Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

В течение последних пяти лет в ДОУ проводилась комплексная диагностика психофизического развития детей. По тепплинг-тесту определяли зрелость нервных процессов, по МЭДИС-тесту выявляли уровень интеллектуальных способностей. Инструктором Исаевой О.В. определялась динамика развития у детей физических качеств. Данные исследований дали возможность более дифференцированно подойти к работе с детьми: для отстающих детей подбирались индивидуальные занятия, игры. 

Система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду формируется:

  • на физкультурных занятиях (по 30 минут , 2 раза в неделю);
  • на дополнительных физкультурных занятиях (кружки по спортивной и художественной гимнастике, по 45 минут, 3 раза в неделю во второй половине дня у девочек, с 4-х лет 2 раза в неделю у мальчиков с 5 лет);
  • в бассейне 2 раза в неделю по 40 минут;
  • на дополнительных занятий в бассейне (по рекомендациям врача 2 раза в неделю);
  • на логоритмике в старших и подготовительных (логопедических) группах (1 раз в неделю по 30 минут);
  • в режиме дня (утренняя гимнастика; закаливающие процедуры с коррекционными упражнениями для осанки, плоскостопия; подвижные игры; физкультминутки, психогимнастика, физические упражнения на прогулке, катание на лыжах и т.д.)
  • в самостоятельной двигательной деятельности детей (физические упражнения и игры определяются самими детьми);
  • активным отдыхом (праздники, соревнования - всего 3-4 мероприятия в месяц);
  • проведением срезовых обследований в форме соревнований на базе детского сада и спортивной школы (ДЮСШ № 1, где дети получают награды, разряды, оценочные места.

 

Занятия в группах строятся по следующей схеме:

вводная часть - (разновидности ходьбы, бега, подскоков, специальные игровые развивающие упражнения);

основная часть - (объяснение, специальные игровые упражнения, упражнения на скамье, тренажерах, с предметами, упражнения на равновесие, силовые упражнения, подскоки в упоре, подтягивание в упоре, сидя и т.д.);

заключительная часть - (подвижные игры, эстафеты);

восстановление дыхания - (малоподвижные игры, дыхательные упражнения).

Ежедневная утренняя гимнастика и подвижные игры на прогулках, закаливающие упражнения, занятия на тренажерах (в том числе беговые дорожки, спортивные комплексы, фибропластиковые мячи) обогащают сенсорную среду ребенка, стимулируют его психическое развитие.

 

В настоящее время не ставится под сомнение факт, что мальчики и девочки обладают различными психическими особенностями. Наблюдая за детьми на занятиях физкультурой, мы невольно обращаем внимание, что у мальчиков и девочек по-разному формируются двигательные навыки. Поэтому при построении занятий необходимо, наряду с развитием всех физических качеств, включать упражнения на развитие гибкости, пластичности у девочек и силы у мальчиков. Поэтому занятия в ДОУ строятся на разделении групп по половому признаку.

У мальчиков на занятиях используются элементы: специальной гимнастики, борьбы с целью совершенствования и развития дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, общей выносливости.

С девочками занимаются аэробикой, художественной гимнастикой, развивающими гибкость, ловкость, быстроту, выносливость.

Коллективом детского сада разработаны и отобраны специальные упражнения, варьируя которыми можно решить сразу несколько задач. Так, обследование детей сотрудниками физкультурного диспансера показали, что плотность занятий в отдельных группах достигает более 80%. Частота сердечных сокращений в начале и конце занятия восстанавливается и достигает пика в середине тренировочного процесса. Это говорит о физической подготовленности детей. Укрепление мышечного корсета играет далеко не последнюю роль в занятиях с детьми, так как, попадая в школу, ребенок должен длительное время выдерживать статическую нагрузку, и от того, насколько развит у него мышечный корсет, во многом зависит и его работоспособность в школе. Быстрая утомляемость отрицательно сказывается на образовательном процессе. Именно поэтому на занятиях много упражнений на укрепление силы различных мышечных групп.

Занятие с мальчиками. Элементы спортивной гимнастики.

Задачи - развитие вестибулярного аппарата, равновесия, укрепление мышечного корсета и различных групп мышц.

Ходьба: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени.

Бег: на носках, с остановкой по сигналу, с захлестом голени, со сменой ног впереди, высоко поднимая колени, боковой галоп.

Упражнения общей физической подготовки - «Обезьянка», «Паучок», «Лягушка», «Рак», «Кузнечик», Собачка», «Мячик», «Крокодил», «Червячок», прыжки на одной ноге.

Упражнения со скамейкой.

Вариант А

Продвижение вперед, поочередно передвигая руками

Продвижение вперед, одновременно передвигая руками

Прыжки и вместе, и врозь с опорой на руки, поочередно их передвигая

Прыжки «туда-сюда» (ноги - на скамью)

Прыжки «туда-сюда», перепрыгивая

 

Вариант Б

Сгибание – разгибание рук в упоре лежа:

Руки на скамье

Руки на полу

Ноги на скамье

На кулаках

Сгибание-разгибание рук в упоре, сидя на скамье

Ходьба по скамье:

На полной стопе

На полупальцах

Высоко поднимая колено

 

Работа на тренажерах

10 наскоков  в упор (10 раз),

поднять ноги лежа на полу до касания шведской стенки (10 раз)

подтянуться в висе сидя (10 раз)

поднять ноги на наклонной доске менее 30 градусов

2 подхода  по 20 «лодочек»

 

Занятие по художественной гимнастике (девочки подготовительной группы).

Цель

  • Формирование правильной осанки
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата
  • Выполнение упражнений в композиции
  • Владение предметом (скакалка, лента, обруч, мяч)
  • Развитие волевых и нравственных качеств

Ходьба: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени.

Бег: на носках с остановкой по сигналу; с захлестом; со сменой ног впереди; высоко поднимая колени; боковой галоп.

Прыжковая разминка:

Прыжки, ноги вместе

Прыжки подтягивая колени к плечам

Прыжки ноги вместе, ноги врозь

Прыжки со сменой ног впереди

Прыжки «козлик»

Прыжки открытый, закрытый, закрытый-открытый

Прыжки с двух ног на одну

Прыжки, шагом в «шпагат»

 

Комплекс общеразвивающих упражнений с элементами акробатики

Упражнения с предметами:

Скакалка (вращения во всех плоскостях одной и двумя руками; скакалка вдвое, втрое, вчетверо.

Прыжки на двух ногах (назад, вперед, руки в «петле»; прыжки поочередно вперед, боком, с продвижениями вперед, боковой галоп)

Обруч:

Вращение во всех плоскостях: на туловище, на руках, на ногах; прыжки через обруч.

Мяч: Броски одной и двумя руками; удары об пол одной и двумя руками; вращения; перекаты.

Упражнения для развития брюшного пресса, мышц спины, восстановления сил и дыхания.

Раз в месяц организовано любимое детьми занятие - "Путешествие в подводный мир" (в бассейне):

(План - конспект занятия в средней  группе)

Цель: вызвать у детей эмоциональный подъем на занятиях плаванием.

Программное содержание:

  • продолжать закреплять скольжение и умение открывать глаза в воде,
  • воспитывать у детей самостоятельность и инициативу,
  • укрепление дыхательной системы.

Ведущая:

Полюбуйтесь, поглядите на веселых дошколят:

Олимпийские надежды нынче ходят в детский сад.

Все атлеты и пловцы - Вот какие молодцы!

К нам на праздник обещал прилететь на орле доктор Айболит. А вот он уже здесь! Как вы долетели?

Айболит: 

Ох, дети! Я еле-еле успел на ваш праздник.

По полям, по лесам, по лугам я бежал

И два только слова шептал:

"Детский сад, детский  сад, детский сад!"

Вдруг горы встают у меня на пути

И я по горам начинаю ползти.

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

И сейчас же с высокой скалы

Спустились ко мне орлы:

"Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезем".

И вот я здесь! У вас ангина?

Дети

Нет!

Айболит

Скарлатина?

Дети

Нет!

Айболит

Холерина?

Дети

Нет!

Айболит

Аппендицит?

Дети

Нет!

Айболит

Малярия и бронхит!

Дети

Нет, нет!

Айболит

Ох, какие вы здоровые дети! (подходит, осматривает детей). Все веселые, здоровые. А к проверке готовы? Вам лениться не годится! Помните, ребята! Даже звери, даже птицы - Делают зарядку.

Ведущая

Как?

Айболит

А вот так. (дети встают вдоль стены. Проводится игра-упражнение "У всех своя зарядка")

Раз - присядка, два - прыжок

И опять - присядка,

А потом опять - прыжок - Заячья зарядка. (дети выполняют упражнение)

Птичка скачет, словно пляшет, Птичка крылышками машет.

И взлетает без оглядки - Это птичкина зарядка.  Так сумеете?

А щенята, как проснутся, Обязательно зевнут.

Ловко хвостиком махнут. Как? (дети по-разному выполняют)

Ну а мишка косолапый широко разводит лапы:

То - одну, то - обе вместе. Покажите, как?

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым.

Целый час играют в прятки.

Это - беличья зарядка. Так сумеем? (дети имитируют движения белки)

Очень рад я: Из ребят никто не болен. Каждый весел и здоров. И к занятиям готов! (Айболит прощается и уходит)

Ведущая

А раз так, отправляемся в путешествие по морю. (звучит музыка, исполняется номер "Золотые рыбки")

В воде:

Дети из средней группы "Петух" входят в воду. (Звучит музыка "Голоса дельфинов и китов")

Далее – по группам, выполняют упражнения

"Крокодил в засаду!" Прыжки с погружением до уровня глаз - 8-10 раз.

"Водолазы" Выдох в воду - 1 мин.

"Подводная  лодка - в тоннель" Подныривание под обруч (элементы скольжения) - 1-2 мин.

"Дельфины" Перепрыгивание с последующим скольжением - 1-2 мин.

Игры "Мы ребята смелые", "Море волнуется" - 5 мин.

Свободное плавание с надувными игрушками - 5 мин.

"Ищем клад" Достать со дна камушки, затонувшие игрушки. 
(Дети находят "клад". Ведущая раздает детям призы.)


 

Сюжетно-игровые занятия проводятся и во время походов (см. приложение № 8).

Реализация проекта деятельности ДОУ по физкультурно-оздоровительной проблеме позволила достичь значительного улучшения сердечно-сосудистой и дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата, снизилась заболеваемость детей, улучшилась психическая и физическая их работоспособность.

 

Организация питания.

Большое значение в детском саду уделено питанию воспитанников.

Главное требование сводится к тому, что питание должно быть достаточным, т.е. удовлетворять все потребности организма здорового и больного ребенка в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах и витаминах (см. приложение № 9). В связи с этим, повара детского сада предлагают несколько видов диетического питания:

Мясо-молочное меню - для часто болеющих детей. Мясо-молочное меню обеспечивает потребность организма детей в дополнительном белке. Кроме увеличения потребления на 10-15% мясо-молочных продуктов обеспечивается потребность в витаминах группы С,В,А,Е за счет витаминизации, введения в ежедневный рацион продуктов - источников данных витаминов: зелень, свежие овощи, фрукты, ягоды, бобовые, гречневую группу, яйца, печень и другие. С этой же целью используется дрожжевой напиток.

Основное меню - для здоровых детей. Основное меню для здоровых детей отражает различную потребность их в основных пищевых веществах и энергии (см. приложение № 10).

Для всех детей детского сада существует сезонное меню и зеленый стол. 
Сезонное меню - это обязательное наличие в питании ребенка продуктов характерных для определенного времени года.

Например:

Май - крапива, редис, щавель...,

Июнь - зеленый лук, петрушка, салат, сельдерей…,

Июль - клубника, смородина, малина, ранние овощи, бобовые...,

Август - капуста, огурцы, помидоры, репа, арбуз, дыня, груша...,

Сентябрь - баклажаны, кабачки, виноград, облепиха и так далее.

Зеленое меню - обязательное ежедневное употребление продуктов растительного происхождения - морковь, свекла, капуста, лук, чеснок. На столе воспитанников в долгие зимние месяцы всегда свежие яблоки, лимоны, брусника, клюква, шиповник, а также овощные и фруктовые соки.

Отдельно хочется сказать о введении в лечебное питание "Бифилина". В свое время сотрудники коллектива ДОУ были обеспокоены тем, что не уменьшается число детей с аллергическими реакциями, функциональными нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта. Среди часто болеющих детей все чаще стал встречаться дисбактериоз, вызванный употреблением антибиотиков. Дети, подверженные инфекциям, ослаблены, часто из-за болезней пропускают занятия, что в свою очередь отрицательно сказывается на функциональной готовности к школе, развитии.

Совместно с родителями в детском саду разработана программа лечебного питания "Бифилин" (родители же стали и спонсорами этой программы) и заключили договор о постоянной поставке лечебного продукта в учреждение с НТФ "Био-Веста" (производитель продукта в г. Пермь).

Согласно этой программы дети в течение года неоднократно проходят курс лечения "Бифилином". Они очень любят этот напиток, который, обладая высокими диетическими свойствами, питательной ценностью, нормализует жизнедеятельность ребенка, положительно влияет на психоэмоциональную сферу, укрепляет его иммунную систему.

Для достаточного обеспечения детей витаминами группы «В», в рацион питания обязательно включают молочнокислые продукты: кефир, аэрин, ацидофильное молоко, ряженку – не менее 2 раз в неделю в счет нормы по количеству молока. Витаминизацию первых и третьих блюд обеда витамином С проводит медицинская сестра непосредственно перед раздачей (для ребенка в возрасте до 1 года – 30 мг, от 1 года до 6 лет – 40 мг, старше 6 лет – 50 мг аскорбиновой кислоты).

Наиболее небезопасными в отношении возникновения пищевых отравлений являются изделия из мясного фарша и рыбы. Поэтому эти изделия (котлеты, тефтельки, зразы, битки) подвергаются двухэтапной тепловой обработке: обжаривание на плите в течение 10 минут, затем обработка в духовом шкафу в течение 10 минут при температуре 220-250 градусов. Аналогично готовятся сырники, жареную рыбу кусочками, печень. Если для вторых блюд используется отварное мясо, птица, то их после разделения на порционные кусочки подвергают повторному кипячению в бульоне. Салаты и винегреты также требуют строгого соблюдения санитарных и технологических требований, поэтому их заправляют непосредственно перед подачей на стол.

Общее руководство организацией питания детей осуществляет заведующая детским дошкольным учреждением. Врач и диетсестра контролируют санитарное состояние пищеблока, условия хранения и реализации продуктов, меню и качество пищи, проводит санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей по вопросам рационального питания. В обязанности врача детского сада входит отбор детей для индивидуального и диетического питания.

 

2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения  с семьей

 

Здоровье детей - это та цель, где, безусловно, сходятся интересы и семьи, и детского сада. И особое место здесь занимает проблема сохранения и укрепления здоровья детей, а именно - обеспечение полноценного физического развития ребенка, закаливание организма, повышение его тренированности и устойчивости к утомлению, совершенствованию физиологических функций. Проблемой остается создание правильного режима ребенка в ДОУ и семье с учетом его индивидуального здоровья. Остается тревожной тенденция непонимания родителями значимости режима для здоровья и нормального развития ребенка.

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей