Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

В 2001 году возросло число детей получивших коррекцию речи и оздоровление.

Уменьшилось число детей с заболеваниями органов и органов дыхания (таблица 5):

Таблица 5

Показатели диспансерного учета детей, посещающих ДОУ в 1994-2001 гг. (в%)

Заболевания

2001

2000

1999

1998

1997

1996

1995

1994

Сердечно-сосудистой системы  
Органов дыхания  
Желудочно-кишечного тракта  
ЛОР органов  
Сколиозы, нарушения осанки  
Нарушение остроты зрения  
Нарушения речи

4,2  
3,1  
0,8  
3,4  
4,3  
4,0  
12,8

4,3  
2,3  
1,0  
3,7  
5,1  
5,5  
14,2

5,5  
2,2  
0,85  
3,8  
4,6  
4,56  
14

5,1  
1,8  
0,8  
3,0  
4,9  
4,2  
12,9

2,0  
3,8  
0,7  
2,4  
3,5  
3,9  
12,0

1,7  
3,9  
1,0  
2,4  
3,9  
3,2  
9,9

2,1  
3,1  
1,0  
3,1  
3,6  
3,3  
9,2

1,8  
3,7  
0,8  
2,7  
4,1  
3,1  
9,5


 

Тем не менее, сохраняется тенденция перераспределение детей по группам здоровья: уменьшение 1 и 2 групп и увеличение числа детей от 3 к 5 (таблица 6):

Таблица 6

Распределение детей, посещающих ДДУ в 1996-2001 гг. по группам здоровья (в %)

Группы здоровья

2001

2000

1999

1998

1997

1996

1  
2  
3  
4  
5

38,1  
51,4  
10,0  
0,4  
0,09

38,6  
56,2  
5,0  
0,12  
0,06

42  
52,5  
5  
0,4  
0,08

42,9  
49,5  
7,1  
0,2  
0,2

42,5  
50  
7,3  
01  
0,09

53,4  
42,5  
3,5  
0,09  
0,05


 

Таким образом, тенденция снижения заболеваемости детей в детском саду очевидна. Особое внимание в детском саду уделяется системе профилактики заболеваемости. Кроме естественных факторов физиотерапии активно используются искусственные: «соляная пещера», светолечение, УФО, люголизация зева, ингаляции. Данные процедуры назначаются врачами для детей с ОРВИ, бронхитом, воспалением миндалин, носоглотки, голосовых связок, для профилактики ультрафиолетовой (солнечной) недостаточности в осенне-зимний период.

Босохождение в сочетании с ЛФК является прекрасным средством закаливания, предупреждения плоскостопия. Ручной массаж выполняет медицинский работник, владеющий техникой массажа, а также педагоги и дети, обученные элементам самомассажа. Лечебный массаж назначается детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, плоскостопием, а также ослабленным и перенесшим различные травмы с целью улучшения кровоснабжения, воздействия на мышечную массу, снятия болевых ощущений.

Фитотерапия в ДОУ выбрана не как панацею от всех бед и болезней, а как равноправный и доступный компонент сложного комплекса терапии и профилактики.

Главная задача фитотерапии - коррекция психофизического состояния ребенка. Основной принцип - экологичность применение лекарственных растений с учетом особенностей конкретного организма без отрицательных последствий для его здоровья.

Широко применяются поливитаминные напитки (чаи, настои, отвары, коктейли и  сок) из шиповника, смородины, облепихи, клюквы и брусники, а также ягоды этих растений в свежем виде как общеукрепляющее и лечебное средство при авитаминозе (особенно в зимнее и весеннее время года), астеничных состояниях, заболеваниях носоглотки, воспалении миндалин, ОРВИ и др.

Для терапии воспалительных процессов верхних дыхательных путей, бронхов, легких – используется теплый чай из душицы, липы, листьев смородины и малины.

Для ингаляций, полосканий и смазываний - мята, мать-и-мачеха, эвкалипт.

Лекарственные сборы, чаи, плоды и ягоды приобретаются в аптеках и применяются дозировано по назначению.

 

2.3.5. Обеспечение  сохранения и укрепления здоровья  детей в дошкольном учреждении

 

Основная задача ДОУ - обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей. Для ее реализации в детском саду имеются, на наш взгляд, все необходимые условия:

  • чистые, светлые, просторные помещения со всем необходимым оборудованием;
  • изолированные групповые комнаты со спальнями, раздевальными и умывальными комнатами;
  • музыкально-спортивный зал;
  • медицинский кабинет;
  • площадки с верандами и оборудованием для развития движения, и.т.д.

Каждый воспитатель владеет методикой физического воспитания, строит свою работу руководствуясь критериями  и рекомендациями программы "Радуга"; следит за своим здоровьем; является проводником здорового образа жизни; реализует программу Р.Б. Стеркиной по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, тесно взаимодействует с медицинскими работниками, четко следует их рекомендациям при подборе упражнений для физкультурных занятий, дозировании физической нагрузки, закаливании. Проводит диагностику физического состояния детей, прилагает усилия для соблюдения светового и теплового режима, режима проветривания, прогулок, занятий и т.д.

Таким образом, основная задача педагога - создать условия, при которых ребенок захочет заботиться о своем здоровье, дать элементарные знания о том, как его сохранить, укрепить и сформировать практические навыки здорового образа жизни (программа минимум).

В детском саду действует программа развития, в которой определены следующие приоритетные направления:

  • приведение содержания дошкольного образования в соответствие с требованиями государственного стандарта;
  • создание в дошкольном учреждении среды, способствующей развитию индивидуальных особенностей детей;
  • обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников;
  • обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
  • обеспечение ситуации успеха для ребенка в различных видах деятельности.

 

Так, детский сад с 1998 года работает по программе "Радуга". Цели и задачи, которые в ней определены, соответствуют нашим представлениям об основных направлениях модернизации системы дошкольного образования, обеспечивают новое качественное состояние педагогического процесса (открытость, мобильность, гибкость, ориентация на основных "заказчиков и потребителей", развитие социального партнерства, изменения внутренней среды образовательного учреждения и т.д.). Для реализации образовательной программы создана предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется и обновляется. Детский сад обеспечен техническими средствами обучения, имеется достаточное количество познавательной и художественной литературы, подготовлено более 40 развивающих игр для физического, познавательного и речевого развития. Большое внимание уделяется валеологизации предметно-развивающей среды - цветовому, тепловому и световому режиму, подбору мебели по росту, выполнению гигиенических требований к нагрузке в учебной деятельности и т.д. Вcё это позволяет педагогическому коллективу решить поставленные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • своевременное психическое развитие;
  • обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

Для реализации этих задач используются разные формы взаимодействий с детьми:

  • совместная деятельность (повседневные бытовые ситуации, игровая деятельность, праздники, развлечения, экскурсии и др.);
  • учебная деятельность: коллективные занятия (фронтальные) при условии участия в них детей по желанию; занятия по подгруппам;
  • cамостоятельная деятельность.

 

Широко вошли в практику работы воспитателей приемы, обеспечивающие мотивацию детей на занятиях, задания с использованием совместного поиска решений, коллективных размышлений, введение не травмирующей оценки детской деятельности. Вся работа детского сада пронизана заботой о физическом и психическом здоровье детей. В течение учебного года (2000-2001) коллектив детского сада продолжал углубленно работать над проблемой формирования, охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим были проведены педагогические советы, семинары, консультации на такие темы как:

  • развитие двигательной активности детей в различных видах деятельности;
  • нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики;
  • обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания и др.

Для сохранения здоровья и физического развития детей используются различные формы организации физического воспитания:

  • физкультурные занятия 3 раза в неделю;
  • утренняя гимнастика;
  • коррегирующая гимнастик;
  • дыхательная гимнастика;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • гимнастика после дневного сна;
  • походы и пешие прогулки (см. приложение 7).

В теплый период года предпочтение отдается занятиям физкультурой на воздухе: элементам игры в бадминтон, футбол, волейбол; подвижным играм, катанию на велосипеде. Зимой дети катаются на санках, лыжах, осваивают скольжение по ледяным дорожкам, с горки, играют в хоккей. Занятия проводятся разные по форме (ритмическая гимнастика, оздоровительный бег, по единому сюжету, тематические и т.д.), что формирует у детей младшего дошкольного возраста интерес, а в дальнейшем и осознанное отношение к занятиям физкультурой. Эмоциональная окраска занятий и разнообразие упражнений формируют у детей потребность к творческой двигательной активности. Анализируя физическое состояние и состояние здоровья детей можно сделать вывод, что детский сад работает стабильно, факторы сохранения здоровья детей очевидны.

 

2.3.6. Система  коррекционной работы с детьми

 

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в условиях детского учреждения и является важной и ответственной задачей общественного воспитания.

На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование головного мозга оказывает положительное влияние на развитие высшей нервной системы, моторной сферы, костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой, других физиологических систем; совершенствование функций дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот[17,C.42].

По мере созревания высших отделов центральной нервной системы - к концу дошкольного возраста - у детей формируется адекватная реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, возрастают резервные возможности и надежность кардиораспираторной функции, совершенствуется регуляция кровообращения.

Вместе с тем, незавершенность процессов развития организма в целом и отдельных его систем, в частности: иммунологической, адаптивных механизмов, делают дошкольника менее защищенным по сравнению со школьником и взрослым в отношении неблагоприятных внешних воздействий.

Наиболее чувствителен к таким воздействиям организм ребенка в так называемые критические, или узловые, периоды дошкольного детства (1-й год жизни, 3,5-7 лет), когда темпы развития существенно возрастают. Поэтому все виды нагрузок (двигательной, умственной, эмоциональной), которые испытывают дети дошкольного возраста, находясь в коллективе сверстников и семье, должны строго соответствовать его психологическим возможностям[17,C.45].

Для проведения оздоровительной и коррекционной работы в детском саду созданы, как уже отмечалось выше, все необходимые условия: зал физкультуры, с полным комплектом оборудования, музыкально-гимнастический зал с набором гимнастических мячей, обручей, досок для координации движения и другим оборудованием. Физиокабинет оснащен аппаратами: "Поток- 1", "Полюс", Кварц, Ингалятор.

Бассейн снабжен всеми необходимыми атрибутами для плавания - доски для плавания, ласты, нарукавники, надувные игрушки.

В детском саду создана система коррекционной работы. Реализуется коррекционная работа через следующие формы:

  • ежедневные занятия лечебной физкультурой,
  • гимнастика после сна, в ее комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушений осанки.

Комплексы составляются на основе имеющегося у детей двигательного опыта.

Работа на тренажерах помогает развитию координации движений, воспитывает уверенность в своих силах.

Лечебная гимнастика на гимнастических мячах позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильною положения туловища и гармоничной тренировки основных групп мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации с проведением ряда мобилизационных приемов. Яркая игровая психоэмоциональная окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот метод двигательной реабилитации приемлемым для детей всех возрастов, начиная с младшей группы.

Лечебный массаж в течение года получают не менее 4-х раз те дети, которым назначает врач ортопед (по 10-15 процедур через месяц), часть детей получает массаж постоянно. Массаж способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц, способствует укреплению кровеносной системы, улучшает обмен веществ, оказывает положительное влияние на психику ребенка, укрепляет его здоровье. Лечебное плавание в детском организовано 3 раза в неделю - старшие и подготовительные группы, 2 раза - младшие и средние группы. Плавание, как средство общей физической подготовки, предполагает чередование занятий на суше и на воде. Упражнения направлены на укрепление мышечного корсета позвоночника, вытяжение позвоночника, коррекцию деформации. Основными средствами лечебного плавания в детском саду являются подготовительные упражнения, специальные упражнения с предметами и без них из исходного положения, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние угла наклона позвоночника. Вся коррекционная и оздоровительная работа находится под контролем врача ортопеда, специалистов детского сада. Динамику развития детей позволяет отслеживать диагностика и периодические осмотры врачей-специалистов.

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей