Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности


1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5

1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности


3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34

3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Орловский государственный  университет»

 

Допустить к защите  «___»________ 20__ г.

                                                                 Руководитель             __________________

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогическая  антропология»

тема: «Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов».

 

 

 

Выполнила:                                                                                  Замечания по работе

Студентка 302 А группы

Лунина А.А.

г. Орел

 

Проверил:

Научный руководитель, профессор

Мурадова Н.С.

Курсовая  работа защищена с оценкой _________  «___»__________ 2012г.

Подпись преподавателя  ________________

 

г. Орел, 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ---------------------------------------------------------------------------  3

 

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности

 

 

1.1. Понятие педагогической  компетентности. Основные характеристики  в различных трудах ученых  ----------------------------------------------------------   5

 

1.2. Педагогические аспекты формирования  профессиональной компетентности  будущего педагога  ---------------------------------------------- 10

 

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности

              2.1 Повышение профессионального  мастерства  ------------------------------  29

              2.2 Профессиональная пригодность  и профессиональная готовность  ---  31

Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности

   
 

3.1 Конспект урока «Золотые  россыпи народной педагогики»  ------------  34

 

3.2 Конспект урока «Проблемы  обучения детей со специальными  образовательными нуждами»  -----------------------------------------------------  43

   

Заключение  ----------------------------------------------------------------------- 54

Список литературы  ------------------------------------------------------------- 55


 

 

 

 

 

 

 

Введение

Модернизация системы  образования в России предполагает создание устойчивого механизма  ее развития и достижения ее главной  цели – обеспечение нового современного качества образования.

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования  во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия  существования образовательной  среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов  обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все  это  требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Компетентность, профессионализм  преподавателя – эта проблема была, есть и будет актуальной во все времена. Меняются государство  и общество, вместе с ними меняются требования, предъявляемые к педагогу. Скажем, десять, пятнадцать лет назад  владение компьютерными технологиями не входило в компетенцию преподавателя, а сейчас оно требуется. А что  еще нужно современному учителю, чтобы дети учились у него с  удовольствием?

Я постараюсь разобраться  в этой проблеме.

Итак, определим, что является объектом, предметом и целью моего  исследования.

Объект исследования: процесс формирования и развития профессиональной компетентности.

Предмет исследования: особенности формирования профессиональных качеств личности педагога; диагностика профессиональных качеств и свойств личности педагога; коммуникативная деятельность педагога; совершенствование педагогических процессов, форм, средств, методов организации учебной деятельности; развитие личности.

Цель работы: теоретически изучить, диагностировать, выделить и проанализировать особенности формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя, а также условия их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности

 

1.1 Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых.

Термин «компетентность» обычно употребляется применительно  к лицам определенного соционально-профессионального  статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и  умений реальному уровню сложности  выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность и компетенция  являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может  в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание  находим и в определении А. С. Белкина, характеризующего «компетенции как совокупность того, чем человек  располагает, а компетентность –  как совокупность того, чем он владеет»1.

В 1996 году Совет Европы назвал несколько групп компетенций, которыми должен владеть современный человек  для оптимальных межкультурных, общественно-политических и межличностных  коммуникаций. Отмечу, что основой  для их развития являются ответственность, самостоятельность, толерантность, способность  к диалогу, умение формировать и  высказывать критическую оценку, самоактуализация, самообразование  и т. д. – качества, вырабатывающиеся в результате рефлексии. С этих позиций  Э.Ф. Зеер выделяет несколько конструктов  содержания образования: базовые компетентности, ключевые компетентности, а также  учебно-познавательные и метапрофессиональные качества.

Согласно концепции Дж. Равенна, создание внешних и внутренних условий формирования профессиональной компетентности не столь важно, сколь  важно воспитание личности профессионала2.

Определяя ведущие компоненты компетентности, он называет около  сорока характеристик и способностей человека, которые помогают ему достигать  личностно значимых целей (среди  них такие, как вовлечение эмоций в процесс деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, умение работать над чем-либо спорным  и вызывающим беспокойство, использовать инновации для достижения целей, способность разрешать конфликты  и смягчать разногласия, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих и т. д.)

Дж. Равен отмечает, что  их набор меняется в зависимости  от характера профессиональной деятельности, установок организации, индивидуально-личностных особенностей работников. Все указанные  качества отличаются их рефлексивной природой, доминированием личностного  потенциала над предметным или узкопрофессиональным содержанием.

Следует отметить, что представления  о профессиональной компетентности педагога претерпели значительные изменения: от разработки основ формирования педагогической направленности (А. А. Орлов, С. Т. Каргин, И. Я. Фастовец) и развития профессионально  важных качеств и личности в целом  Е. П. Белозерцев, И. А. Колесникова, А. Е. Кондратенков, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И. Я. Лернер) к определению сущности истоков педагогического творчества (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, В. И. Загвязинский, М. М. Поташник), анализу психологических  основ профессиональной деятельности педагога (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

В работах, посвященных профессиональной компетентности педагога, в разное время и у разных авторов встречаются  самые различные трактовки. Это  и психическое состояние, позволяющее  действовать самостоятельно, и обладание  способностью и умением выполнять  определенные трудовые функции, и уровень  образованности и общей культуры личности, и единство теоретической  и практической готовности к осуществлению  педагогической деятельности, и интеграция опыта, теоретических знаний и практических умений, а также значимых для педагога личностных качеств. Из этого набора следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт.

При этом необходимо, чтобы  педагог был нацелен на перспективность  в работе, открыт к динамическому  обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально  значимых результатов.

Эта общая характеристика профессиональной компетентности педагога в литературе конкретизирована различными вариантами и моделями профессионально  значимых качеств личности.

Н. В. Кузьмина определяет профессионализм  как качественную характеристику субъекта деятельности, которая является мерой  владения педагогом современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными  способами ее осуществления. Для  этого она рассматривает пять функциональных элементов педагогической деятельности, которые требуют безусловной  опоры на процедуру рефлексии( в  особенности такие, как проектировочный  и коммуникативный). В соответствии с содержанием профессиональной педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет такие компоненты, как:

  • специальная компетентность – глубокие знания, квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;
  • методическая компетентность в области формирования знаний, умений и навыков учащихся – владение различными методами обучения, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; знание психологических механизмов усвоения;
  • психолого-педагогическая компетентность – владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;
  • дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых – умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися;
  • аутопсихологическая компетентность – умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желание самосовершенствования.

Таким образом, модель, предложенная Н. В. Кузьминой, включает рефлексию  как самостоятельный элемент; при  этом другие элементы требуют знания механизмов рефлексии. Это означает, что последняя, с одной стороны, является системообразующим фактором формирования профессиональной компетентности и, с другой, входит в ее структуру.

По мнению Э. Ф. Зеера, реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур  личности педагога: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств.

Первая – интегральное качество личности. Определяющее отношение  к профессии. Потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Оно включает профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность – уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно  решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирование личности другого человека.

Рефлексивная компетентность выделена как одна из ведущих (наряду с аутопсихологической, конфликтологической, социально-перцептивной) в сложной  структуре профессиональной компетентности в работах основоположников изучения профессионализма в отечественной  науке. В ряде работ российских ученых профессиональная компетентность раскрывается через понятия «способности»  и «умения». Так, в классификации  Ю. И. Калиновского особого внимания заслуживает компетентность, названная  исследовательской и включающая:

а) рефлексивную способность  к обнаружению и постановке проблем, способность продуцировать разнообразные  идеи в нерегламентируемой ситуации;

б) умения рефлексировать: основания  собственной деятельности (ценностные, мировоззренческие, профессионально-позиционные); средства, используемые в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности и их адекватность складывающейся ситуации и выдвигаемой цели; затруднения  в деятельности как отсутствие или  неадекватность используемых средств; соотносить замысел и реализацию; выделять основные тенденции и процессы в исследуемой ситуации; выявлять скрытые и явные причины сложившейся  ситуации; прогнозировать на основе экстраполяции  будущее положение дел; различать  уровень профессионального сознания и уровень актуализации личностного  начала; осуществлять проспективную  визуализацию имеющихся и складывающихся возможностей; проектировать то, что  необходимо достичь в будущем  и конкретном коллективе.

На основании данной характеристики можно сделать вывод об актуальности рефлексивной компетентности в описании современного профессионала.

 

1.2 Педагогические  аспекты формирования профессиональной  компетентности будущего педагога.

Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов