задуматься над проблемой приобщения детей к здоровому образу жизни и создания оптимального двигательного режима в дошкольном учреждении; чем разнообразить движения детей и как создать благоприятные условия для занятий по физической культуре.
Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей