Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

У многих детей страдающих ортопедической патологией имеются нарушения и в звукопроизношении, в задержке речевого развития. Эти дети получают помощь логопеда. В целях компенсации, в детском саду проводится следующая работа: артикуляционный массаж по методу Гаубих Ю. Г., сегментарный массаж по методу Блыскина И.В. По рекомендации специалистов "Центра патологии речи и нейрореабилитации"  (г. Пермь) в детском саду внедряется музыкально-терапевтическое воздействие на детей.

Вся коррекционная работа строится на сотрудничестве специалистов детского сада, воспитателей и родителей.

Основными лечебными технологиями, применяемыми сегодня в ДОУ являются:

  1. Новые формы медицинской документации, подбор критериев эффективности наблюдения и реабилитации детей.
  2. Технология комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с рецидивирующими заболеваниями респираторной системы и проявлениями ММД с использованием семейной диспансеризации.
  3. Современные методы оздоровления детей в образовательных учреждениях.
  4. Технология слежения за состоянием детей.
  5. Новые организационные формы медицинского обеспечения детей.
  6. Формирование психофункциональной готовности детей к обучению в школе.
  7. Импульсивная баротренировка в режиме межсуточных колебаний атмосферного давления у детей с НЦД.
  8. Технология медицинской экспертизы педагогических инноваций.
  9. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к организованным коллективам.

 

2.4. Формирование здорового образа  жизни в условиях дошкольного  учреждения

 

Следуя основным приоритетам образовательной и семейной политики - сохранению и укреплению здоровья детей, формированию основ здорового образа жизни, утверждения ценности семьи, коллектив детского сада № 44 в течение нескольких лет работает по программе формирования здоровья детей дошкольного возраста.

Целью разработанной программы развития детского сада на 1998-2005 годы является создание сотворчества детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей, и определены следующие задачи:

  1. Организовать валеологическое образование детей в условиях дошкольного учреждения.
  2. Внедрить и апробировать авторскую программу М.Л. Лазарева “Здравствуй!”
  3. Формировать ответственность каждой семьи за воспитание духовно и физически развитой личности.

Диагностика состояния здоровья и уровень физической подготовленности детей определяется в ДОУ для успешной работы по физическому воспитанию детей. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья (см. приложение № 3).

Все это способствует сохранению здоровья детей и развитию их физических качеств.

На основании проведенных тестирований по методике В. А. Иванова “Педагогический контроль за физической подготовленностью детей 4-7 лет” выявили, что средний физический уровень подготовленности детей повысился в 2000-2001уч.г. по сравнению с 1997-1998 уч.г. на 4%. Уровень заболеваемости снизился:

  • Грипп - на 20%;
  • ОРЗ - на 33,5%;
  • Эндокринная система - на 31,5%;
  • Общее количество заболеваний – на 20%.

В ДОУ большое внимание уделяется формированию здоровой, развитой духовно и физически личности. Развитию такой личности способствуют осуществление таких программ, как "Обучение плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста" (для реализации программы оборудован бассейн).

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности и согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. 

В целях коррекции нарушения осанки внедряется программа И.Н. Ефименко  "Горизонтальный пластический балет" и "Пластик-шоу".

При выполнении программы горизонтального пластического балета малыши погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций. Обязательным условием программы  является исходная стартовая поза - лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслаблено и спокойно. Завершающая поза - стоя на коленях, спина выпрямлена и как бы вытянута вверх, руки протянуты к "Солнцу", пальцы рук выпрямлены и разведены, взгляд устремлен вверх - вперед. Все движения мягкие, плавные, пластичные, выполняются под соответствующую музыку с использованием элементов хореографии. Горизонтальный пластический балет является новым синтетическим направлением в физическом  воспитании дошкольников, объединяющим положительные черты художественной гимнастики, аэробики, балета, брейкданса, шейпинга, акробатики, музыкального занятия. "Пластик- шоу" формирует личность ребенка, глубоко затрагивает психические интеллектуальные, эмоциональные струны детей, развивает двигательные способности.

В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей коллективом ДОУ была разработана и реализована программа "Здоровье"  

Актуальность программы «Здоровье» заключается в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект оздоровления детей. 

 Основные цели программы:

1.  сохранение  и укрепление физического здоровья  воспитанников;

2.  сохранение  психического здоровья субъектов  образовательного процесса;

3.  социальная  адаптированность детей;

4.  формирование  ценностного отношения к своему  здоровью и природе.  

 Основные направления программы:

1.   Обеспечение санитарно-гигиенического благополучия субъектов образовательного процесса:

  В ДОУ  соблюдаются все гигиенические  требования к условиям обучения  и воспитания детей, предназначенных  для предотвращения неблагоприятного  воздействия на организм воспитанников, в том числе и при организации учебно-воспитательного процесса.

В ДОУ созданы все условия для удовлетворения биологической потребности воспитанников в движении.

Потребность в движении реализуются через ежедневную двигательную активность воспитанников в объеме не менее 2 часов в неделю на занятиях физвоспитания и комплекса мероприятий:

  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика после дневного сна;
  • физминутки, гимнастика для снятия мышечного напряжения;
  • гимнастика для глаз;
  • занятия в плавательном бассейне (2 часа в неделю);
  • подвижные игры;
  • спортивные праздники и развлечения.

2.  Предупреждение  роста заболеваний в адаптационный  период.

Анализ основных параметров состояния здоровья дошкольников является неотъемлемой частью анализа итогов воспитательного процесса на протяжении всех лет существования детского сада. Тщательно изучаются и анализируются медицинские карты вновь прибывших детей, определяется группа здоровья детей, нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей. Для педагогов ДОУ важно не только физическое, но и психическое здоровье детей. Для этого решено было объединить медицинскую, психологическую и логопедическую службы для оказания помощи воспитанникам в преодолении эмоциональных трудностей с целью психологической готовности к обучению в массовой школе. Очень важно для детей, пришедших в детский сад создать условия, в которых ребенок чувствовал бы себя свободно и комфортно. С целью укрепления физического и психического здоровья детей и взрослых была оборудована комната психологической разгрузки. Широко используются психогимнастика, куклотерапия, занятия по выразительности движения, тренинги с целью преодоления барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других; создания возможности самовыражения. В адаптационный период активно работает медицинская и психологическая службы.

3.  Подготовка  организма детей к неблагоприятному  осенне-зимнему периоду.

В период повышенной заболеваемости ОРВИ (период  межсезонья) и гриппом проводится (по согласованию со службами детской поликлиники) комплекс специальных профилактических мероприятий:

  • профпрививки от гриппа;
  • витаминотерапия;
  • фитоцитотерапия;
  • соблюдение санитарно-гигиенического режима.

В системе проводятся  как традиционные (зарядки, прогулки, физ. занятия), так и нетрадиционные формы оздоровления детей:

  • полоскание горла водой комнатной температуры;
  • точечный массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика после дневного сна;
  • ходьба по массажным коврикам и гальке.

Систематически проводятся совещания по результатам заболеваемости (ежемесячно, поквартально) детей, анализируются случаи заболеваемости и намечаются пути их решения. Проводятся консультации с рекомендациями по закаливающим мероприятиям: с родителями, педагогами, детьми.

4.   Мероприятия по восстановлению здоровья переболевших детей.

Проводится осмотр детей, перенесших заболевания врачом-педиатром, в зависимости от заболевания устанавливается индивидуальный, щадящий режим на занятиях физкультурой, плавании, проведении закаливающих мероприятий.

 

Таким образом, в настоящее время коллектив детского сада идет по пути осознанного усиления здоровьесберегающих технологий в воспитательной деятельности, что подтверждается стабилизацией снижения заболеваний и снижения уровня тревожности у детей.

Одной из главных задач, над которой целенаправленно работает коллектив, является создание условий для эмоционального благополучия детей, их психологической защищенности, развитие творческих и познавательных способностей.

С 1998 г. в ДОУ работает единая медико-психолого-педагогическая служба, объединившая в единое звено: медицинскую, психологическую, логопедическую службы с привлечением воспитателей и педагогов дополнительного образования, для оказания помощи воспитанникам в преодолении эмоциональных трудностей.

На начальном этапе изучаются, анализируются медицинские карты, индивидуальные карты обследования речи, результаты психолого-педагогической диагностики, проводится собеседование с родителями. Далее проводится дополнительная диагностика и намечается коррекционно-развивающая работа. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятного эмоционального климата.

Были изменены и требования, предъявляемые к построению развивающей среды. Воспитатели ориентируясь на концепцию В.А.Петровского, совместно с психологом и старшим воспитателем, для каждой возрастной группы так организовали развивающую среду в группах, чтобы дети растут в условиях эмоциональной комфортности, в обстановке, максимально приближенной к домашней. В группах оформлены: уголки отдыха с мягкой мебелью, уголки уединения, уголки «ряжения» с масками, куклами, ширмами, костюмами.

Для выявления эмоционального состояния  детей, в группах имеется "экран настроения", который позволяет воспитателю увидеть, есть ли проблемы у детей и постараться решить их вместе; "уголки настроения", где помещены рисунки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Дети учатся определять свое эмоциональное состояние и фиксируют его в "дневнике настроений".

Работая в тесном контакте с психологом, воспитателями был накоплен и обобщен опыт работы по следующим направлениям.

  1. "Использование  психогимнастики в преодолении  трудностей общения, порожденных  застенчивостью, у детей старшего  дошкольного возраста" (воспитатель М.И.Халидова).

Основные задачи работы:

- формирование  у детей навыков преодоления  застенчивости, робости,  желания общаться, умения справляться с отрицательными эмоциями;

- помочь  выработать у детей способы  поведения в трудных для них  ситуациях;

- понизить  напряженность, повысить самооценку  и уверенность в себе.

2. "Преодоление  эмоциональных трудностей общения  детей старшего дошкольного возраста с целью психологической готовности к обучению в школе" (воспитатель Т.А.Абузярова).

Основным педагогическим средством в ДОУ, помогающим детям в преодолении эмоциональных трудностей является «куклотерапия». С помощью куклотерапии происходит изменение отношения ребенка к себе, накопление положительного эмоционального опыта, полученного при общении средствами творческого  самовыражения, повышение самооценки. Использование кукол и масок позволяет ребенку моделировать различные реальные жизненные ситуации в условно-игровом плане.

Использование психогимнастики, куклотерапии, занятий по выразительному движению, тренингов, с целью преодоления барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятия психологического напряжения, создания возможностей для самоконтроля, помогают в профилактике эмоционального неблагополучия детей.

Продолжая работать в этом направлении, коллектив сотрудников ДОУ решил усложнить свои задачи и начал в 2002 году работу по формированию у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья, а также индивидуальной ответственности за него. Дети, постоянно участвуя в спортивных состязаниях, соревнованиях и конкурсах приобретенный опыт используют во всех играх и занятиях, радуясь возможности играть и двигаться. Так дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни, овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия действия или события, проверять результаты своих действий, управлять своей деятельностью (Как я это делаю?), проверять реальность и необходимость событий (Имеет ли это смысл?).

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей